Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ВОПРОШАЮЩИЙ ПРОРОК / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / ВОПРОШАЮЩИЙ ПРОРОК
ВОПРОШАЮЩИЙ ПРОРОК
ВОПРОШАЮЩИЙ ПРОРОК
24.09.2011
987

«Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Аввакум 3:18).

Кругом упадок и мерзость запустения. Любимая страна лежит в руинах, окруженная жестоким, коварным врагом. Преступность и насилие выплеснулись на улицы. Кажется, что жестокосердие и разврат преследуют человека на каждом шагу. Такие веские в прошлом слова как «справедливость» и «правосудие» стали, по сути, пустым звуком. Путь нечестивых благоуспешен, вероломные благоденствуют...

Это была Иудея, которую знал древнееврейский пророк Аввакум. Прозорливец Божий видел, что творится в его стране, и более не мог молчать. В минуту особой скорби за родину и за народ свой с его уст сорвалась страстная молитва: «Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь? Буду вопиять к Тебе о насилии — и Ты не спасаешь?»

Будем откровенны, вопль Аввакума ко Всевышнему не был выдержан в вежливом, приглушенном тоне, столь свойственном нашей повседневной молитве. Пророк не просто спрашивал Господа, он почти упрекал Его. В Священном Писании сказано, что Аввакум «вопиял», т. е. кричал Богу: «Доколе, — до каких пор, — Господи?!»

Праведному Аввакуму довелось жить и служить Господу в то тяжкое время, когда последний оплот государственности народа Божьего, так называемое Южное царство, оказался на грани банкротства — политического, экономического и, что самое страшное, духовно-нравственного. Ранее Господь отдал в руки врагов-ассирийцев северную часть когда-то единого еврейского царства. Однако южная половина, Иудея со столицей в святом граде Иерусалиме сохранила независимость. Неужели теперь падет и Южное царство? Неужели народ Божий окажется в руках жестокого врага?

Храм все еще возносился над непокоренным Иерусалимом. Там, как и прежде, шли богослужения, совершались церемониальные жертвоприношения за грехи народа Божьего. Внешне жители Южного царства, как и раньше, чтили закон Божий. Но на поверку все было не так благочинно, как могло показаться стороннему наблюдателю.

Известный современник Аввакума, пророк Иеремия, свидетельствовал, что в то смутное время Бог был близок на устах людей, но страшно далек от сердец их (Иер. 12:1). Появилось немало красноречивых богословов и проповедников, которые на самом деле не знали Бога. Нечестивые укоренились на Святой земле, выросли и стали приносить свой омерзительный «плод». Южное царство преисполнилось злодеяниями, междоусобной враждой и нечестием. Сменявшие друг друга иудейские цари делали «неугодное в очах Господних во всем» (4 Цар. 23:37), а простой народ, не задумываясь, следовал пагубному примеру своих духовно слепых вождей.

Пророк Аввакум видел все это, и ему было нестерпимо больно. Душевная мука праведника была столь велика, что он буквально прокричал свою молитву Господу: «Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимется раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет...» Пророк не мог уразуметь, почему Всеведущий, Всемогущий Бог пребывает в бездействии при виде человеческого греха и нечестия.

Но Господь не бездействовал. Он прекрасно ведал о том, что творилось в Южном царстве. Вскоре тяжкая расплата должна была настигнуть нечестивых. Господь поднимал халдеев, «народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями». По замыслу Божьему халдеям предстояло захватить Южное царство, разорить Святой город, разрушить Иерусалимский храм.

Услышав о суровых планах Всевышнего, Аввакум впал в еще большую печаль. Почему для наказания народа Своего Бог избрал халдеев? Да, нравы в Иудее действительно царили дикие, но ведь халдеи были много хуже! Как мог святой Бог использовать халдейских язычников для наказания Своего избранного народа? И вот обращаясь к Господу, Аввакум вопрошает: «Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» (1:13).

Какой трудный и мучительный вопрос! Наверняка, каждый из нас хотя бы раз в жизни задавался подобным вопросом. Почему Бог безмолвствует, когда нечестивец буквально пожирает более праведного? Как Он может смотреть на людские злодеяния и бездействовать? Почему Бог молчит, когда от рук безбожников страдают вполне порядочные люди?

По всей видимости, именно это щемящее ощущение «молчания Бога» сделало Аввакума столь необычным пророком. Его богодухновенная книга уникальна тем, что в ней записан откровенный разговор между искренне верующим человеком и Богом. Это не монолог, но диалог. Аввакум обращается непосредственно к Господу; обращается и от своего имени, и от имени своего народа. Он жаждет услышать ответ свыше на нестерпимо жгучий вопрос: «Где Ты, Бог?»

Разумение Божье превыше разумения человеческого. И многое в этой жизни нам с нашей ограниченной человеческой логикой просто не дано понять в совершенстве. В откровении владычествующий Господь приоткрыл перед пророком Аввакумом Свою святую волю. Близился 605-й год до Рождества Христова — роковой год нападения войск царя вавилонского Навуходоносора на Южное царство. Близилась тяжелое время испытаний для всего народа Божьего.

Пути Господни неисповедимы, у Бога всему свое время. Мы же в состоянии объяснить и понять далеко не все. Но что бы ни случилось, народ Божий должен пребывать в терпении и уповании. В любой жизненной ситуации мы можем и должны всем сердцем полагаться на всемогущего Господа, на Его милосердие, превосходящее человеческое разумение. Воистину, «праведный своею верою жив будет»...