Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КРЕЩЕНИЕ В РАННЕЙ ЦЕРКВИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / КРЕЩЕНИЕ В РАННЕЙ ЦЕРКВИ
КРЕЩЕНИЕ В РАННЕЙ ЦЕРКВИ
КРЕЩЕНИЕ В РАННЕЙ ЦЕРКВИ
23.01.2014
1847

«Омовение крещения также называется просвещением, потому что принимающие его просвещаются в плане понимания» (Иустин Мученик (ок. 100–165))

«Русь была крещена, но не просвещена» (Н.С. Лесков (1831–1895))

 

Жизнь церкви во II–III веках претерпевает значительные изменения. Апостолы ушли, скоро уйдет и поколение апостольских учеников. Лидерами раннего христианства в основном становятся греки и римляне, то есть люди нееврейского происхождения. Для успешной передачи евангельской истины своим соотечественникам они были вынуждены обратиться к принятому в том обществе мышлению, которое было сформировано греческой философией.

Доникейская церковь (ранняя церковь до I Вселенского собора в Никее в 325 году) столкнулась с тремя основными проблемами. Первые две заключались во внешних атаках: имперские преследования и критические нападки греко-римских интеллектуалов.

Третий же враг в лице различных ересей разрывал церковь изнутри. Названные обстоятельства в значительной степени помогают понять неоднозначное, нередко резко неприязненное отношение к философским идеям со стороны многих христианских учителей первых веков.

В конце I – начале II веков катехуменические или огласительные школы, то есть школы для новообращенных, были практически при каждой поместной церкви, «потому что во всех церквях были оглашаемые». Это была первая формализованная система христианского образования. Период приобщения к христианской жизни становится более длительным; обучение – более постепенным.

В Риме новообращенных готовили к крещению в течение трех лет: «Желающий огласиться пусть оглашается три года; но если кто прилежен и имеет благорасположение к делу, да будет принят; ибо ценится не время, но поведение» (Апостольские постановления 8:32).

Причин усложнения подготовки было несколько: быстрое распространение христианства по всей Римской империи, возникновение множества еретических школ и окончательное размежевание с иудаизмом. Пожалуй, главное наследие, оставленное церкви синагогой, было глубокое изучение Писания. Стоит напомнить, что процесс канонизации книг Нового Завета еще не был завершен.

На страницах Деяний Апостолов мы многократно встречаем примеры незамедлительного крещения сразу после обращения людей ко Христу. Однако не стоит забывать, что все эти случаи происходили с евреями или прозелитами, которые были отлично знакомы с ветхозаветными Писаниями и их нравственными принципами. Для вхождения в церковь им достаточно было верой принять воскресшего Иисуса Христа в качестве Мессии. В рассматриваемый нами период в христианское сообщество мощным потоком хлынули язычники.

В виду реорганизации церковной жизни бродячие проповедники постепенно уступили место авторитетным учителям на местах. Занятия с «катехуменами», «оглашаемыми», или как их еще называли – «слушающими», проводились как рукоположенными служителями, так и рядовыми членами церкви.

Во II веке известные катехизаторы нередко пользовались даже б?льшим уважением, чем епископы. Последние избирались всей общиной, учителя же и пророки не рукополагались, так как считалось, что они были призваны непосредственно Богом. По этой причине многие учителя выходили из-под епископского контроля и организовывали свои школы, которые иногда вырастали в еретические движения.

Разрушительное противостояние между авторитетом епископа и авторитетом катехизатора автоматически преодолевалось, когда сам епископ был способен выполнять не только административные функции, но и нести свои прямые обязанности – духовные, то есть быть учителем и пророком (ср. 1 Тим. 3:2). В этом ряду достойными примерами могут быть Поликарп Смирнский, Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский и Мелитон Сардийский.

Похоже, в Риме процесс подготовки к крещению делился на два этапа. Первый этап начинался с предварительного собеседования. Прошедшие это собеседование зачислялись в группу катехуменов. Пройдя длительный курс обучения, который одновременно являлся и испытательным сроком, желавшие принять крещение проходили второе собеседование. Выдержавшие его формировали из себя группу кандидатов к крещению, которых называли «избранными». Крещенных христиан называли «верными».

О содержании катехизиса – краткого изложения христианского вероучения – можно узнать из «Доказательства апостольской проповеди» Иринея. Ключевой догматической составляющей было изложение истории спасения, то есть христоцентричное толкование Ветхого Завета. Ядром морального воспитания являлось учение о Двух Путях, с которого начинается древний катехизис «Дидахе» (Учение двенадцати апостолов, I).

«Есть два пути: один – жизни и один – смерти; велико же различие между обоими путями. И вот путь жизни: во-первых, возлюби Бога, создавшего тебя, во-вторых, ближнего своего, как самого себя, и не делай ничего другому, чего ты не желал бы, чтобы случилось с тобою».

Учение о Двух Путях более или менее систематично толковало Нагорную проповедь Христа и декалог Моисея. Также в помощь катехизаторам составлялись симфонии четырех Евангелий, самой известной из которых является «Диатессарон» Татиана (ок. 160 – ?). В церквях Сирии его активно использовали вплоть до начала V века, а сирийские писатели знали и читали его до начала XIV века.

Помимо чисто дидактических методов катехизация в древней церкви включала духовную борьбу с силами зла. Для новообращенного это выражалось в форме отречения от сатаны, а для наставника в виде регулярных молитв за слушающих с возложением рук. Право возлагать руки в школе Ипполита Римского имели все учителя, как рукоположенные служители, так и рядовые.

На заключительном этапе катехизатором нередко был сам епископ. Неотъемлемой частью данного этапа было заучивание наизусть так называемого «правила веры», которое в нескольких предложениях выражало суть христианского вероучения. Множество таких формул можно найти в посланиях Игнатия Антиохийского, а также у Иустина Мученика. Ириней начинает свое «Доказательство апостольской проповеди» призывом катехуменам придерживаться правила веры, ничего в нем не меняя. Его догматическим стержнем является тринитарное учение о Боге.

В последнюю очередь «избранным» разъясняли суть таинств крещения и причастия. Первое причастие совершалось сразу после крещения. Ипполит настаивал, чтобы все верующие регулярно посещали ежедневные утренние молитвы. В его «Апостольском предании» (35:1-3) сказано:

«Пусть верные, после того как проснутся и встанут с постели, перед началом своей работы молятся Богу и затем пусть спешат к труду своему. Если же имеется поучение, то пусть сначала предпочтут его, чтобы пойти и послушать Слово Божие для укрепления своей души».

Итак, подготовку к крещению в ранней церкви характеризуют длительность, двух-этапность, единство догматического и нравственного элементов обучения. Наиважнейшим здесь было «исследование Писаний» для реорганизации всей жизни обратившегося язычника и практическое вживание в жизнь общины.

С первых веков христианства и до наших дней значение просветительской функции подготовки к крещению переоценить невозможно. Вызовы XXI века – это постмодернистская размытость некогда фундаментальных явлений, клиповое сознание медийного человека, занятость урбанистического общества и т.п.

При этом ответственность церкви по-прежнему состоит в том, чтобы исполнять повеление Христа: идти и учить людей, затем крестить учеников во имя Отца, Сына и Святого Духа и снова учить.