Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПОРА ЗРЕЛОСТИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / События и факты / ПОРА ЗРЕЛОСТИ

ПОРА ЗРЕЛОСТИ

Прошедшая в Москве, в октябре 2014 года Международная научно-практическая конференция: «Христианское музыкальное образование: исторический опыт, современность, перспективы» была посвящена 35-летию Московского Института Духовной Музыки.

В обзорном докладе ректор Института, профессор Евгений Гончаренко рассказал о трех этапах развития этого учебного заведения. В 1979 году по инициативе ведущих музыкальных служителей и ходатайств руководства Союза баптистов перед властями на базе Заочных Библейских Курсов открылось Регентское отделение. Тогда же разрешение на учреждение Регентской школы при Ленинградской Духовной Академии получила Русская Православная Церковь.

С началом перестроечной эпохи начинает работать Музыкальный факультет Библейского Института. Учебное заведение, ориентированное на программы высшего музыкального образования и генетически связанное с Регентским отделением и Музыкальным факультетом, заявило о себе 14 лет назад.

Становление Института Духовной Музыки на всех его этапах было серьезным испытанием, проверкой на прочность, посвященность и жертвенность организаторов, преподавателей и студентов. Местом базирования учебного заведения долгие годы являлось здание Союза и Московской Центральной Церкви евангельских христиан-баптистов. Заниматься приходилось фактически в полевых условиях. Нехватка помещений, инструментов, постоянные финансовые проблемы. Часто местом занятий становилась небольшая церковная столовая, библиотека, комнатушки в получердачных помещениях, а то и просто узкий проходной коридор. Во время сессий все здание наполнялось какофонией звуков и броуновским движением разношерстного люда. Кто-то осваивал вокализы, кто-то самозабвенно репетировал «дирижерскую сетку» перед большим зеркалом прямо в коридоре, кто-то разучивал гаммы на пианино.

Полевые условия закаляли преподавателей и студентов, приучая к выносливости, терпению и целеустремленности. Качество подготовки не страдало, а, наоборот, улучшалось из года в год. Многие студенты приходили учиться музыкальному искусству, что называется от станка в заводском цеху, от стройплощадки. Такие студенты осваивали искусство дирижера, аккомпаниатора практически с нуля. И у них получалось, благодаря необыкновенному трудолюбию и усердию. Пройдя обучение они успешно трудились и трудятся в поместных церквах на поприще музыкального служения.

Основатель Института, дирижер и композитор Евгений Гончаренко подбирал преподавателей опытных, высококвалифицированных, готовых к подвижническому труду. Много сил, знаний и лет отдал Институту преподаватель по дирижированию Станислав Шмигор, вокалисты: Алексей Орлов, Анна Давыдова, концертмейстер Людмила Гончаренко.

Юбилейная конференция не первая в ряду научно-практических и музыкально-образовательных. Подобные форумы Институт проводит регулярно, на протяжении многих лет в Москве и по регионам.

На пленарных заседаниях с разнообразными по тематике докладами выступали, в основном, ученые и руководящие служители из стран ближнего и дальнего зарубежья. Директор Института теологии и истории Боннской богословской семинарии Йоханнес Дик познакомил аудиторию с интересными изысканиями в области обнаружения синтеза и переплетения музыкальных традиций евангельских церквей России и Германии. Виталий Волчанский, пастор и ответственный музыкальный руководитель из США, приводил факты наплыва в церковную среду пагубной музыки, которая калечит и духовно опустошает христиан.

На долю преподавателей Института Духовной Музыки выпала работа в секциях. Секционные доклады носили более практический характер и были в наибольшей степени связаны с анализом предметов, методик, входящих в программы учебного процесса. Преподаватель теории музыки, кандидат искусствоведения Светлана Оськина, представила свои учебно-методические пособия. Ученый-музыковед, доцент Уральской Консерватории и также преподаватель Института Духовной Музыки Виктор Кадочников обрисовал способы освоения студентами обширного материала по курсу истории церковной музыки. Кирилл Гончаренко, кроме индивидуальных занятий по вокалу, ведет курс «Основы церковного руководства». Его доклад был как раз посвящен связи образовательного процесса с формированием характера и личности музыкального служителя. Декан Института, композитор Руслан Гольцов делился практическими соображениями и давал рекомендации по поводу организации церковных оркестров. Преподаватель дирижирования, Тимофей Гончаренко несколько лет возглавлял Музыкальный факультет Омского Баптистского Колледжа. На конференции он представил возможные проекты устроения музыкальных школ в объединениях церквей ЕХБ.

Преподаватели старшего и нового поколения научились работать в одной упряжке, сохраняя линию преемственности, делясь опытом и знаниями.

- Тридцать пять лет – это пора зрелости, - подчеркнул в своем выступлении директор Христианского центра «Апологет», пресвитер Курской церкви Геннадий Лихих. – Слава Богу, и большая благодарность Евгению Семеновичу и его команде за преданность делу Божьему, за нелегкий труд.

Труд, на самом деле непростой. И путь к зрелости – тернистый. Среди всех перипетий и соблазнов, Институту удалось сохранить классическую отечественную школу преподавания. В программе нет ни одного предмета, который студенты изучали бы интенсивом, скоропалительно, методом наскока, только на протяжении одной сессии.

Преподаватели и некоторые студенты плодотворно работают над серьезными научно-исследовательскими проектами. Результаты их научных работ публикуются в журналах, брошюрах, книгах. Все студенты защищают диплом на присвоение бакалавра церковной музыки.

Известно, что евангельско-баптистское движение в России в начале прошлого века сформировало свою школу музыкального образования. Ее самобытный облик определила плеяда выдающихся по таланту, образованности и культуре служителей. Это К.Инкис, А.Кеше, Н.Казаков, Я.Вязовский, Н.Высоцкий.

В русле традиций этой школы следует Институт Духовной Музыки, выстраивая учебный процесс таким образом, чтобы готовить музыкальных служителей высокого профессионального уровня, одухотворенных, стоящих на твердом богословском фундаменте, на принципах христианской этики и культуры.

Владимир Попов