Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КОРОЛЕВА ВИТТЕНБЕРГА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / КОРОЛЕВА ВИТТЕНБЕРГА
КОРОЛЕВА ВИТТЕНБЕРГА
КОРОЛЕВА ВИТТЕНБЕРГА
24.09.2011
3593

Вся жизнь Мартина Лютера была поставлена на службу его главному делу – Реформации, преданность которой сделала этого человека популярнейшей личностью в Германии. И с этим человеком связала свою жизнь Катарина фон Бора, маленькая, энергичная, не менее честолюбивая в своих жизненных устремлениях, чем ее популярный муж, женщина, которая и сегодня является для многих образцом стойкости духа, веры и неугасаемого оптимизма.

Интерес к ней объясняется прежде всего тем, что она была не просто и не только самой известной женой пастора того времени, но, прежде всего, верной спутницей жизни и помощницей великому “отцу” Реформации.

О Катарине фон Бора известно, что родилась она 29 января 1499 года в обедневшей дворянской семье. Ее отец, испытывавший серьезные финансовые затруднения, не мог позволить себе растить дочь в собственном доме. Она была пятым ребенком в семье. Поэтому уже с пяти лет Катарина воспитывалась при бенедиктинском монастыре в качестве пансионерки.

Мать Катарины умерла, когда девочке еще не исполнилось и шести лет. Отец почти сразу же женился вторично, и это, вероятно, во многом предопределило всю последующую жизнь Катарины. По ее словам, мачеха стремилась избавиться от лишнего рта и потому противилась возвращению падчерицы в родной дом. Поэтому в 1508-1509 годах отец отправил дочь в монастырь цистерцианок Мариентрон, в Нимбшене. Здесь она должна была остаться навсегда, теперь уже в качестве монахини.

Выбор монастыря был скорее всего не случаен. Его аббатисой была тетя Катарины, родная сестра ее покойной матери, в миру Маргарита фон Хаубитц. Таким образом, хотя десятилетняя девочка и лишилась дома, но не была совсем оторвана от своей родни. Кроме того, этот монастырь был весьма привилегированным. В него принимали только девушек из саксонских дворянских семей.

Послушниц не загружали тяжелой физической работой, все свое время они проводили в молитвах, занимались вязанием, легкой работой в саду, т.е. находились в довольно благоприятных условиях. Большой привилегией для молодой девушки XVI века стало и образование, которое получила Катарина при монастыре. Она научилась читать, писать, знала латынь. Ее кругозор был не уже, а, пожалуй, даже шире, чем у девушек ее возраста и положения, живших в миру, вместе с родителями.

Монашеская жизнь угнетала Катарину. Хотя она и приняла в 1515 году монашеские обеты, но вряд ли ее выбор можно было назвать сознательным, так как он был сделан в очень молодом возрасте (ей едва исполнилось шестнадцать лет!) и исключительно под давлением семьи. Жизнь Катарины протекала по строгому распорядку, принятому в монастыре. Но что это была за жизнь? День был похож на день, год на год. А молодая Катарина мечтала сделать свою жизнь полезной, и высокие стены монастыря отнюдь не способствовали осуществлению ее мечтаний.

Под влиянием Реформации, которая проникла в виде сочинений Мартина Лютера в монастырь, Мариентрон, Катарина после некоторых колебаний решается на побег. В пасхальную ночь с 6 на 7 апреля 1523 года она, вместе с другими одиннадцатью молодыми монашенками, бежит из монастыря. В те годы это было очень рискованное и опасное предприятие. Как по церковным, так и по светским законам за побег из монастыря грозила смертная казнь. Но бегство было очень хорошо спланировано и организовано.

Под руководством самого Мартина Лютера и при помощи его последователя Леонарда Коппе, советника из Торгау, монахини благополучно достигли Виттенберга, где и нашли убежище и защиту на первое время. Часть из них сразу вернулась в семьи, остальным Лютер помог выйти замуж, а на одной из них, Катарине фон Бора, в 1525 году женился сам.

Союз бывшего монаха и бывшей монахини привлек к себе огромное внимание во всей Германии и вызвал небывалую реакцию как среди последователей Лютера, так и среди его противников. Казалось, не было человека, который не высказал тогда свое отношение к этому событию. На Мартина Лютера обрушилась лавина обвинений и самых невероятных сплетен. Удары сыпались со всех сторон, требуя отпора.

«Сколь бы незначительной и ничтожной не была моя женитьба, я все же надеюсь, что Ангелы встретили ее с улыбкой, а все дьяволы зарыдали. Однако мир и умные люди не считают ее благочестивым и святым Божественным делом и выдают ее за что-то безбожное и дьявольское. Поэтому пусть мой брак предаст проклятию и поношению их суждения, так как они закоснели в своем незнании Бога», - писал Лютер.

Гнездо семейного счастья им пришлось вить в том самом монастыре, ныне отчужденном от католической Церкви, где в былые годы Лютер-монах проводил дни в молитвах и покаянии. Здесь они и прожили почти двадцать один год, вместе переживая радости и горести, успехи и поражения. У них родились трое сыновей и три дочери, из которых двое умерли еще в детском возрасте.

Катарине пришлось взвалить на свои хрупкие плечи всю заботу о муже и о детях, а также о многочисленных родственниках, гостях, преподавателях, студентах, постоянно проживавших в их доме. В отличие от своего болезненного мужа Катарина отличалась завидным здоровьем и энергией, что и давало ей возможность, помимо всего прочего, еще и содержать небольшое хозяйство – сад, огород, свиней и птицу, которые и служили основным источником пропитания многочисленной семьи.

Несомненно, что Лютер, для которого об участии женщины в общественной жизни не могло быть и речи, очень высоко оценивал ведущую роль Катарины в хозяйственных делах и искренне восхищался ее сноровке и трудолюбию. Во многом благодаря заботам Катарины Лютер даже в периоды жесточайшей депрессии, которые угрожали его психическому и физическому здоровью, продолжал до конца своих дней работать над своими сочинениями. Именно в этом Катарина видела свое основное, ниспосланное ей Богом предназначение. И никакие трудности не могли остановить эту маленькую женщину. А их было немало.

Реформация, получив от Лютера мощный толчок, продолжала набирать свою силу уже даже без его участия. По характеру Мартин Лютер не был борцом, и свалившаяся на него популярность, равно как и ненависть, оказались для него неожиданными и пугающими. Взорванный им мир неожиданно обрушился на него разлетающимися во все стороны осколками. Много сил отнимала необходимость постоянно вести полемику с оппонентами – католической Церковью и теми его последователями, которые считали многие воззрения Лютера чересчур умеренными и ратовали за радикальные перемены.

А между тем противостояние нового протестантского и старого католического миров все углублялось. Поскольку это противостояние неизбежно перешло в ведение государственной власти, к решению вопросов религии привлекались вначале дипломатические, а затем и военные методы. Интересы обеих сторон настолько противоречили друг другу, что находить компромиссы становилось все труднее. При этом положение протестантов осложнялось тем, что католические князья имели серьезный перевес в силах за счет поддержки облеченного властью императора-католика Карла V.

20 июня 1530 года в Аугсбурге по требованию императора состоялось заседание рейхстага, на котором протестанты представили свое программное заявление, получившее название “Аугсбургское вероисповедание”. В ответ император категорически потребовал от протестантов вернуться (дав им срок до 15 апреля следующего года) в лоно святой Церкви, в противном случае угрожая им обвинением в ереси.

Протестанты, потеряв надежду на достижение компромисса, стали потихоньку готовиться к вооруженному сопротивлению. На первый план вышел вопрос об объединении сил протестантских земель. 29 марта 1531 года в укрепленном городе Шмалькальден (земля Гессен) сторонники Аугсбургского вероисповедания подписали договор об образовании оборонительного союза – так называемой Шмалькальдской Лиги - сроком на шесть лет.

И тем не менее будущее не казалось Лютеру радужным. Лишь явная внешняя угроза Германии со стороны турков сдерживала какое-то время замыслы императора о выступлении против протестантов единым католическим фронтом, оттягивая последнее, решающее сражение. Нервозность Лютера все нарастала, приводя к ухудшению его самочувствия и обострению болезней. Катарина всеми силами старалась поддерживать мужа, горячо болея за его дела и здоровье.

Они прожили вместе почти двадцать один год. После смерти Лютера 16 февраля 1546 года Катарина с детьми осталась в Виттенберге, в Черном монастыре, продолжая усердно трудиться. И ей казалось, что все обстоит вполне хорошо. Однако до Виттенберга все чаще стали доходить слухи о приближающихся военных действиях против протестантов и непосредственной угрозе Виттенбергу как “гнезду еретичества”. Катарина была вынуждена бежать из города на юг страны, более всего опасаясь за то, что, если Виттенберг падет, останки Лютера подвергнутся осквернению. Но, к счастью, все обошлось.

Шмалькальдская Лига была разгромлена, войска императора вошли в Виттенберг. По одной из версий очевидцев тех событий, герцог Альба, горячий ненавистник протестантов, поклялся, что откопает останки Лютера, сожжет их и пепел выбросит в Эльбу. И он сделал бы это, если бы ему не помешал художник Лукас Кранах, один из последователей Лютера. Он не уехал из Виттенберга и выжил только благодаря Божьему провидению. Когда император расположился лагерем в городе, художник сумел добиться у него аудиенции.

«Я – Лукас Кранах. Когда-то, когда вы еще были юношей, я писал ваш портрет», – обратился он к императору. – «Помните ли вы меня?»

После небольшого колебания император ответил: «Да, помню и хорошо помню портрет. Он один из моих любимых».

«А помните ли вы, какое обещание дали мне тогда?» – спросил Кранах.

«Помню, я пообещал вам, когда стану императором, выполнить любую вашу просьбу. У вас она есть?»

«Да. Пощадите останки доктора Лютера»”.

Император опешил, однако, после короткого раздумья, ответил: «Хорошо. Но в добавление к этому я хочу, чтобы в истории запомнили, что я вел борьбу только с живыми, но не с мертвыми. Кости Лютера, хотя он и был диким кабаном, останутся нетронутыми. Я выполню свое обещание».

Это известие Катарина получила позже от одного проезжего купца и, уверившись в возможности безопасно вернуться домой, сразу же отправилась в обратный путь. Дома ее встретил полный разгром, учиненный солдатами-католиками. Не пощадили ничего, удовлетворив свою ярость тем, что уничтожили дом главного еретика. Но могила Лютера действительно оказалась нетронута. Семейству Лютеров пришлось начинать все сначала. А жизнь шла своим чередом. И хотя преследование протестантов продолжалось, продолжалась и работа Реформации. Проходило рукоположение пасторов, издавались книги Лютера, лютеранские Церкви были переполнены.

Что же касается Катарины, то она умерла в декабре 1552 г., в результате несчастного случая, не дожив до своего 54-летия всего один месяц, и была похоронена в Торгау.

www.Baznica.info