Главная / Статьи / Церковь / Освобождает Любовь

«Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:17,18).

 

Что такое свобода?

Есть у людей важные вещи, которые на зуб не попробуешь, но за которые они борются, даже кровь проливают и жизнь отдают: свобода, счастье, правда, любовь. Притом, что даже определить точно эти понятия люди зачастую не могут.

Господь говорит о свободе, как об одной из важнейших целей человека: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). В другом месте Господь говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Другими словами, Господь Иисус Христос есть истина, которая делает людей свободными. Если уточнять дальше, то Божья любовь является источником свободы человека, а источником его порабощения является зло.

С великой любовью сотворил Бог все, что есть. Мы до сей поры не устаем удивляться красоте и премудрости сотворенного Им.

Небо и звезды, орбиты планет и электронов, моря и реки, леса и цветы, красота человека и всего живого отражают невероятную любовь и мудрость Творца. И для всего сущего положил Творец вековечные законы. Планеты движутся по своим орбитам, незыблемы законы физики и химии, законы развития и существования всякой плоти.

И отклонение от законов, заложенных Творцом для Своего творения, во-первых, невозможно, во-вторых, недопустимо. Отклонится ли Солнце от пути своего? Пойдет ли погулять по другим вселенным? Это невозможно с точки зрения законов природы, недопустимо из-за неминуемого последующего всеобщего краха жизни и мироустройства. То же можно сказать по поводу орбиты движения всякого электрона в любой молекуле. Никакой свободы для неживой природы Творец не предусмотрел.

Такие же определенные законы заложены в природе животного мира. Все эти прекрасные творения ради человека лишены права выбора, не способны рассуждать, планировать и принимать собственные решения. Они могут лишь реагировать на обстоятельства. Все творение лишено свободы подчинением человеку.

Лишь любимое Свое творение Бог наделил властью принимать решения в отношении себя и других творений. Эта власть и является проявлением свободы: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27,28).

Свобода в принятии решений отличает человек от животных и, в этой части, уподобляет Богу. Но свобода человека имеет необходимое «обрезание» в отличие от свободы Бога.

Много есть определений свободы. Оптимальным представляется такое: «Свобода — это возможность проявления человеком своей воли на основе осознания законов развития природы и общества». Применительно к человеку верующему, это определение означает свободу воли человека в рамках воли Божьей. Причем человек ограничивает свою волю волей Божией добровольно, в силу веры.

В ветхозаветной истории воля Божья выражается в Законе или Завете: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:15-17).

То есть, изначально весь Закон – это «от дерева познания добра и зла не ешь». Признаемся – не слишком тяжелое бремя.

Должен сказать, что Закон исходит из любви Божьей к человеку, является не только ограничением, но и необходимым условием свободы.

Покажу на примере из жизни. Мы жили в частном доме. Участок был огражден забором. Перед тем как выпустить маленького сына во двор, я хорошенько объяснял ему, что делать нельзя. Этих ограничений немного:

1. не подходить к яме для будущего уличного душа;

2. не пытаться перелезть через забор.

Затем мы выпускали сына из дома во дворик, где он свободно и безопасно занимался, чем хочет.

Однажды он все-таки упал в яму для душа, но по милости Божьей ничего себе не сломал. А в другой раз мы забыли запереть калитку и двухлетний сынишка укатил на детской машинке до перекрестка, где начиналось серьезное движение. Но и тут все закончилось хорошо. Мы успели догнать его перед самым перекрестком.

А когда сын повзрослел – все ограничения были сняты. Осталось одно – всегда и везде будь добрым человеком.

Вот ровно так же и Небесный Отец воспитывал человечество. В детстве ограждал его законом, а в совершеннолетии доверил свободу, ограниченную только заповедями любви к Богу и ближнему.

В рамках благой воли Божьей человек имеет обширную, разумно достаточную, но все же ограниченную свободу. Человек может выйти из-под воли Божьей, но он тут же оказывается под волей Противостоящего (за забором). Нет между этими царствами даже маленького коридорчика: сразу за калиткой человека ждет опасность. Господь говорит по этому поводу в Мф. 12:30: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». В отличие от Царства Небесного, царство Противостоящего - это место беззакония и ничем не ограниченного произвола сил зла. Ведь князь мира сего не ограничивает себя никакими заветами.

 

Зачем Богу свободный человек?

 

Из Евангелия мы видим, что Бог предоставляет человеку возможность получить свободу.

Человек, по мере веры, эту свободу принимает.

Теперь хотелось бы разобраться:

- зачем Богу свободный человек,

- и зачем человеку свобода.

В начале рассмотрим, для чего Богу нужен именно свободный человек.

Вижу три причины:

Во-первых, отношения с человеком Бог устраивает не как придется, а через Завет. Всякий завет или договор имеет силу, когда совершается сторонами свободно, без принуждения. Эту фразу мы слышим и в суде человеческом. Великий Бог и всякий маленький человек заключают Завет, как две свободные правомочные стороны. Великий акт крещения знаменует заключение Завета между Богом и каждым человеком: «обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа»(1Пет.3:21).

Человек имеет возможность отказаться от заключения Завета с Богом, с известными для него последствиями, которые ожидают его в царстве Противостоящего.

Во-вторых, как судить человека в рамках Ветхого Завета, если он желает исполнять Закон, но не имеет для этого необходимой свободы. Ведь исполнять Закон позволялось в Израиле и запрещалось в других государствах. В Новом Завете на большей части планеты эта проблема разрешена и язычники получили доступ к спасению по великой милости Божьей.

В-третьих, Господь уподобляет Церковь невесте. А высока ли цена брака, если Невесту отдают Жениху не по любви? Будет ли радость на свадьбе и в последующей жизни?

 

Бог ценит выбор свободного, а не раба, как и сказано в Гал.4:30: «Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Выходит, только свободный выбор сознательного человека позволяет иметь спасение в вечности, при соблюдении определенных условий, конечно.

 

 

Для чего человеку нужна свобода?

 

Причины, по которым свобода человека нужна Богу, в полной мере подходят и для объяснения ее необходимости человеку.

Кроме того, свобода нужна человеку  для обретения Царства Божия в своем сердце и распространения  этого Царства  на земле, отделения правды от лжи, «овец от козлов» и даже для сохранения жизни на земле, как мы это увидим ниже.

Здесь я не говорю отдельно о свободе внутренней - духовной и свободе внешней-гражданской. Эти виды свободы жестко связаны. Бог является Источником духовной свободы, а  духовная  внутренняя свобода является источником свободы внешней гражданской. Однако ограничение гражданской свободы подавляет свободу духовную, оставляет ее только у героев веры.

Да простят меня атеисты, ибо я не верю в свободу внешнюю гражданскую, если источником ее не является свобода внутренняя духовная, полученная от Бога. Боюсь, что такая свобода приводит к произволу и разложению, а в конечном счете к несвободе. Эти процессы можно наблюдать в современном мире.

 

 

Кто и как отбирает свободу?

 

Если Богу нужен свободный человек, сам ограничивающий свою волю благой волей Божией, то Противостоящему нужен человек лишенный своей воли(свободы).

Сатана управляет с позиции силы – подчиняет волю людей,  используя  зависимость, страх, ложь, ненависть, другие низменные чувства в людях. Зависимость любой формы отражает поражение в духе - алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость, чрезмерная кредитная зависимость.

Свободный любящий человек в результате зависимости становится рабом сатаны. Всем известно, на какое зло и подлость способны зависимые люди ради очередной дозы.

 

Мощным средством подавления личной воли стало телевидение. Разжигание ненависти к другим народам, формирование сознания враждебного окружения – все это подчиняет волю человека единой воле, а в конечном счете «духам злобы поднебесных» (Еф. 6.12).

В случаях массовых психозов, массовой ненависти формируется хорошо управляемая масса людей, которых можно направить на любое зло. Такие люди кричали 2000 лет назад: «Распни Его»; такие люди кричали 75 лет назад в России : «Расстрелять их». И священников, и пастырей, и лучших людей по всей стране везли на расстрел, например,  в Левашево под Питером.

Такой человек, профессор МГУ, а не деревенский догхантер, стоит у меня в глазах. Он кричал: «Убивать, убивать, убивать!» несколько месяцев назад во время украинских событий. К чести МГУ должен отметить, что этот «идеолог» был уволен вскоре. Но сколько таких же, увлеченных ложью в ненависть, вторили ему на словах и на деле.

 

Опасность порабощения

 

Сатана отнимает волю у людей и осуществляет порабощение через людей, которые могут и не осознавать, кому они служат. А зачастую они могут провозглашать намерение послужить Богу, на самом деле совершая дела тьмы. «С нами Бог» - надпись на бляхах немецких фашистов это ярко демонстрирует.

Есть известное выражение: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Так оно и есть. Силам зла нелегко управиться с миллионами добрых воль свободных людей, любящих Бога и ближнего, для которых нет «ни еллина, ни иудея», как повелевает Господь. А с одной волей правителя, даже если он изначально руководствуется благими намерениями, сатане куда проще справиться.

Подтверждением тому служат многочисленные исторические примеры с десятками миллионов жертв и в России и в других странах. Каждый диктатор уничтожал в свое время столько народа, сколько мог в силу имеющихся военных технологий своего времени. Причем каждый из них убивал людей не ради удовольствия, а ради «великой благой» цели.

Очередной такой диктатор, очевидно, будет последним. Ведь современное оружие позволяет уничтожить жизнь на земле многократно. В наше время особенно опасна пассивная позиция христиан, обладающих способностью судить обо всем: «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:15).

В церкви нет места политике. Но за пределами церкви христиане, как и другие законопослушные граждане, должны свободно выражать свою позицию, без нарушения действующих законов, конечно. Господь говорит: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лк. 8:16). Этот свет не ограничивается стенами церкви, если он настоящий. Этот свет сопровождает христианина повсюду.

Публика наперебой восхищалась нарядом короля, который явился на бал, забыв надеть панталоны. Только один мальчик сказал: «А король то голый».

Господь сказал: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное Матф.18:3.

Нельзя отрицать обязанности подчинения властям, если власть получена честно и голоса избирателей не украдены. Это прямо предусмотрено Словом Божьим: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2:13,14).

Но если власть (голоса избирателей) украдена, то это не начальства, а просто-напросто воры во власти. Аналогично, если человек украдет или купит поддельный диплом врача, он не является врачом по существу.

Господь говорит в Ин.10:10: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить». И здесь надо бодрствовать, чтобы не сделаться служителями Вора. Ведь и такое случалось в недавней истории даже у самых цивилизованных христианских народов и приводило к катастрофам мирового масштаба.

Поэтому через веру во Христа лежит путь к духовной свободе человека, а от свободы человека к гражданской свободе, чтобы  воспрепятствовать духам злобы поднебесной совершать  зло на земле. Таким образом, помимо прочего, свобода нужна человеку, чтобы сохранить на земле мир, а значит и жизнь.

Но чтобы свобода и братство, и равенство вышли из церкви в мир, нужно чтобы они были в церкви. И это большая проблема. Эти качества утрачены многими церквями, потому что они бывают неудобны священству для управления народом Божьим.

Божья любовь принимает неудобства, порожденные свободой человека, а человек, облеченный властью часто предпочитает устроиться поудобнее, ограничив свободу людей.

В человеческих сообществах на земле, в отдельных странах, если власть не соблюдает законы или отнимает свободу, данную Богом, чрезмерно ужесточая законодательство, она за счет искусственно созданного беззакония способствует распространению царства зла, а не Царства Божьего. Ибо так сказано у Мф. 24:12: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».

 

 

Господь Иисус Христос освобождает Своих детей

 

Истинная свобода следует за Христом. Господь говорит: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).

Помним, однако, что человечество не сваливается «пушистенькое» с Марса к ногам Христа с распростертыми объятиями, чтобы заключить Новый завет. Человечество приходит к Христу медленно, неуверенно, а в части иудейского священства даже весьма враждебно.

Апостол Павел определяет точно в Гал. 3:24: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу». Да, ребенок выполняет многочисленные распоряжения отца в детстве, как мы говорили выше. Но приходит время юности, когда любой папа должен сказать своему парню: «Ты вырос, дорогой мой. Не пристало мне понукать тебя всякий раз. Мне достаточно того, чтобы ты был в жизни таким, как и я сам. Ведь в тебе моя природа. Будешь как я – станешь моим наследником. Станешь поступать противно моему духу – наследство не получишь. Ты – свободный человек».

Так складывались отношения между Отцом Небесным и повзрослевшим человечеством. Бог возлюбил Свое творение в силу Своей природы. А Его природа - Любовь. Его дети – это те люди, которые обретают Его природу, то есть, исполнены любви. Любящим можно доверить неограниченную свободу, ибо они исполнили Закон. Как и сказано у апостола Павла: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8).

Апостол Иоанн определяет природу детей Божьих в 1 Ин. 4:7 «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога».

Из этого ясно, что без любви в нашем сердце мы:

1. не являемся детьми Божьими. Значит, не являемся Его наследниками. Не отдавать же Царство Небесное в наследство детям Противостоящего, как бы красиво они себя не именовали;

 2. не имея любви в сердце, мы не можем получить свободу, так как Закон остается неисполненным. Ведь не исполнив Закон, мы Закон преступаем, то есть мы преступники и достойны ограничения в свободе. Преступник закона ограничивается в свободе, как по законам Божьим, так и по законам человеческим.

Таким образом, спасение и свобода являются следствием любви Бога к нам, и одновременно нашей любви к Богу и к ближнему. По-другому, как мы говорили выше, во-первых, невозможно, во-вторых, недопустимо.

Но будет ли любящий Бог смотреть, как мы погибаем, не имея возможности исполнить Закон? Никак. Он идет к нам на помощь..

 В этом и есть чудный план спасения Божьего через жертву Иисуса Христа: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Небесный Отец пошел на величайшие страдания и жертву единородного Сына, позорную Его смерть на кресте ради спасения человека. Ведь всякий человек, кто поверит в этот Акт Великой Любви Божьей, не может не ответить любовью Богу и людям. А поверив и возлюбив в ответ на любовь Божью, человек получает природу Отца Небесного, становится Его дитем и наследует Царство Небесное.

Кроме того, обретая любовь, человек исполняет Закон и получает свободу в Господе Иисусе Христе. Хаос, и зло, и грех побеждаются любовью; мир, и гармония, и свобода являются ее следствием в жизни земной и в вечности.

Ну, а уж, если человек не поверит и не возлюбит – ничего большего сделать нельзя. Драгоценная кровь Христова уже пролита.

Царство Небесное начинается на земле – «внутрь вас есть» (Лк. 17.21). История Европы перед нами. Мы видим, что гражданские свободы шли следом за Христом. Особенно наглядно это происходило после протестантской Реформации с возрождением живой веры в Иисуса Христа. Именно тогда были утверждены основные институты свободы и демократии в европейских странах. Тогда многие люди приняли любовь Божью сердцем и вследствие этого обрели свободу. Также и теперь уровень гражданской свободы в тех или иных странах коррелирует с глубиной и распространением веры во имя Господа Иисуса Христа в том или ином народе.

Свой путь у особого народа, богоизбранного Израиля. Наши старшие братья, по выражению апостола, остаются на этапе «детоводителя ко Христу». Апостол Павел просит бывших язычников не превозноситься перед «природной маслиной», ибо Бог силен восстановить ее в свое время. Мы же благодарны этому народу за то, что они по плоти родили Иисуса Христа, Спасителя нашего.

Господь хранит нас, если мы храним Его в своих сердцах.

Читать по теме