Главная / Статьи / Бог / Троица и еврейские Писания
Троица и еврейские Писания
Троица и еврейские Писания
02.07.2017
379

Я хочу только прикоснуться к одной из самых сложных проблем в иудео-христианском диалоге. И мне почему-то кажется, что христианам это важнее, чем их оппонентам.

Но начну, я, пожалуй, с анекдота. Представьте современную еврейскую атеистическую семью. К папе-атеисту приходит сын и говорит:

 - Папа, нам сегодня учительница рассказывала о Святой Троице…

Папа закипает гневом и кричит:

 - Запомни: есть только один истинный Бог – в которого мы не верим!

Ну, а теперь серьезно. Вот что пишет раввин Стэнли Гринберг из синагоги «Синай» в Филадельфии:

«Христиан, конечно, называют верующими в триединую концепцию Бога. Но их попытки базироваться при этом на Писании бросают вызов неопровержимому свидетельству еврейской Библии (Ветхому Завету). Еврейские Писания ясны и недвусмысленны по поводу единства Бога. Библия подтверждает, что Бог Один с безошибочной ясностью. Монотеизм, бескомпромиссная вера в Одного Бога, есть отличительная черта еврейской Библии, стойкое подтверждение иудаизма и непоколебимая вера еврея…»

То есть, уважаемый раввин прямо говорит: нельзя верить в Троицу и быть евреем! Более того, он продолжает:

«Ни при каких обстоятельствах… троичность Божества не может базироваться на еврейской Библии!»

А так ли это? Давайте-ка посмотрим, как развернуто и обстоятельно отвечает раввину Гринбергу доктор Арнольд Фрухтенбаум. Вот его ответ – причем базируется он исключительно на тексте Писания и доскональном знании библейского иврита.

 

БОГ ЕСТЬ МНОЖЕСТВО

 

Имя «Элохим»

Считается, что «Элохим» есть множественное существительное, имеющее мужское окончание «им». Вот пример слова «Элохим» в отношении истинного Бога: «Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

А вот то же слово в отношении ложных богов: «Да не будет у тебя других богов (элохим) пред лицом Моим» (Исх.20:3). А также: «…пойдет вслед других богов (элохим)» Вт.13:2.

Конечно, этот пример не доказывает триединства, но, так сказать, открывает дверь доктрине множественности в Божестве, поскольку слово «элохим» используется по отношению и к единому истинному Богу, и к множеству ложных богов.

 

Глаголы множественного числа, используемые со словом «Элохим».

Все, кто знает иврит, признают: слово «Элохим», стоящее отдельно, – это множественное существительное. Тем не менее, многие также отрицают идею множественности в Божестве. Рассуждают они так: когда слово «Элохим» употребляется в разговоре об истинном Боге, за ним следует глагол единственного числа. Когда же речь идет о ложных богах, за ним всегда следует множественное число глагола.

Кстати, тот же раввин Гринберг пишет: « Глагол «бара» (создал), который мы видим в первом стихе Бытия – единственное число. Не нужно глубоко знать иврит, чтобы понять: начальный стих Бытия ясно говорит о Боге в единственном числе».

Это, в общем-то, верно, но… есть в Библии места, где слово «Элохим» обозначает истинного Бога – и все же сочетается с глаголом во множественном числе. Например:

Быт. 20:13: «Когда Бог (Элохим) повел меня странствовать из дома отца моего…» (буквально: «они повели меня странствовать»).

2 Цар. 7:23: «…приходил Бог (Элохим)» (буквально «они приходили»).

Пс. 57:12: «…подлинно Он есть Бог, который судит» (буквально: «они судят»).

Есть и другие места, но пока достаточно и этих. Пойдем дальше.

 

Имя «Элоах»

Если бы только множественная форма «Элохим» была возможна при упоминании Бога, тогда можно было сказать: да, у авторов еврейских Писаний не было альтернативы для его применения по отношению к истинному Богу и ложным богам. Но она есть! Это единственная форма – слово «Элоах». Она используется в таких местах, как Вт. 32:15-17 или Авв. 3:3. Причем эта форма используется всего 250 раз, тогда как форма множественного числа – 2500 раз, т.е. в 100 раз больше! И это весомый аргумент в пользу множественности Божества.

 

Множественные местоимения

Другой случай: Бог говорит о Себе, используя множественные местоимения:

Быт. 1:26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу НАШЕМУ  и подобию НАШЕМУ».

Вряд ли Бог обращается к ангелам, поскольку человек создан по образу Бога, но не ангелов. Интересно, как комментирует это место Талмуд (Мидраш Рабба):

«Рабби Самуил бар Ханман от имени рабби Ионафана сказал, что во время, когда Моисей писал Тору, подойдя к стиху: «И сказал Бог (Элохим): сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» – Моисей спросил: «Господь Вседержитель, почему Ты даешь посредством этого предлог сектантам (верящим в Триединого Бога) ?» Бог ответил Моисею: «Ты пиши, и кто хочет заблуждаться, пусть заблуждается» (!).

Очевидно: Талмуд просто обходит проблему и не может ответить адекватно, почему Бог говорит о Себе во множественном числе.

Вот еще примеры использования множественного местоимения:

Быт. 3:22: «И сказал Господь Бог (ЯХВЕ Элохим): вот, человек стал как один из НАС…»

(Здесь нужно пояснение об имени ЯХВЕ. Личное Имя Бога Израилева записано в еврейской Библии четырьмя согласными буквами ИХВХ или ЯХВЕ. Произнесение этого имени в иудаизме избегается с начала III века по Р.Х.; первоначально заменено на «Адонай» (наш Господь), позже заменилось на «Ашем» (Имя). А имя ЯХВЕ или ИЕГОВА – это гибридное неправильное прочтение еврейских букв с гласными звуками как «Адонай») (Энциклопедия Иудаика, стр.593).

Быт. 11:7: «СОЙДЕМ же и СМЕШАЕМ там язык их…»

Ис. 6:8: «И слышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать, и кто пойдет для НАС?»

Обратите внимание, что в последнем примере в одном предложении употребляется и единственное, и множественное местоимение.

 

Множественные описания Бога

Другой аспект, также исходящий из иврита: существительные и прилагательные в разговоре о Боге, множественны. Вот примеры:

Екк. 12:1: «Помни Создателя твоего (буквально «создателей»)».

И.Нав. 24:19: «…Бог святой…» (буквально «Боги святые»).

Ис. 54:5: «Ибо Творец твой есть супруг твой…» (буквально «творцы, супруги»).

А теперь обратимся к великому вероисповеданию еврейского народа.

 

Молитва «Шма, Йисраэль»

Вт. 6:4: «Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть!»

Этот стих более других используется для подтверждения того факта, что Бог один – против позиции множественности. Но обосновано ли это?

Во-первых, нужно заметить, что слова «Бог твой» в ивритском тексте множественны и буквально звучат как «Боги твои». Однако, главный аргумент состоит в слове «един», которое на иврите звучит как «эхад». Даже беглый просмотр ивритских текстов с использованием этого слова показывает, что слово «эхад» не означает абсолютное единство, но составное. Например:

Быт. 2:64 – мужчина и женщина соединяются в браке и становятся одной (эхад) плотью.

Иез. 37:17 – два жезла складываются, чтобы стать одним (эхад) – впечатляющий пример.

Таким образом, «эхад» в Писаниях – это составное единство, а не абсолютное.

Но есть в иврите слово, означающее как раз абсолютное единство – это слово «яхид». Это слово можно встретить в тех местах Писания, где акцент ставится на значении «ЕДИНСТВЕННЫЙ». Если бы Моисей намеревался учить абсолютному единству Бога в противовес составному, то он, несомненно, употребил бы именно слово «яхид». Знаменитый учитель иудаизма Маймонид заметил силу слова «яхид» и использовал его при составлении своих «Тринадцати основ веры». Но все дело в том, что Вт. 6:4 не использует слова «яхид» при упоминании Бога!

Но пойдем еще дальше.

 

БОГ – ЭТО, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ДВОЕ

 

Слова «Элохим» и «ЯХВЕ» (ИХВХ) употребляются для обозначения двух личностей

Чтобы усилить пример множественности, в еврейских Писаниях приводятся ситуации, когда слово «Элохим» встречается применительно к двум личностям в одном стихе:

Пс. 44:7,8: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».

Здесь обращение направлено к первому Элохим, и второй Элохим – это Бог первого Элохим. И потому Бог Бога помазал Его елеем радости.

Но не только слово «Элохим» используется по отношению к двум личностям в одном стихе. Но то же происходит и с самим именем Бога:

Быт. 19:24: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба».

Совершенно ясно, что мы видим ЯХВЕ номер один, проливающего огонь и серу от второго ЯХВЕ, который на небе, в то время как первый находится на земле.

Еще один пример – Зах. 2:8-9: «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычей рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня».

Опять мы видим одного ЯХВЕ, посылающего другого ЯХВЕ для выполнения конкретного задания!

 

БОГ ЕСТЬ ТРОЕ

 

Сколько всего личностей?

Итак, еврейские Писания ясно указывают на множественность Божества. Но тогда возникает вопрос: сколько же личностей существует в Божестве? Ранее мы видели, что имя Бога применялось, по меньшей мере, к двум личностям. Но просматривая еврейские Писания, мы находим, что три и только три определенные личности когда-либо считались Божественными.

Во-первых, существует множество случаев, когда речь идет о Господе ЯХВЕ. Это употребление столь часто, что нет необходимости его цитировать.

Вторая Личность, о которой идет речь, – это Ангел ЯХВЕ. Эта личность всегда считалась отличной от других ангелов и уникальной. Почти в каждом отрывке, где его можно найти, о нем идет речь как об Ангеле ЯХВЕ и Самом ЯХВЕ. Например, в Быт. 22:11 (жертвоприношение Авраама) Он – Ангел ЯХВЕ, но уже в следующем стихе Он – Бог.

Но особо интересный отрывок мы видим в Исх. 20:20-23, где этот Ангел имеет власть прощать грехи, потому что собственное имя Бога ЯХВЕ в нем, и поэтому ему нужно повиноваться безропотно. Этого, конечно, ни в коем случае, нельзя сказать об обычном ангеле. Но сам факт, что собственное имя Бога есть в этом ангеле, указывает на его Божественный статус.

Но третья главная личность – это Дух Божий, называемый на иврите Руах-а-Кодеш. Есть множество упоминаний о Духе Божьем: Быт. 1:2, 6:3; Иов. 33:4; Пс. 50:13; Ис. 11:2 и т.д. Святой дух не может быть простой эманацией (безликой силой), потому что у Него есть все характеристики личности (интеллект, эмоции, воля) и Он считается божественным.

Итак, из различных разделов еврейских Писаний ясно видно, что о трех личностях говорится как о Божественных и являющихся Богом: Господь ЯХВЕ, Ангел ЯХВЕ и Дух Божий.

 

Три личности в одном отрывке

В еврейских Писаниях вы также можете найти места, где говорится о трех Личностях сразу. Например, это Ис. 48:12-16:

«Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, и Я первый, и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном, и явит мышцу Его над халдеями. Я, Я сказал и призвал его, Я привел его и путь его будет благоуспешен. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его».

Говорящий показывает на себя как на ответственного  за создание неба и земли. Ясно, что здесь не может говориться ни о ком другом, кроме как о Боге. Но в 16-м стихе говорящий ссылается на себя, используя местоимение «Мне» и «Меня», а затем отделяет себя от двух других личностей – от Господа ЯХВЕ  и от Духа Божьего. Здесь показано триединство ясно и определенно – со всей определенностью еврейских Писаний.

А вот отрывок также из Ис. 63.9-14:

«Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них. Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались? Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя».

Это обращение ко временам Исхода, где все три личности присутствовали активно. Достаточно часто на протяжении еврейских Писаний Бог говорит о Себе как о единственном ответственном за спасение Израиля из Египта, но в этом месте  Писания хвала за это воздается трем личностям. И здесь нет никакого противоречия, поскольку все три заключают в себе единство одного Божества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы выяснили, что учение еврейских Писаний указывает на множественность в Божестве. Первое лицо последовательно называется ЯХВЕ (Господь), тогда как второму лицу даются имена ЯХВЕ, Ангел ЯХВЕ или Слуга ЯХВЕ. Последовательно и обязательно второе лицо направляется первым. О третьем говорится как о Духе ЯХВЕ, Духе Божьем или Святом Духе. Он также посылается первым, но в постоянной связи со служением второго.

Если Триединство Бога не является еврейской концепцией (как об этом пишут и говорят современные раввины), то это же касается и Писаний. Еврейские христиане никак не могут быть обвинены в том, что они «впали в язычество», когда они настаивают на том, что Иисус был Сыном Божьим. Он тот самый, о котором писал Моисей, приводя слова Господа:

«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе];  блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым: Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, [Гергесеям,] Евеям и Иевусеям, и истреблю их [от лица вашего]…» (Исх. 23:20-23).

 

Свет Нового Завета

В полном согласии с учением еврейских Писаний Новый Завет ясно показывает: есть три лица в Божестве, хотя это становится намного более определенным. Первое лицо названо Отцом, тогда как второе – Сыном.

Новый Завет точно отвечает на вопросы из Книги Притчей 30:4: «Какое имя ему? И какое имя сыну его? Знаешь ли?» Имя Сына – Иешуа (Иисус). В согласии с еврейскими Писаниями, Он послан Богом, чтобы быть Машиахом (Мессией) – но в этот раз как человек, а не как Ангел. К тому же Он послан с конкретной целью – умереть за наши грехи. По существу, произошло то, что Бог стал человеком, чтобы выполнить Свой труд искупления.

Новый Завет называет третье Лицо Божества Святым Духом. На протяжении всего Нового Завета Он связан со вторым – опять же, в полном согласии с еврейскими Писаниями. Таким образом, мы видим, что есть непрерывное  учение и в еврейских Писаниях, и в Новом Завете, связанное с Триединством Бога.

Пожалуй, трудно что-нибудь добавить к ответу доктора Фрухтенбаума. Разве что благословение апостола Павла коринфской церкви (2 Кор. 13:13): «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь». 

 

Тэги:   Писание   мысли   Бог   
Читать по теме