Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ В ПЕТЕРБУРГЕ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ В ПЕТЕРБУРГЕ
ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ В ПЕТЕРБУРГЕ
ПЕРВЫЕ АПОСТОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ В ПЕТЕРБУРГЕ
24.09.2011
1176

XIX век ознаменовался обостренными поисками русскими людьми новых форм и принципов религиозности. Первая треть позапрошлого века была связана с всплеском интереса к мистицизму, спиритизму, масонству; распространялись мистические секты и движения скопцов, хлыстов; широкую известность получила полуоккультная секта Татариновой. В то же время возникло Русское библейское общество, ставившее целью распространение Священного Писания на русском языке в широких слоях населения и во многом обеспечившее возрождение устойчивого интереса к изучению Слова Божьего и косвенно способствовавшее развитию евангельского движения в будущем. Российское православие также откликнулось на веяния времени – с начала XIX века был увеличен образовательный ценз для духовенства, началось развитие духовных училищ и академий, расширено преподавание богословских дисциплин в светских учебных заведениях всех уровней.

С середины века в России в основном в простонародье начали широкое распространение протестантские религиозные учения (штундизм, штундобаптизм, баптизм, евангельское христианство), прежде всего, на окраинах империи – Ново- и Малороссии, Кавказе, балтийских губерниях и на территории современной Финляндии. В столице среди привилегированных слоев населения на относительно недолгий срок стало популярным евангельское христианство – редстокизм и пашковство, за исключением окружения своих лидеров являвшееся данью моде. Данные организации можно отнести к рационалистическому христианству, основанному на подробном изучении Библии, с простым и понятным богослужением, морализаторством и миссионерством. В евангельском христианстве середины XIX века органично переплелись достижения западного протестантизма и русских религиозных движений молокан и духоборов.

Гораздо менее изучено так называемое «духовное христианство», «апостольские общины», явившиеся непосредственными предшественниками пятидесятнических движений. Экстатические молитвы и пляски хлыстов и скопцов, принятие «духовных даров» (говорения на «языках» (глоссолалии), пророчества), искания мистических сект роднят их с современными пятидесятниками и харизматами. Однако уже в первой трети XIX века движения скопцов и хлыстов пошли на убыль, в том числе и в связи с жесткими преследованиями со стороны государства и господствовавшей церкви.

Но первые миссионеры-пятидесятники пришли в Россию через Великое княжество Финляндское лишь в 10-х годах ХХ века (первые общины «смородинцев» возникли в Хельсинки и в Выборге в 1911-1913 годах). В эти же годы получили развитие движения воронаевцев, христиан веры евангельской, христиан в духе апостолов, пятидесятников-субботников, христиан-сионистов и многих других. К сожалению, проводилось слишком мало исследований духовного христианства в почти столетний промежуток.

Весьма интересные сведения об «апостольских общинах» Петербурга 80-х годов ХIХ века содержатся в книге русского историка и религиоведа А.С. Пругавина, исследовавшего евангельские общины в основном в высших слоях петербургского общества многие десятилетия. Пругавин описывает одну из немецких общин. Богослужения посещали люди разных возрастов и званий, в основном российские немцы. В руководстве общины стояли люди весьма известные в Петербурге – инженер генерал-майор фон Эрдбер (настоятель общины), доктор гомеопатии Адамс, граф Сиверс, княжна М.М. Дондукова-Корсакова, известные коммерсанты, врачи. Молитвенные собрания проходили в доме графа П.А. Шувалова, одного из самых близких людей к императору Александру II, по адресу Сергиевская улица, дом 10.

Общину отличала строгая иерархия – во главе настоятель, затем – епископы (ангелы), священники (пастыри), дьяконы, мальчики-прислужники. Все носили соответствующие их духовному званию облачения («фантастические», по наблюдению Пругавина): «пурпурную мантию с золотой звездой на груди», темно-красные и черные пелеринки, «какие употребляются у католиков», «шнуры с кистями или синие ленты через плечо».

«Богослужение апостольской общины, состоявшее из целого ряда всевозможных обрядов, таинств, чтений Евангелия, молитвословий и т. п., более всего приближается к католическому». Проповедь была пространной, но незамысловатой. Говорилось о пагубности неверия, необходимости возвращения к практике первоапостольских общин, когда «люди нередко слышали голос Духа Святого», о действии Святого Духа в современных общинах, схождении Его силы на верующих.

Причащение осуществлялось следующим образом – верующие из первого ряда подходили к алтарю, опускались на колени, настоятель подходил к каждому и давал причастие в виде «беленьких облаток», следом за ним шел священник с чашей и давал каждому отпить вина из чаши. Затем верующие вставали и возвращались на свои места. Вслед за ними поднимался и подходил к причащению второй ряд, затем третий и т. д.

Основным же отличием от традиционного богослужения являлось пророчествование «как чинами иерархии, так и обыкновенными прихожанами. Пророчества эти, по убеждению последователей апостольского учения, – не что иное, как прямой результат сошествия Святого Духа».

Впоследствии епископ (ангел) общины раскрыл Пругавину смысл своего вероучения, чтобы «в наши дни Бог мог проявляться в христианстве, как живой Бог». Явление «живого Бога» должно сопровождаться знамениями: изгнаниями бесов, говорением на «новых языках», исцелением больных путем возложения на них рук, пророчествами, «избранием» служителей не по воле людей, а по воле Святого Духа. «Личное присутствие» Святого Духа в верующем выражается, прежде всего, в дарах пророчества и «даре языков».

По учению апостольских общин в 1830 году «Дух Святой нарушил свое 1800-летнее молчание», которое он «хранил» со дня Пятидесятницы. В этом году произошли знамения в Шотландской церкви, где Дух сошел на Мэри Кемпель, а вскоре на братьев Макдональдов и их сестру Маргариту. Верующие исцелялись от болезней, получали дар пророчеств.

Тем не менее, «апостолы» отрицали свое преемство с последователями Э. Ирвинга, отлученного также от Шотландской церкви, но до последних дней продолжавшего исполнять обязанности епископа (ангела) в одной из апостольских общин Лондона. Ирвинг умер в 1834 году, т. е. во время, когда учение апостольских общин еще только начало складываться. Первое богословское обоснование «апостольству» дал пастор Д.Г. Стюарт.

Впрочем, основным обоснованием созданного религиозного культа являлись пророчества. По мнению собеседника Пругавина, «в этих пророчествах точно указывалось, как именно должна быть устроена истинная церковь, чтобы быть телом Господним. Эти пророчества разъяснили все символы ветхозаветного закона, особенно все составные части скинии».

Апостольские общины не были против экуменизма, понимаемого ими как необходимость всех христиан принять их учение и объединиться. Разделение церквей трактовалось как трагедия, которая приводит к ересям и сектантству. В 1832-35 годах, согласно полученным «откровениям», общины избрали двенадцать «апостолов последнего времени». Апостолы изучили вероисповедания различных народов и в 1836 году «один отправился к католикам, другой – к лютеранам, третий – к православным и т. д.». В тот год в Россию прибыл Вильгельм Ду, проповедовавший в Петербурге, Москве, Киеве и других городах. Вернувшись из миссионерских поездок, апостолы на съезде в 1839 года составили «учение кафолическо-апостольских общин».

Следует отметить, что в апостольские общины принимали христиан различных конфессий – католиков, лютеран, православных, реформатов. Не могли быть приняты атеисты и материалисты. Вступивший должен был верить «в близкое пришествие Иисуса Христа» и быть готовым «в каждую минуту встретить Христа», а также платить десятину.

Скептик Пругавин спросил епископа, чем он и его служители отличаются от служителей других конфессий – пасторов, ксендзов. Епископ ответил, что «все служители церкви имеют это звание от Бога, но через людей. Апостолы же получают свое назначение не через людей, а прямо и непосредственно от самого Бога. Все другие служители посвящаются людьми; апостолов же посылает сам Бог… Апостолов назначил сам Дух Святой на глазах у всех верующих. После того, как общины, путем опыта, научились распознавать голос Духа Святого и имели достаточно случаев испытать честность пророков…, случилось чудо…: Дух Святой указал на одного из присутствующих, как на апостола». Описываемое событие происходило в Лондоне, затем подобная практика избрания служителей распространилась на другие общины.

В вероучении «апостолов» наметились признаки исключительности, свойственные некоторым современным пятидесятническим и харизматическим движениям – необходимость повторного крещения, истинность только «их» вероучения.

Особое внимание уделялось миссии. Забота об увеличении числа верующих ложилась на плечи евангелистов.

На определенном этапе апостолы возлагали особую надежду на Россию. «Наслушавшись всевозможных рассказов о наклонности русского народа к сектантству, они не на шутку воображали, что стоит лишь им появиться в России с проповедью своего учения, как тотчас же у них явятся легионы поклонников» (такого рода волюнтаристские убеждения были свойственны и некоторым миссионерам, пришедшим в Россию спустя сто лет). В Россию прибыл апостол Дитман и несколько его помощников (коадьюторов). Русское общество отнеслось к ним весьма «холодно и сдержанно», но более сочувственный прием английские миссионеры встретили у российских немцев. Именно благодаря этому возникли апостольские общины в Риге, Ревеле, Либаве и Санкт-Петербурге.

Обращенная к петербургским аристократам проповедь апостолов на первом этапе достигала некоторого успеха. Но «мода на апостолов прошла так же быстро, как и возникла». Петербургскую знать увлекли новые кумиры: музыканты Сальвини, Герман, Казенев, актриса Сара Бернар…

Не устояли от соблазна посетить театральные выступления знаменитой актрисы и некоторые члены апостольской общины. За подобное вольнодумство последовали отлучения и другие наказания. Дитман еще попытался на несколько недель уехать в миссионерскую поездку в Москву, но вскоре вернулся без всяких результатов.

Лидеры апостолов всегда требовали повиновения верующих властям и, прежде всего, власти царской. Но в проповедях нередко звучали обличения социальных язв тогдашней (и современной) России – имущественного расслоения, бедности, бедственного положения рабочих на производстве, разврата и неверия.

В 10-е годы ХХ века Пругавин снова заинтересовался судьбой старых знакомых. По мнению исследователя, после смерти своего лидера община «захирела» и «как бы замерла», «не сделала никаких успехов в деле распространения своего учения и влияния» в высших слоях общества и простом народе. У верующих чувствовалась апатия, неуверенность в будущем своей общины.

Хотя мы не встречаем упоминаний об апостольской общине в последующие годы, можно не сомневаться, что оставшиеся члены влились в разраставшееся в первой четверти ХХ века евангельское движение, в частности, в пятидесятничество.