Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПОЛЯРНЫЕ ЦВЕТЫ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Бог / ПОЛЯРНЫЕ ЦВЕТЫ
Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле;
время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей...
Песнь Песней 2:11-12



1914 год. Почти два года продолжался дрейф затертой во льдах шхуны «Святая Анна». За это время «Святая Анна» была вынесена из Карского моря далеко на север. Запасы продовольствия подходили к концу, шхуне грозила третья зимовка. Капитан разрешает части экипажа, возглавляемой штурманом Альбановым, покинуть «Святую Анну», чтобы идти на юг к Земле Франца-Иосифа.

Два с половиной месяца продолжался их тяжелейший переход по дрейфующим льдам. Моряки вели постоянную борьбу за выживание, от голодной смерти спасал их вовремя убитый медведь или тюлень. Наконец, Альбанов со своим отрядом достиг желанной земли. Большая часть островов Земли Франца-Иосифа круглый год покрыта ледниками, и лишь местами в летнее время обнажаются коренные породы архипелага. На один из таких оазисов, мыс Мэри Хармсворт, и вышел отряд.

Поначалу глаза моряков, привыкшие к однообразной белизне льдов, не видели ничего, кроме черноты под ногами. Разве что после тишины ледяных полей путников оглушил могучий хор бесчисленных птиц. Постепенно глаза привыкли к новым краскам. Обилие птиц и гнезд указывало на то, что недостатка в пище не будет. Вот как Альбанов описал эти радостные минуты в своем дневнике:

«Мы перепрыгивали и переходили вброд быстрые потоки воды, радовались каждому красивому камешку, как дети, восхищались длинными водорослями, плававшими в воде, и вдруг на одном пригорке мы увидели даже несколько маленьких желтых цветков, вероятно, полярного мака. Мы были так счастливы, что забыли все наши недавние бедствия и лишения. Этот маленький кусочек земли, лежащий далеко-далеко за Полярным кругом, на 81 градусе широты, показался нам земным раем. Солнце светило радостно, и, казалось, даже птицы своим шумом-гамом приветствовали нас с благополучным прибытием на эту первозданную цветущую землю».

Как быстро порой меняется ситуация. После холодных льдов – цветущая земля, как будто в одночасье на смену зиме пришло лето; после голодных дней – обилие пищи, после отчаянной тоски – восторг и ликование. Конечно, считать Землю Франца Иосифа, пусть и в разгар лета, земным раем было бы большой натяжкой. За несколько недель странствий по архипелагу из десяти человек погибли восемь. В живых остались только штурман Альбанов и матрос Конрад, они были спасены другой русской экспедицией, на шхуне «Святой Фока». Арктика красива, но сурова.

Бывают счастливые мгновения в жизни человека, когда хочется, чтобы время остановилось, когда после перенесенных невзгод наступает покой и жизнь представляется прекрасной. Такую минуту, думается, пережили ученики Иисуса Христа на горе Преображения, когда Петр воскликнул: «Хорошо нам здесь!» Такая минута, наверное, была у Альбанова и его спутников в тот июньский день, в зените арктического лета, когда, подобно детям, они радовались красивым камешкам в ручье, шуму птичьего базара, светящему солнцу и полярным цветам.

Должен сказать, что редкий человек, попав в Арктику, не испытывает восхищения, увидев эти скромные, но какие-то от этого еще более родные цветы. Я не был исключением. В моем арктическом дневнике осталась запись: «Красива тундра в период цветения! Поражает обилие цветов. Иные пробиваются к солнцу и растут прямо среди камней, где и почвы-то нет, и расти, казалось бы, ничто не может. Невольно склонишь голову». Цветы, о которых идет речь, так и называются – камнеломка. Разные виды ее широко распространены в Арктике. Кроме камнеломки, я восхищался ромашкой, пушицей и другими цветами, названий которых не знал.

Едва ли не самый красивый цветок Арктики – полярный мак. Он бывает с белыми или цветами лепестками. Это очень выносливое растение, его можно найти даже в суровых каменистых пустынях Арктики, где растут только мхи и лишайники. Удивительна жизненная сила полярного мака, с помощью которой он противостоит холодным ветрам, треплющим нежные лепестки и тонкий стебелек.

Известно, что цветы – создания нежные, боящиеся заморозков. Поэтому, попав в Арктику, человек невольно задается вопросом, как могут они цвести в условиях, когда даже в разгар лета случаются заморозки и снежные заряды. Как они успевают вырасти между двумя вьюгами? Ведь летом на арктических островах температура редко поднимается выше нескольких градусов тепла. Казалось бы, по законам природы никакие цветы здесь расти не могут, поскольку отсутствуют тепло и почва. Любой земледелец знает, что и то и другое для растений жизненно необходимо.

«Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:14). Он легко решает непосильную для человека «инженерную» задачу. По Его изволению многие цветковые растения Арктики готовятся к весне заранее при помощи зимующих почек. Осенью внутри почек можно легко обнаружить не только зачатки будущих листьев, но и бутоны. Весной, когда еще не сошел снег, под коркой наста уже зеленеют трава, кустики полярного мака и других растений с набухшими и начинающими распускаться бутонами цветков. Корка наста надежно защищает растения от низких температур воздуха, образуя как бы естественный парник. Как только сойдет снег, все растения начнут развиваться удивительно быстро, дорожа секундами короткого арктического лета.

Внимательно вглядевшись в красоту и мудрое устройство полярных цветов, кто осмелится сказать, что не рука Господня сотворила их?