РОССИЙСКИЕ ПРОТЕСТАНТЫ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ
В нашей стране должен быть слышен общий голос протестантов, полагает сопредседатель Консультативного совета, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской, епископ Сергей Ряховский.
Протестантизм – явление разнородное. Протестанты в России – это множество различных церквей, союзов и групп. Но есть и общая черта, которая их всех объединяет, это высокая социальная активность. Протестантские церкви в России имеют свою, уже более чем вековую историю и, по различным оценкам, составляют до 25% от числа всех зарегистрированных религиозных организаций страны. Сегодня протестанты понимают, чтобы заявить о себе, они должны выступить в качестве единой силы перед лицом общества и власти.
Для осуществления этих целей 20 февраля нынешнего года был создан Консультативный совет глав протестантских церквей России. Инициаторами выступили четыре протестантских союза: Российский союз евангельских христиан-баптистов (руководитель Юрий Сипко), Западно-Российский союз церкви христиан – адвентистов седьмого дня (Василий Столяр), Союз христиан веры евангельской России (Павел Окара) и Российский объединенный союз христиан веры евангельской.
Названные союзы объединяют около 85% всех российских протестантов. Каждый из них более 50 лет отработал на территории России, имеет глубокие исторические корни, объединяет не менее 1000 общин. Кроме того, представители этих союзов входят в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и в Комиссию при Правительстве РФ по вопросам религиозных объединений, возглавляемую Валентиной Матвиенко. Все вышеперечисленные факторы учитывались при выборе участников Консультативного совета. Хотелось, чтобы он сразу приобрел определенный статус и политический вес в диалоге с властью и иными конфессиями.
Среди целей и задач Совета прежде всего – участие в строительстве толерантного многоконфессионального общества, способствование примирению конфессий и религий в России, восстановление нравственных и духовных ценностей, материального уровня жизни.
Кое-что уже удалось сделать, но многое остается пока в планах. Первой акцией Совета был молитвенный завтрак в гостинице «Мариотт». На нем присутствовали представители правительства, администрации Президента, Государственной думы, разных конфессий. Молитвенные завтраки – это мировая протестантская практика.
Сейчас идет работа специального комитета по выработке программы действий на следующий год. В него в качестве наблюдателей вошли представители полпредств Президента, а это уже достаточно высокий уровень. Несмотря на то что не хотелось бы смешивать эту работу с политикой, невольно она присутствовать будет, поскольку будущий год – год выборов в Думу.
Политика затрагивает всю жизнь человека, и никто не может оставаться от нее в стороне. От государства отделена церковь, а не люди. Христианам не рекомендуется прямо участвовать в партиях, выдвигать свою кандидатуру на выборах только священнослужителям. Братьям и сестрам, членам церквей, рекомендуется участвовать и в политике, и в бизнесе, и в общественных инициативах.
Объединение протестантов было создано и потому, что они не чувствуют себя единой силой в обществе и политической жизни. За последние годы РПЦ через различные PR-акции стремилась показать, что, кроме нее, другой влиятельной силы на религиозном поле страны нет, что все остальные раздроблены и неорганизованны. И когда в феврале нынешнего года произошел неприятный казус с католиками, протестанты почувствовали, что и им брошен вызов и что протестанты должны действовать вместе. При этом они объединились отнюдь не против РПЦ. Наоборот, протестанты с глубоким уважением и почтением относятся к Русской православной церкви как к носительнице той культуры, в которой мы все живем и которая создала Россию. Но при этом в России должен быть единый голос протестантов, как есть единый голос РПЦ. Речь идет не о вероучительном единстве, а о единой общественно-политической позиции.
Сейчас в Консультативном совете участвуют баптисты, пятидесятники, адвентисты. Договориться всегда легче, когда договаривается небольшое число сторон. Поэтому пока в Совет решили никого больше не приглашать. Хотя и замыкаться тоже не стоит. Для начала следует научиться работать вместе и извлекать максимальную пользу из единства.
В будущем будет создан клуб протестантских деноминаций при Консультативном совете. К участию в работе клуба планируется пригласить руководителей всех традиционных протестантских групп: пресвитериан, методистов, лютеран и т. д. Может быть, кто-то из них в дальнейшем войдет в состав Совета.
Шаги по практическому воплощению тех целей, которые Консультативный совет поставил перед собой, заключаются в том, чтобы, во-первых, написать основы общепротестантской социальной концепции. Пока что только Союз христиан веры евангельской принял социальную концепцию. В конце осени предполагается представить ее на слушаниях в Государственной думе. Союз занимает активную социальную позицию и хотел бы, чтобы общество ее знало. Поэтому проводятся слушания концепции, а не потому, что РПЦ сделала то же самое. Наше общество и власть иногда даже толком не знают, что такое протестантизм.
Сегодня в России живет около одного миллиона протестантов и есть все предпосылки к росту этой цифры. Они желают служить России в социально-духовной сфере согласно девизу: «Мы спасены, чтобы служить!»
Протестанты во всем мире имеют колоссальный опыт социальной работы. Поэтому в Совете попытались сделать концепцию как можно более социальной, а не политизированной. Документ содержит около 30 пунктов по разным вопросам – Церковь и государство, Церковь и общество, Церковь и культура, Церковь и биомедицинская этика, Церковь и экология и т. д.
В отличие от адвентистской концепции, совет не делает большого акцента на здоровье. В отличие от баптистов и православных, разработана более активная общественная позиция. Есть желание активнее участвовать в налаживании отношений с государственными институтами, есть попытки участвовать в тех процессах, которые происходят в государстве, в том числе и в законотворчестве.
Сейчас почти все протестанты разрабатывают свои концепции, что в результате может закончиться созданием общепротестантской социальной концепции, где будет минимум теологии и максимум практики.
Протестантизм – явление разнородное. Протестанты в России – это множество различных церквей, союзов и групп. Но есть и общая черта, которая их всех объединяет, это высокая социальная активность. Протестантские церкви в России имеют свою, уже более чем вековую историю и, по различным оценкам, составляют до 25% от числа всех зарегистрированных религиозных организаций страны. Сегодня протестанты понимают, чтобы заявить о себе, они должны выступить в качестве единой силы перед лицом общества и власти.
Для осуществления этих целей 20 февраля нынешнего года был создан Консультативный совет глав протестантских церквей России. Инициаторами выступили четыре протестантских союза: Российский союз евангельских христиан-баптистов (руководитель Юрий Сипко), Западно-Российский союз церкви христиан – адвентистов седьмого дня (Василий Столяр), Союз христиан веры евангельской России (Павел Окара) и Российский объединенный союз христиан веры евангельской.
Названные союзы объединяют около 85% всех российских протестантов. Каждый из них более 50 лет отработал на территории России, имеет глубокие исторические корни, объединяет не менее 1000 общин. Кроме того, представители этих союзов входят в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и в Комиссию при Правительстве РФ по вопросам религиозных объединений, возглавляемую Валентиной Матвиенко. Все вышеперечисленные факторы учитывались при выборе участников Консультативного совета. Хотелось, чтобы он сразу приобрел определенный статус и политический вес в диалоге с властью и иными конфессиями.
Среди целей и задач Совета прежде всего – участие в строительстве толерантного многоконфессионального общества, способствование примирению конфессий и религий в России, восстановление нравственных и духовных ценностей, материального уровня жизни.
Кое-что уже удалось сделать, но многое остается пока в планах. Первой акцией Совета был молитвенный завтрак в гостинице «Мариотт». На нем присутствовали представители правительства, администрации Президента, Государственной думы, разных конфессий. Молитвенные завтраки – это мировая протестантская практика.
Сейчас идет работа специального комитета по выработке программы действий на следующий год. В него в качестве наблюдателей вошли представители полпредств Президента, а это уже достаточно высокий уровень. Несмотря на то что не хотелось бы смешивать эту работу с политикой, невольно она присутствовать будет, поскольку будущий год – год выборов в Думу.
Политика затрагивает всю жизнь человека, и никто не может оставаться от нее в стороне. От государства отделена церковь, а не люди. Христианам не рекомендуется прямо участвовать в партиях, выдвигать свою кандидатуру на выборах только священнослужителям. Братьям и сестрам, членам церквей, рекомендуется участвовать и в политике, и в бизнесе, и в общественных инициативах.
Объединение протестантов было создано и потому, что они не чувствуют себя единой силой в обществе и политической жизни. За последние годы РПЦ через различные PR-акции стремилась показать, что, кроме нее, другой влиятельной силы на религиозном поле страны нет, что все остальные раздроблены и неорганизованны. И когда в феврале нынешнего года произошел неприятный казус с католиками, протестанты почувствовали, что и им брошен вызов и что протестанты должны действовать вместе. При этом они объединились отнюдь не против РПЦ. Наоборот, протестанты с глубоким уважением и почтением относятся к Русской православной церкви как к носительнице той культуры, в которой мы все живем и которая создала Россию. Но при этом в России должен быть единый голос протестантов, как есть единый голос РПЦ. Речь идет не о вероучительном единстве, а о единой общественно-политической позиции.
Сейчас в Консультативном совете участвуют баптисты, пятидесятники, адвентисты. Договориться всегда легче, когда договаривается небольшое число сторон. Поэтому пока в Совет решили никого больше не приглашать. Хотя и замыкаться тоже не стоит. Для начала следует научиться работать вместе и извлекать максимальную пользу из единства.
В будущем будет создан клуб протестантских деноминаций при Консультативном совете. К участию в работе клуба планируется пригласить руководителей всех традиционных протестантских групп: пресвитериан, методистов, лютеран и т. д. Может быть, кто-то из них в дальнейшем войдет в состав Совета.
Шаги по практическому воплощению тех целей, которые Консультативный совет поставил перед собой, заключаются в том, чтобы, во-первых, написать основы общепротестантской социальной концепции. Пока что только Союз христиан веры евангельской принял социальную концепцию. В конце осени предполагается представить ее на слушаниях в Государственной думе. Союз занимает активную социальную позицию и хотел бы, чтобы общество ее знало. Поэтому проводятся слушания концепции, а не потому, что РПЦ сделала то же самое. Наше общество и власть иногда даже толком не знают, что такое протестантизм.
Сегодня в России живет около одного миллиона протестантов и есть все предпосылки к росту этой цифры. Они желают служить России в социально-духовной сфере согласно девизу: «Мы спасены, чтобы служить!»
Протестанты во всем мире имеют колоссальный опыт социальной работы. Поэтому в Совете попытались сделать концепцию как можно более социальной, а не политизированной. Документ содержит около 30 пунктов по разным вопросам – Церковь и государство, Церковь и общество, Церковь и культура, Церковь и биомедицинская этика, Церковь и экология и т. д.
В отличие от адвентистской концепции, совет не делает большого акцента на здоровье. В отличие от баптистов и православных, разработана более активная общественная позиция. Есть желание активнее участвовать в налаживании отношений с государственными институтами, есть попытки участвовать в тех процессах, которые происходят в государстве, в том числе и в законотворчестве.
Сейчас почти все протестанты разрабатывают свои концепции, что в результате может закончиться созданием общепротестантской социальной концепции, где будет минимум теологии и максимум практики.
По материалам «НГ Религии»