Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
В ЧЕМ ОШИБСЯ ИОВ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / В ЧЕМ ОШИБСЯ ИОВ

Выпуски новостей наполнены сообщениями о войне, экономической нестабильности, эпидемиях по всему миру и стихийных бедствиях. В каком-то смысле в этом нет ничего нового, и все же подобные известия приводят в замешательство. Мы можем эхом повторить вопль Иова: «Кто этот Бог и где же Он?» (Иов. 9:24)
В проповеди об Иове Фрэнсис Шеффер напоминает нам об ошибках, которые мы рискуем допустить, выкрикивая подобные обвинения против Бога. Почему мы негодуем — понять несложно, тем не менее на примере Иова мы можем узнать, в каких случаях нам следует быть осторожнее.

Раз за разом Иов называет Бога источником своих страданий: Бог борется с ним (10:2), Он разрушает и потрясает его «за шею» (16:12), ниспровергает и разоряет Иова (19:6–10), ослабляет его сердце и устрашает (23:16) и жестоко враждует с ним.

Как отвечает Бог Иову? Любопытно, что все ответы так или иначе имеют отношение к знанию. «Кто сей, — говорит Бог, — омрачающий Провидение словами без смысла?» Далее в длинном списке вопросов Он добавляет: «И ты объясняй мне…скажи, если знаешь?» (38:3–5).

Очевидно, что Бог распекает Иова именно по поводу знания. Он говорит, что Иов знает недостаточно, чтобы выкрикивать упреки в Его адрес. Представления Иова о Творце не слишком обширны и глубоки, чтобы он мог видеть ход истории и свое собственное место в ней.

Знание

В главе 38 Бог начинает свои вопросы с сотворения. Ну-ка, для начала скажи мне, Иов, что ты знаешь о сотворении? Где ты был тогда? Насколько велики твои познания о ситуации в целом?

Но очень быстро Бог обращается от прошлого к настоящему. Не говоря уж о прошлом, Иов, что ты знаешь о нынешнем мире? С чем тебе приходится иметь дело каждый день? Что ты скажешь Мне по поводу восхода солнца? По поводу смерти? Что тебе удалось узнать и понять?

Интересно, что в стихах 19–21 Бог спрашивает у Иова о свете. Спустя каких-то четыре тысячи лет (на протяжении которых наука интенсивно развивалась лишь в течение двух столетий) природа света по-прежнему остается одной из центральных тем, трудных для понимания.

Список вопросов растет, и все они применимы к нашей современной ситуации. Кто может до конца понять инстинкты и механизм развития сознательной жизни во всем разнообразии животного мира? Кто способен в полной мере постичь звезды? Я не говорю, что наука не нужна или что стремление к познанию безосновательно и бесполезно. Мы, конечно же, знаем о материальной Вселенной больше, чем знал Иов, но давайте не будем задирать нос.

Иов, что тебе известно? Современный человек, что известно тебе? Христиане, что вы знаете о полной картине мира, который окружает вас? «Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить?» (39:32).

Осуждение

Главный вопрос состоит в том, достаточно ли знает Иов. И когда Бог бросает ему вызов, Иов вынужден признать свою несостоятельность: «Вот, я ничтожен, что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (39:34).

Но у Бога есть еще один острый вопрос на повестке дня. Дело ведь не только в том, что Иов взялся читать Богу нотации, возомнив себя лучше осведомленным. Он к тому же попытался занять позицию нравственного превосходства над Богом. «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (40:3), — говорит Бог. Другими словами: «Если ты, Иов, не можешь дать достойный ответ на вопросы естественных наук, как можешь ты рассчитывать на свои познания с целью осудить Меня?»

Суть этого диалога в том, что Бог один может производить окончательный суд. Во-первых, только Ему принадлежит сила. Но, помимо этого, только Бог обладает полным знанием, чтобы судить. Совершенный суд невозможен без Бога, от Которого ничто не сокрыто.

Раскаяние

Заслуживает внимания и выражение Бога, когда Он напоминает Иову о бегемоте: «Вот бегемот, которого Я сотворил, как и тебя» (40:10). Бог говорит то, что сказал бы и нам сегодня: «Разве вы оба не Мои творения? Ты, Иов, разве не был сотворен Мною, также как и этот бегемот?»

Раскаяние Иова в начале главы 42 красноречиво. Кто говорил слова без смысла? — Я. Повторяя слова Бога из главы 38, он признается: «Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах, чудных для меня, которых я не знал» (42:3).

Обратите внимание на то, в чем именно раскаивается Иов. На самом деле в трех аспектах он не ошибся, напротив, был совершенно прав. Во-первых, Иов правильно полагал, что страдание — не всегда последствие конкретного греха. Его ситуация не была дисциплинарным взысканием.

Во-вторых, он был прав в том, что не отрекся от Бога, даже будучи в глубокой скорби и испытывая желание умереть. Наоборот, он отвернулся от греха. В этом его правота великолепна. И, в третьих, он оказался прав в том, что сосредоточил все свои мысли на Искупителе и на реальности грядущего физического воскресения (глава 14).

Ошибка Иова

Но Иов допустил ошибку. Он осудил Бога, не имея достаточного знания. Отвечая своей жене (2:10), Иов преклонился перед Богом метафизически, как творение в присутствии своего Творца. Но на практике, поверженный страданием, он не смирился, как подобает творению. Другими словами, поступки Иова не согласовывались с двумя темами, представленными в этой книге. С одной стороны, его поведение шло вразрез с истинным пониманием истории. Несколько раз подряд Иов бросает Богу упреки в том, будто Тот использует людей так, словно они марионетки или запрограммированные машины. Иов встает и кричит: «Это Ты со мной так поступил! Ты сделал это! Ты так подстроил!»

Почему это неверно? Библия утверждает, что история реальна и движима реальными причинно-следственными отношениями внутри себя. Если дерево повалено ветром, христианин не скажет: «Бог повалил дерево». Последовательный и верный пантеист, должно быть, так скажет, но не христианин. Христианин говорит: «Подул ветер, и дерево упало. Так мир устроен Богом».

Страдание

То же самое касается страдания. Мы не имеем права каждый раз возлагать ответственность на Бога. Не всегда страдания приходят от Него. Они могут быть следствием развития существующей истории, истории, которая отклонилась от нормы из-за грехопадения человека. В каком смысле?

Бог сказал Адаму: «Проклята земля за тебя» (Быт. 3:17). Это нечто, пришедшее извне. Поскольку земля была дана во владение Адаму, грехопадение коснулось и ее. Испорченный грехом, исторический процесс как таковой отклонился от курса. В восьмой главе Послания к Римлянам Павел также указывает на эту истину: все творение стенает и ожидает искупления, пришествия Христа и восстановления Его владычества. Сама история испытывает муки.

В Евангелии от Иоанна (9:1–3) мы читаем о слепорожденном. Из текста мы узнаем, что его слепота не была результатом ни его греха, ни греха его родителей. Это пример человека, оказавшегося в ловушке исторической аномалии. Таким образом, очевидно, что во множестве случаев боль и страдания человечества — это не прямой результат греха конкретного человека, а следствие грехопадения в целом. Человек восстал и, падая, потянул за собою все, включая и ход истории. В примере слепорожденного и Иова груз скорби и страдания падает на отдельного человека.

Невидимое

Итак, первый просчет Иова касается истории, которая реальна, но отравлена грехом. Когда я встречаю боль на своем пути, это не повод грозить кулаком небу и обвинять Бога в том, что Он управляет нами как куклами на веревочках. Причинно-следственные отношения по-прежнему имеют силу в исковерканном историческом процессе, и из-за этого страдают конкретные люди.

Но на этом заблуждение Иова относительно хода истории не заканчивается. В отличие от современного читателя, Иов не мог приподнять завесу, чтобы увидеть сверхъестественную сторону схватки. Существующая история включает в себя как видимое, так и невидимое, зачастую в отношениях причины и следствия. Поэтому трудности, которые нас постигают, могут казаться нам лишенными всяких оснований и смысла. На деле это не так.

На первый взгляд кажется, что страдания настигли Иова совершенно случайно. На самом деле их причина сокрыта в невидимом мире. Библия напоминает нам, что невидимый мир тоже охвачен восстанием и мы подвержены его влиянию.

Дьявол противостоит Богу, а мы — народ Божий. Нам не стоит удивляться, если время от времени причина наших мучений восходят к миру, не доступному нашему глазу. В момент, когда Иов забыл, что он есть всего лишь творение Бога, его деяния не вписывались в полную картину действительности и истории. Мы должны помнить, что живем в условиях войны исковерканной истории, поэтому страдания на нашем пути не должны вызывать недоумение.

Оплата по счетам

Последняя ошибка Иова касается вопроса о том, если ли нравственные основы во Вселенной, в которой мы живем. Мы можем сказать, что это вопрос оплаты по счетам: всякое ли зло наказано, исправлено ли все исковерканное?

Да, мы живем в мире, где нравственность имеет реальную силу, потому что Бог обладает совершенной нравственностью и Он рассудит. Но, с другой стороны, Библия явно указывает на то, что не все зло получает по заслугам в этой жизни. Обвиняя Бога в своих несчастьях, Иов на самом деле спрашивал Его: «Почему Ты не воздаешь должное сейчас?!»

В примере с Иовом в его жизни оплата по счетам все-таки произошла. В моем случае, и в вашем, это тоже может случиться. Но очень часто так не происходит. Тем не менее это не отменяет слов Бога.

Мы должны быть последовательными в своих христианских убеждениях и представлениях и не упрекать Бога за несвоевременное — с нашей точки зрения — подведение итогов и возмездие за зло. Будем избегать заблуждений Иова и помнить, что мы — творения Божьи не только на словах, но и на деле, даже когда это тяжело. В страдании нам следует спешить раскаяться, если мы поддались конкретному греху. В противном случае, нам нужно помнить, что мы сотворены для жизни в существующей истории, — я просто слишком мало знаю, чтобы указывать Богу.