Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Уединение в нашей жизни / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Бог / Уединение в нашей жизни
Уединение в нашей жизни
Уединение в нашей жизни
28.03.2015
4240

1. Тяжелый труд

 

Духовная жизнь – это дар. Это дар Святого Духа, Который поднимает нас в Царство Божьей любви. Но если мы говорим, что подняться в Царство любви человек может в результате Божьего дара, то это еще не значит, что нам остается только пассивно ждать, пока Бог дарует нам этот дар.

Иисус призывает нас приготовить наши сердца к Царству Божьему. Приготовление сердца к чему-либо означает не только серьезное ожидание, но и твердую решимость. Духовная жизнь требует от человека определенных усилий. Те силы, которые тянут нас назад, в греховную жизнь, преодолеть совсем непросто.

«Как трудно, - восклицает Иисус, - ...войти в Царствие Божие!» (Мк. 10:23). И очень трудно убедить нас в необходимости сделать это. Господь говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

 

2. Тихий нежный голос

 

Здесь мы затрагиваем вопрос дисциплины и духовной жизни. Духовная жизнь без дисциплины невозможна. Дисциплина является обратной стороной ученичества. Практика духовной дисциплины делает нас более восприимчивыми к тихому и нежному голосу Бога.

Пророк Илия встретился с Богом не в сильном ветре, не в землетрясении, не в огне, а тогда, когда услышал тихий голос (3 Цар. 19:9-13). Благодаря практике духовной дисциплины мы становимся восприимчивыми к этому тихому голосу и, услышав его, готовы ответить на него.

 

3. От абсурда к жизни в послушании

 

Из всего того, что я сказал о нашей беспокойной и суетной жизни, становится ясно, что нас, как правило, окружает столько шума, что нам просто трудно услышать нашего Бога, когда Он говорит с нами. Мы часто становимся глухими и неспособными определить, когда Бог обращается к нам, неспособными понять, в каком направлении Он нас зовет.

Так наша жизнь становится жизнью абсурда. В слове абсурд есть латинский корень от слова сурдус, которое буквально означает «глухой». Духовная жизнь требует дисциплины, потому что нам нужно учиться слушать Бога, Который постоянно с нами говорит, но Которого мы редко слышим.

Однако когда мы учимся слушать Бога, наша жизнь становится жизнью послушания. Слово послушный в латинском языке происходит от слова аудире, что означает «слушающий». Духовная дисциплина необходима для того, чтобы медленно, шаг за шагом, двигаться от абсурда к жизни в послушании, от жизни, полной беспокойного шума, к жизни, в которой есть свободное внутреннее пространство, где мы можем слушать нашего Бога и следовать Его наставлению.

Жизнь Иисуса была жизнью послушания. Он всегда слушался Своего Отца, всегда внимал Его голосу, всегда следовал Его путям. Иисус был «весь внимание». В этом и состоит истинная молитва: быть внимательными к Богу. Корнем всякой молитвы действительно является слушание, послушание перед Богом.

 

4. Целенаправленные усилия

 

Поэтому духовная дисциплина представляет собой усилия, направленные на построение внутреннего и внешнего пространства, в котором такое послушание можно практиковать. Посредством духовной дисциплины мы не даем этому миру заполнить нашу жизнь до такой степени, чтобы в нем не оставалось места для слушания Бога. Духовная дисциплина освобождает нас для молитвы, или, скажу лучше, позволяет Духу Божьему молиться в нас.

 

5. Время и место

 

Без уединения просто невозможно жить духовной жизнью. Уединение начинается там, где у нас есть время и место для Бога, и только для Него. Если мы действительно верим в то, что Бог не просто существует, но и активно участвует в нашей жизни, – исцеляет, учит и направляет, – тогда нам необходимо уделять время и место для того, чтобы внимать только Ему. Иисус говорит: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6).

 

6. Внутренний хаос

 

Привнесение уединения в нашу жизнь – самый необходимый, но в то же время и самый трудный шаг. Даже если в нас живет искреннее желание настоящего уединения, мы испытываем определенный дискомфорт, когда наступает такое время в уединенном месте. Как только мы остаемся совсем одни, без людей - не с кем поговорить, без книг – нечего читать, без телевидения - нечего смотреть, без телефона – некому позвонить, в нас начинается некий внутренний хаос.

Этот хаос может оказаться настолько угнетающим, настолько обескураживающим, что мы едва можем дождаться того момента, когда мы снова вернемся к своим делам. Поэтому когда мы входим в отдельное помещение и закрываем за собой дверь, то это еще не значит, что мы тут же закрываемся от своих сомнений, беспокойств, страхов, плохих воспоминаний, неразрешенных конфликтов, чувств гнева и импульсивных желаний. Наоборот, когда мы закрываемся от внешних помех, мы начинаем чувствовать, что наши внутренние помехи проявляют себя с новой силой.

Часто мы пользуемся внешними факторами, чтобы защититься от внутренних беспокойств. Поэтому и неудивительно, что нам трудно оставаться в уединении. Столкновение с нашими внутренними конфликтами может оказаться для нас болезненным, а порой и просто невыносимым.

Поэтому очень важно учиться пребывать в уединении. Уединение – это не спонтанный ответ на жизнь, изобилующую разными событиями и делами. Существует множество причин, по которым человек не хочет оставаться один. Поэтому мы должны тщательно планировать свое уединение.

 

7. Запишите это черным по белому

 

Пять-десять минут в день может быть максимальным временем, которое мы можем выдержать. Возможно, мы можем выдержать час в день, полдня в неделю, день в месяц, неделю в год. Продолжительность времени может быть разной, в зависимости от темперамента, возраста, профессии, образа жизни, зрелости.

Но мы не можем подойти к духовной жизни серьезно, если не будем уделять какое- то время для того, чтобы быть с Богом и слушать Его. Можно записать это черным по белому в своем ежедневнике, чтобы потом уже никто не смог лишить нас в это время того, на что мы его отвели. И тогда мы сможем сказать нашим друзьям, соседям, ученикам, покупателям, клиентам или родителям: «Простите, но у меня уже назначено на это время другое мероприятие, и это уже не изменить».

 

8. Под обстрелом тысяч мыслей

 

Отведя какое-то время для уединения, мы начинаем развивать в себе внимание к Божьему голосу. В самом начале, в первые дни, недели и даже месяцы нам будет казаться, что мы просто зря тратим время. Время в уединении может поначалу представляться периодом, когда нас атакуют тысячи мыслей и чувств, появляющихся из скрытых недр нашего сознания.

Один из самых первых христианских мыслителей описывает первую стадию уединенной молитвы как переживания человека, который, прожив много лет в доме с открытыми дверями, вдруг решил их запереть. Гости, которые давно привыкли приходить в его дом без приглашения, стали стучать в его дверь, удивляясь, почему теперь они не могут к нему войти. И только поняв, что их не приглашали, они постепенно перестали стучать.

Примерно то же самое переживает всякий, кто решает проводить какое-то время в уединении после того, как столько лет прожил без духовной дисциплины. Поначалу многое будет постоянно отвлекать. Но постепенно, по мере того как вы будете все меньше и меньше уделять всему этому внимания, оно медленно уйдет.

 

9. Искушение бежать

 

Понятно, что главным здесь является верность дисциплине. Вначале кажется, что уединение настолько идет вразрез с нашими желаниями, что нас постигает искушение бежать от него. Одним из способов такого бегства являются фантазии или просто сон. Но когда мы остаемся верными дисциплине, будучи твердо убежденными в том, что Бог с нами даже тогда, когда мы Его не слышим, мы постепенно начинаем понимать, что мы не хотим тратить время, отведенное для уединенного общения с Богом. Хотя мы и не испытываем в уединении такого удовлетворения, как нам хотелось бы, мы уже понимаем, что день, проведенный без уединения, не такой «духовный», как день, проведенный в нем.

 

10. Первый признак молитвы

 

Интуитивно мы понимаем, что важно проводить какое-то время в уединении. Мы даже начинаем искать возможность уделять время этому процессу, который поначалу кажется нам странным. Такое желание уединения часто является первым признаком молитвы, первым показателем того, что присутствие Божьего Духа уже не будет незамеченным.

Когда мы освобождаемся от множества беспокойств, мы познаем не только умом, но и сердцем, что в действительности мы никогда не бываем одинокими, что Дух Божий всегда с нами. Так мы начинаем понимать то, что Павел писал римским верующим: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:3-5).

 

11. Путь к надежде

 

В уединении мы узнаем Духа, Который уже дан нам. Боль и борьба, с которыми мы сталкиваемся в нашем уединении, становятся путем к надежде, потому что наша надежда основана не на том, что будет после того, как наши страдания закончатся, а на реальном присутствии исцеляющего Духа Божьего среди этих страданий.

Уединение постепенно открывает нам возможность прикоснуться к этому полному надежды присутствию Бога в нашей жизни, позволяет нам вкусить даже сейчас радость и мир, которые принадлежат новому небу и новой земле.

Уединение, как я уже здесь сказал, является одной из самых важных дисциплин в развитии жизни в молитве. Это и простой, и одновременно нелегкий путь избавления от рабства наших тревог и забот и начать слышать тот голос, который несет в нашу жизнь обновление.

 

Из книги «Обновление»

 

Об авторе

Генри Нувен (1932-1996) родился в голландском городе Нейкерк, и в 1964 г. уехал в США. Католический священник и психолог, он преподавал в нескольких престижных университетах, в том числе в Йельском, Гарвардском университетах, в Нотр-Даме. Он написал больше двадцати книг, и среди них «Дневник Дженеси», «Раненый целитель», «С открытыми руками», а среди самых последних можно назвать такие труды, как «Грациас» и «Пусть в Дейбрейк».

Духовные поиски Нувена привели его к тому, что он стал нести служение среди умственно больных людей в международном сообществе Лярше. Проведя один год во французском Тросли, он переехал в канадский центр «Дейбрейк», что в Ричмонд Хилле, в провинции Онтарио, где работал с 1986 г. до самой своей смерти. В этом центре умственно больные люди и их ассистенты живут вместе как Божьи дети, пытаясь тем самым воплотить Благую весть в жизнь. Ассистенты осуществляют общую заботу о своих подопечных: готовят им еду, поддерживают порядок и чистоту, морально ободряют и молятся за них.

Еще читать