Главная / Статьи / Бог / Художники своей жизни
Художники своей жизни
Художники своей жизни
11.07.2018
58

1. Художники особого рода

«Понимают ли человеческие существа жизнь, пока они живут - каждую, каждую минуту?» - спрашивает Эмилия, молодая женщина из пьесы Торнтона Уайлдера «Наш город». По пьесе, Эмилия умирает во время родов, однако ей даруется уникальное переживание: Режиссер позволяет ей воскреснуть и прожить один день в кругу семьи. Несмотря на то, что Эмилия питает большие надежды на этот день, ее постигает разочарование. Перед самым возвращением на кладбище она высказывает это разочарование Режиссеру:

 

Эмилия: У нас не хватает времени посмотреть друг на друга. (Она вдруг не выдержала и заплакала.) Я не поняла… И все это так и продолжалось, и мы так и не заметили… Понимают ли человеческие существа жизнь, пока они живут - каждую, каждую минуту?

Режиссер: Нет. (Пауза.) Может быть, святые и поэты - они немного ее понимают.

 

Наблюдение Эмилии призывает нас жить - сознавая, осмысливая «жизнь, пока мы живы - каждую минуту». Мы нуждаемся в напоминании, что необходимо ценить все, что происходит вокруг нас и внутри нас, быть в контакте с другими людьми и собой, помнить о Боге.

Художники (как «поэты», о которых говорит Режиссер) несомненно нуждаются в такого рода осознании, для того чтобы писать или рисовать сколько-нибудь достоверно. Им необходимо обращать внимание на то, что их окружает, и на то, что происходит у них внутри. Им необходимо затрачивать время на углубление в суть вещей, вновь открывать мир глазами, полными любви, проникать взглядом в глубину действительности. Быть художником - значит «понимать жизнь во всей ее глубине», как однажды заметил тонкий художник В.Ван Гог.

Но глубоко воспринимать жизнь должны не только художники. Каждую личность можно рассматривать как художника особого рода. Мы - художники нашей собственной жизни. Чтобы жить сколько-нибудь подлинной жизнью, мы должны присоединиться к тем «святым и поэтам», которые воспринимают жизнь в ее глубине.

 

2. Поверхностность занятой жизни

Глубинная жизнь предъявляет особые требования, в то время как быть поверхностным столь легко. Мы так заняты! У нас так много срочных дел, так много деловых встреч, так много книг, которые нужно прочесть, так много событий, которые ожидают нашего участия. Либо наша работа отнимает уйму времени и заставляет работать сверхурочно, либо мы - безработные и тратим недели на поиск ее, и нас снедает беспокойство. Наши семьи требуют участия и энергии. Наши ученые труды заполняют каждую минуту рабочего дня. Наши дома, квартиры или сады требуют внимания. Мы обещаем сделать что-нибудь для церкви или общественных организаций. Нас беспокоят проблемы, возникающие во многих уголках мира, и раздражает невозможность что-либо изменить. У нас просто нет времени - наши календари переполнены встречами: врачи, уроки музыки, вечеринки, концерты, спортивные состязания, встречи…

Однажды, покатав детей, или выкосив лужайку перед домом, или поработав сверхурочно, вы можете устало упасть в кресло. И, возможно, вместо того чтобы уснуть, ваш мозг станет пересматривать прошедший день со всеми его ударами и возможностями. Может оказаться, что в уголке вашего сознания возникнут простые вопросы: «Что я делаю среди этой суеты и шума? Куда я иду?» Или, может быть, даже тот самый вечный мятежный вопрос: «Кто я есть?»

Наверно, нам нужно падать в кресло чаще - до наступления истощения. Нам необходимо больше свободного времени, чтобы прикоснуться к внутренним измерениям нашей жизни, чтобы задать себе некоторые фундаментальные вопросы, чтобы просто быть.

 

3. Иисус и занятая жизнь

Иисус был чрезвычайно занят (Мк. 6:31), настолько занят, что Его друзья думали, что Он может сойти с ума (Мк. 3:20-21). Его редко оставляли в одиночестве. Поэтому Он был вынужден находить время, чтобы оставаться в одиночестве и отдавать Свое нераздельное внимание, чтобы молиться (Мк. 1:35; 6:46-47; 14:32-42; Мф. 14:22-25; 26:36-46; Лк. 4:42; 6:12-13; 11:1-2; 22:39-46). Эти моменты должны были давать Ему «осознание того, что соединяет наш мир в единое целое», Своего «Я», Своей миссии и Своего отношения к Богу.

Если такое одиночество для молитвы, для восприятия слова Божьего необходимо было Иисусу, то, уж конечно, оно необходимо нам! Мартин Лютер однажды сказал: «У меня столько дел, что я не могу за них браться, если не проведу ежедневно три часа в молитве». Обычно я поступаю как раз наоборот: чем сильнее я занят, тем меньше времени я уделяют молитве… Многие сталкиваются с такой же проблемой и понимают ее. Подозрительно они относятся лишь к другой крайности. Если бы я сказал вам, что без труда нахожу время для молитвы, что провожу ежедневно в молитве три часа, вы бы задумались, «продуктивно» ли я работал. Вы также могли бы подумать, не тратил ли я понапрасну время, и что я не вполне отрабатывал свою заработанную плату. А что подумали бы люди, если б вы так поступили?

Да, для раздумья и молитвы необходимо время и необходима смелость.

 

4. Смелость, которая нам так необходима

Поскольку большая часть из того, что мы узнаем, понуждает нас к спешке, к погоне, к хватанию, то для того, чтобы остановиться, для досуга необходима смелость. И особенно она нужна, чтобы остановиться для молитвы. Но что более расточительно - непрерывная жестокая гонка, пока мы не падаем замертво от усталости, или тишина и возможное прикосновение к глубинам жизни? Исайя говорит нам, суетливо несущимся по жизни:

«Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели и говорили: «нет, мы на конях убежим», - за то и побежите; «мы на быстрых ускачем», - за то и предстающие вас будут быстры» (30:15-16).

 

5. Место для Бога

Нелегко уйти от близких, от работы, от суматошных мест, где мы нужны, для того чтобы оказаться с Единственным, от Которого исходит все добро. И все же, как только мы упадем в кресло, мы начинаем понимать, что нам необходимо такое время, такое место для Бога. И такое время «может разрушить иллюзию занятости, полезности и незаменимости. Это способ быть пустым и бесполезным в присутствии Всевышнего, способ провозгласить нашу фундаментальную, непоколебимую веру в то, что все есть благодать Божья, а не просто результат упорного труда».

Мир в действительности не нуждается в более занятых людях и даже в более умных людях. Миру нужны «глубокие люди», которые знают, что им необходимо «уединение для познания себя; тишина, для того чтобы их слова наполнились смыслом; размышление, для того чтобы их действия обрели значимость; созерцание, для того чтобы они увидели мир таким, каким он есть в действительности; молитва, если они хотят осознавать Бога, если они должны «познать Бога и возрадоваться Ему на вечные времена».

Миру нужны люди, которые хотят, чтобы их жизнь была не только заполнена, но полна и завершена. Чтобы быть художниками наших жизней, нужно прикасаться к Тому, Кто есть «величайший художник из всех»… (Кто) не делал ни статуй, ни картин, ни книг, но во всеуслышание объявил, что Он создал… живых людей, бессмертных». Миру нужны люди, которые найдут время для Бога, чтобы Он их воссоздал, играл с ними, прикасался к ним как великий Художник, творящий из их жизни нечто прекрасное.

Из книги «Место для Бога»

 

Читать по теме
Быть собой
16.07.2018
92