Главная / Статьи / Бог / Темная ночь души
Темная ночь души
Темная ночь души
25.02.2017
701

1. Очищение души

В определенный момент духовного пути Бог переводит человека из начальной стадии на более продвинутый уровень. На этом уровне человек начинает заниматься духовной работой и продолжать расти в своей духовной жизни.

Души этих людей, как правило, испытывают в такие моменты то, что называется «темная ночь души». Эта «темная ночь» проходит тогда, когда такие люди лишаются всех тех радостей, которые когда-то испытывали в своей духовной жизни. Это происходит потому, что Бог хочет очистить их и привести на новые высоты.

После того как Бог обращает таким образом душу, эту душу поддерживает Святой Дух. Подобно любящей матери, Бог заботится о младенческой душе, утешает ее, кормя ее духовным молоком. Такие души на этом уровне обретают великий свет. Они начинают упорно и настойчиво молиться; они участвуют в религиозной деятельности благодаря той радости, которую они испытывают.

Но наступит время, когда Бог призовет их расти еще дальше. Он уберет из души утешение, чтобы научить ее добродетели и предостеречь ее от всего того, что мешает развитию.

В следующем разделе мы будем говорить о семи главных грехах. В каждом из этих грехов становится ясно, каким образом эта душа начала злоупотреблять этим духовным утешением, и почему Бог должен забрать его, чтобы очистить эту душу от таких несовершенств.

 

2. Тайная гордыня

Те, кто начинают свой путь в духовной жизни, в своей деятельности проявляют неподдельное старание. Опасность для них наступает тогда, когда они начинают довольствоваться своими религиозными трудами и самими собой. Здесь в них запросто может возникнуть некая тайная гордыня, которая является первым из семи главных грехов.

Такие люди становятся «слишком духовными». Они все время любят говорить о «духовных вещах». Они начинают довольствоваться своим ростом. Они предпочитают учить, а не учиться. Они обличают других людей, которые не так «духовны», как они. Они подобны фарисеям, которые хвастались собой и презирали тех, кто не так духовен, как они.

Дьявол часто разжигает в таких людях пыл, чтобы гордость в них росла еще быстрее. Дьявол знает, что все их труды и вся их добродетель со временем утратят свою ценность, и если они не будут работать над собой, то эта добродетель вообще превратится в свою противоположность. Потому что они начинают заниматься духовными делами уже для того, чтобы другие люди почитали их. Они хотят, чтобы другие люди видели, какие они духовные. Они также начинают бояться исповедоваться перед кем-либо, потому что это приведет к концу их благочестивого образа. И если они исповедуются, то стараются представить свои грехи в более мягком свете, чтобы сами они казались другим не такими «несовершенными».

Они молят Бога забрать от них несовершенство, но делают это только для того, чтобы обрести внутренний покой, а не ради Божьей славы. Они не понимают, что если Бог заберет от них их несовершенство, они, скорее всего, еще больше возгордятся, станут еще более заносчивыми.

Но те из них, кто действительно находится на Божьем пути, будут смиренно противостоять такой гордыне. Они будут учиться как можно меньше думать о себе и о своих религиозных трудах. Вместо этого они все время будут думать о том, как велик Бог и как мало они могут сделать для Него. В таких людях живет Дух Божий, призывающий их хранить свои сокровища в тайне.

 

3. Рабы своих чувств

Многие из тех, кто начинает свой путь в духовной жизни, обретают духовную жадность, второй главный грех. Они перестают довольствоваться тем, что Бог дает им, потому что не испытывают утешения, которое, как они считают, они заслуживают. Они начинают читать много книг, совершать множество благочестивых дел, чтобы обрести как можно больше духовного утешения.

Их сердца все больше прислушиваются к чувствам, которые они обретают в благочестивой жизни. Они сосредотачиваются на чувствах, а не на духовности. Очень часто эти души начинают ценить определенные религиозные предметы или священные места и начинают слишком высоко ценить видимые вещи.

Но те из них, кто находятся на правильном пути, будут взирать на Бога, а не на внешние предметы и не на свои внутренние переживания. Они войдут в темную ночь души и увидят, что там ничего этого нет. Все их удовольствия и радости будут убраны, чтобы душа могла очиститься. Потому что душа никогда не будет расти, пока она не будет находиться в тесной связи с Богом.

 

4. Три причины

Третьим грехом является духовное наслаждение. Именно этот грех порождает все остальные, и поэтому именно он считается самым главным. Вот что при этом происходит: душа, погруженная в молитву, может испытать сильные искушения и оказаться бессильной противостоять им. Иногда такое происходит даже в момент святого причастия, или во время исповеди. Это происходит по одной из трех причин.

Первой причиной является физическое наслаждение, которое испытывает тело в духовных вещах. Нижняя часть нашей природы, плоть, иногда трепещет в процессе благочестия. Но тело не может обладать духовным процессом, не может контролировать его, поэтому оно трепещет от того, чем оно обладает, то есть от чего-то нечистого и плотского.

Второй причиной является дьявол. Чтобы взбудоражить и обеспокоить душу, дьявол пытается пробудить в ней что-то нечистое, надеясь на то, что человек поддастся возникшим искушениям. Душа начинает бояться этих искушений и находит успокоение в молитве, а если искушения не проходят, она даже начинает отказываться от молитвы.

Третьей причиной является чрезмерный страх перед нечистыми помыслами. Некоторые души настолько нежны и хрупки, что не могут противостоять таким мыслям и живут в большом страхе перед ними. Сам по себе такой страх может привести к их грехопадению. Такие души могут начать волноваться при малейшем нарушении, и поэтому их очень легко отвлечь.

Когда душа входит в темную ночь, все эти явления находятся под контролем. Плоть успокаивается, дьявол замолкает, страх утихает – и все это благодаря тому, что Бог забирает из души все чувственные наслаждения, а душа без них очищается.

 

5. Святые днем

Когда душа начинает радоваться благам духовной жизни, а потом лишается их, она начинает гневаться и огорчаться. Это грех духовного гнева, четвертого главного греха, и от него также необходимо очищаться в темной ночи.

Когда их свет подходит к концу, эти люди испытывают сильные беспокойство и разочарование, подобно тому, как младенец сердится, когда его отнимают от материнской груди. В таком естественном разочаровании нет никакого греха, но если его предоставить самому себе, оно становится опасным.

Есть люди, которые начинают гневаться в самих себе в такие моменты, думая, что свою радость они утратили в результате чего-то такого, что они сделали или не сделали. Они начинают суетиться, волноваться, делать все, что только могут, чтобы восстановить в себе это утешение. Они прилагают силы к тому, чтобы стать святыми при дневном свете. Они предпринимают все силы к тому, чтобы стать более духовными, но чем упорнее их усилия, тем больше их грехопадение.

Их проблема заключается в нехватке терпения, когда человек ждет, что даст им Бог, и в то время, которое Сам Бог выберет. Им нужно учиться духовной кротости, которая приходит в темной ночи.

 

6. За пределами умеренности

Пятым грехом является духовное чревоугодие. Многие души пристращаются к духовной сладости благочестивой жизни и стремятся получить ее все больше и больше. В конце концов, они выходят за пределы умеренности и едва не убивают себя духовными упражнениями.

Они часто пытаются подчинить свою плоть великими проявлениями покорности, длительными постами, болезненными покаяниями. Но помните: это односторонние покаяния; они не исходят от Бога. Такие люди действуют по своей воле и поэтому возрастают не в добродетели, а в пороке.

Они не ходят в истинном послушании, а вместо этого делают то, что они хотят, в то время и в той мере, как им самим угодно. Все это они делают не для Бога, а для самих себя, и по тем причинам, от которых они сами скоро устанут. И именно поэтому таким людям было бы лучше вообще оставить благочестие.

Проблема здесь заключается в следующем: когда они не испытывают никакого удовольствия за свое благочестие, они начинают думать, что чего-то не исполнили. Это глубокое заблуждение, потому что в этом кроется несправедливое суждение о Боге. Ибо истина состоит в том, что те чувства, которые мы испытываем от нашей духовной жизни, меньше всего приносят нам благо. Невидимая и неощутимая благодать Божья гораздо больше, и она выше нашего понимания.

Можно сказать, что, стараясь обрести утешение, такие души в действительности теряют свою духовность. Ибо истинная духовность кроется в настойчивости, терпении и смирении. Грех духовного чревоугодия заставляет людей читать больше книг, произносить больше молитв, но Бог по Своей мудрости лишит их всякого утешения, потому что Он знает, что подарить им такое утешение - значит породить неумеренные аппетиты и открыть путь к бесчисленному злу. Господь исцеляет такие души скудостью темной ночи.

 

7. Уставшие от духовных упражнений

Последними двумя грехами являются пороки духовной зависти и духовной лени. Люди, которые воображают себя духовными, довольно часто не рады слышать о духовном росте других людей. Их главная забота заключается в том, чтобы славить самих себя. И им неприятно, когда такое внимание уделяется кому-то другому, им хочется, чтобы о них думали как о самых духовных. Но это противоречит любви, которая, по словам Павла, радуется доброте.

Духовная лень происходит, когда из духовной жизни уходит наслаждение. Такие души начинают уставать от духовных упражнений, которые не приносят никакого утешения, поэтому они их просто отвергают. Они становятся сердитыми, потому что Бог призывает их делать то, что не соответствует их собственным нуждам. Они начинают терять интерес к Богу, потому что мерят Бога по себе, а не себя по Богу. Такие души слишком слабы и не могут нести тот крест, который дается нам для нашего роста, тот крест, который мы обретаем в темной ночи души.

 

8. Бог трудится пассивно

Короче говоря, Бог принимает те несовершенства, которые внутри нас, и по Своей любви к нам побуждает нас расти. По Своей любви Он не довольствуется нашей слабостью, и именно поэтому Он проводит нас через темную ночь. Он отучает нас от всех наслаждений, даруя нам времена скудости и внутреннюю темноту.

Делая это, Он может забрать от нас все пороки и вселить в нас добродетель. В темной ночи гордыня становится смирением, жадность становится простодушием, гнев становится удовлетворенностью, наслаждение становится покоем, чревоугодие становится умеренностью, зависть становится радостью, а лень становится силой. Ни одна душа не вырастет в духовной жизни, если Бог не будет пассивно трудиться в такой душе посредством темной ночи.

 

Из книги «Темная ночь души»

 

*********

 

Знакомство с автором

 

Родившийся в Фантиверосе, в окрестностях Кастильи в Испании, Иоанн (1542-1591) в 1564 году стал монахом ордена кармелитов. Он изучал философию и богословие в кармелитском колледже в Саламанке, в одном из ведущих университетов Европы. В 1567 году, в тот год, когда он был рукоположен, он познакомился с Терезой Авильской. Тереза увидела в Иоанне огромный потенциал и поставила его во главе ордена. Она восхищалась его набожным образом жизни и его организаторскими способностями. И она в нем не разочаровалась, поскольку Иоанн сумел учредить еще несколько орденов.

Именно в это время, в связи с его страданиями и верностью вере, его стали называть «Иоанном Креста». Всю свою жизнь он посвятил реформам католической церкви, используя для этого свое руководящее положение и свои многочисленные письменные труды.

В конце концов, он был арестован и содержался под стражей теми, кто сопротивлялся реформам. Именно в заточении он написал свой самый знаменитый труд «Темная ночь души». В нем описан труд, который Бог совершает в душе человека – не через радость и свет, а через страдания и тьму. Концепция «темной ночи» стала неотъемлемой частью представления о духовных странствиях.

Несмотря на то, что Иоанн Креста умер несколько столетий назад, его учение продолжает оказывать существенное влияние на христианскую духовность.

 

 

 

Читать по теме