Главная / Статьи / Бог / Место для Бога
Место для Бога
Место для Бога
27.12.2016
497

1. Наша жизнь с Богом судится по отношению к людям

Духовная жизнь не сокрыта внутри нас. Она проявляет себя во всем и пронизывает все, что мы говорим и делаем. Жизнь в Боге, соприкосновение с Духом Святым, обращение к Божьей милости заставляет нас брать на себя часть Божьих забот о людях, служить проводником Божьей морали в мире - через собственную жизнь возвещать Бога. В самом деле, и Ветхий, и Новый Заветы указывают на то, что об отношении к Богу следует судить по отношению к людям (Ис. 58:6-11; Ам. 5:21-24 и др.).

 

2. Иисус и наши дары Богу

а. Иисус говорит нам, когда мы готовы предстать перед Господом с подношениями или преклонить колени для молитвы:

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24)

б. Иисус считает, что подносить Богу дары - деньги, песни, поклонение, причащаться или даже молиться - оскорбительно для Господа до тех пор, пока все это выражает чисто человеческие отношения. Иисус заклинает нас не предлагать ничего Богу, пока мы не примирились с нашими братьями, включая сестер, родителей, детей, супругов, соседей, врагов, друзей, чужеземцев, черных, белых, красных и желтых, голодных, нищих, вдов и сирот, больных или увечных. Имеет ли кто-нибудь из них что-либо против вас? Тогда идите к ним первыми и примиритесь, прежде чем творить молитву.

в. Кто из нас вернулся бы к молитве, пошел бы в церковь или пожертвовал, послушайся мы этого наказа? Как-то готовясь к воскресной проповеди в своей церкви, я сказал одной женщине, что собираюсь говорить об этом. Она спросила: «Вы хотите лишиться паствы?»

Неужели нам следует со столькими примириться, отдать столько долгов, разрешить столько конфликтов?

 

3. Альтернативная жизнь

а. Молитва и духовная жизнь не есть уход от жизни, но альтернатива ей.

б. Рьяное занятие «святыми вещами» никогда не являлось достойным способом преодоления боли, существующей в мире, или отчуждения между нами и остальными братьями и сестрами. Когда же подобный конфликт или обида торжествуют, нам ничего не остается, как отбросить церемонии и взяться за наведение порядка обеими руками.

в. Иисус имел в виду не те обиды, которые накопились у нас на остальных, но обиды на нас. Это не означает, однако, что сердиться на кого-либо здраво. Обиды затрудняют общение с Богом, Который предлагает возлюбить своих врагов. В Библии сказано, что гнев и месть приравниваются к убийству (Мф. 5:21-22). Гнев разъединяет людей. Доброта соединяет. На самом деле, Иисус не говорил о наших обидах по отношению к другим людям, ибо Он предполагал, что у нас не будет врага, что мы действительно возлюбим ближних наших, даже «врагов».

 

4. Истинная справедливость

а. Не спешите с подношениями и для начала разберитесь в самих себе! Идея справедливости не есть нечто отстраненное. Мы не отчуждены от тех, кто страдает, но мы страдаем вместе (со-страдание) со всеми сломленными людьми. Послушание означает, что мы «слышим» (по-слушание) - и не только Бога, но и всех страждущих, людей, нуждающихся в воздаянии (справедливости). Сострадание вовлекает нас в глубокое переживание, скорее, единения со всеми людьми, чем размежевания. Оно требует от нас отдачи, причем автоматически и естественно, требует служения людям. Оно вдохновляет на поступки, о возможности которых мы никогда не подозревали.

 

5. Бог, Которому мы молимся

а. Бог, Которому он молился (и Которому должны молиться мы) явил Себя в образе Иисуса Христа, разделившего наши страдания. Он дал Себя опутать людскими проблемами, разделил нашу судьбу, чтобы почувствовать наше склонное к страданиям человечество. В Иисусе Бог познал наши муки изнутри, проявил Себя Богом милосердным.

б. В Священном Писании прямо указывается, что Иисус «умилосердился»(Мк  1:31). Он умилосердился в Своем сердце, месте, где помещаются наши самые сокровенные и глубинные эмоции. Сострадание, которое ощущал Иисус, было совершенно отличным от поверхностного и мимолетного чувства печали или привязанности. Оно уходило к самым тонким фибрам Его сущности. 

в. Мы получим более выразительную картину, если употребим древнееврейский термин со значением «милосердие» rachamin, буквально означающий «чрево Иеговы». Сострадание – это настолько глубокое, мощное чувство Иисуса, что наиболее полно оно может быть описано как движение «чрева Бога». Когда Иисус умилосердился, источник «всего живого» задрожал, основа любви и нежности «разверзлась, и неизмеримая, неистощимая и непостижимая Божественная нежность проявилась».

г. Для Христа сострадание означает отождествление с людьми, отрицание Своей личности, чтобы сделаться одним из нас; принятие человеческого облика, несение бремени раба. Сострадание означает послушание (Флп. 2:5-11). Единение и служение не суть способы достижения цели, но результат послушания. Они исходят из восприятия Божественной любви и отклика на нее, из близости к Богу.

 

6. Молитва и самопознание

а. Молитва приближает к Богу, к милосердному Богу, Которого мы видим в Иисусе Христе. А чем ближе мы к Богу, тем ближе мы ко всем людям в мире. Весь мир помещается в сердце Господа. Ученик не бежит от мирской боли, но проникает в самый ее центр. В одиночестве мы постигаем суть конфликтов, войн, несправедливости, жестокости, ненависти, ревности и зависти, глубоко пустивших корни в наших сердцах. Ничто человеческое не чуждо также нам. В молитвах мы принимаем на себя ответственность за несправедливость, царящую в нас самих и во всем мире.

б. Томас Мертон считал, что «осознанность и действие крепко связаны друг с другом; если кто-то пытается действовать или делать что-либо для других, для мира без углубления самопознания, свободы, целостности и силы любви, то ему нечего предложить остальным. В подобном случае он не сможет передать остальным ничего, кроме собственной ущербности, агрессивности, эгоцентрических амбиций». Он даже утверждает, что работа на других, не ведущая к очищению сердца, не более чем самообман.

в. Молитва помогает прикоснуться к Богу и к собственному естеству, связывает нас с окружающими. Мы видим их, стоящими перед Богом со всеми их заботами и нуждами, как себя перед Богом со всеми нашими нуждами. «Заступническая» молитва как раз и заключается в том, чтобы привести людей к Богу или присоединиться к людям перед лицом Господа. Мы страдаем вместе с Богом в образе Христа за спасение мира, за освобождение угнетенных, за прекращение войн, за излечение больных, за утешение страждущих. В молитве мы шаг за шагом отождествляем себя с теми, за кого молимся, когда мы поручаем их милости Божьей. Мы, таким образом, чувствуем присутствие людей!

 

7. Поступки - конечный критерий духовной жизни

Наша работа по установлению подлинных человеческих отношений требует связи с Богом. Стремление к справедливости и милосердию возвращает нас назад к молитве. Сущность молитвы со всей очевидностью возвращает нас к сущности бытия. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21-22).

Мы совершили полный круг, вернувшись туда, откуда начали. Конечный критерий духовной жизни есть не молитва, но поступки (Мф. 25:31-46). Молитва требует от нас активного служения Господу и тем людям, чей плач мы слышим. Она призывает нас к поступкам, о выполнении которых мы не задумывались, - к поступкам, делающим безграничное Божественное милосердие и справедливость осязаемыми… 

 

Из книги «Место для Бога»