Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Теология нравственного лидерства / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / Теология нравственного лидерства
Теология нравственного лидерства
Теология нравственного лидерства

Духовный авторитет в Новом Завете

04.12.2017
1779

Новые вызовы 

Церковь XXI века сталкивается с большим количеством проблем, которые доселе были неведомы. Общество стремительно преображается, культура обретает все более причудливые формы. Модерн сменился постмодерном, тот в свою очередь уступил место трансмодерну.

Будни современного человека совсем не похожи на размеренный стиль жизни предыдущих поколений. Информационный бум, возросшая социальная мобильность вынуждают людей каждый день принимать множество решений, ориентироваться в огромном потоке данных, поспевать за новостями. В ситуации возросшей неопределенности общество еще сильнее нуждается в ориентирах, в надежных истинах. Но где их обрести?

Книжное знание не обладает достаточной убедительностью. Необходимо увидеть, как принципы и идеалы претворяются в жизнь. Нужны носители живого опыта, подающие пример, вдохновляющие своими убеждениями. Правда, таких — как известно еще со времен Диогена — днем с огнем не сыщешь.

Но разве Церковь не обладает в достатке людьми, способными на нравственное лидерство? Увы, кризис лидерства затронул и христианство. Сегодня с еще большей актуальностью звучит фраза апостола Павла: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1). Верующим необходимо вернуться к истокам и заново осмыслить новозаветное учение о духовном авторитете.

 

Верно слово 

Что подразумевает Павел, говоря о епископстве?

Желание епископства имеет мало общего с последующей церковной иерархией, где появились протопресвитеры, архиепископы, иподьяконы, митрополиты, экзархи и т.п. У Павла речь идет о простом стремлении взять на себя ответственность за благополучие общины.

Почему он начинает с заверения, что это доброе дело?

Когда мы говорим о епископстве, о церковном управлении, неизбежно возникает отсылка к более широкой проблеме власти. В этой сфере у людей скорее негативный опыт. Многие согласятся с метким замечанием Джона Актона: «Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».

Очевидно, что и в первой церкви эта тема живо обсуждалась. Не лучше ли отказаться от всех форм управления? Разве мистического Божьего водительства будет недостаточно?

Идею епископства чрезвычайно просто дискредитировать. Человек слаб. Даже к самым чистым нашим мотивам примешивается эгоизм. А ведь мотивы далеко не у всех чисты. Возникает конкуренция, соревновательность, амбиции и обиды, разные фракции. Порой разглядеть доброе в деле епископства очень сложно. Появляется соблазн отбросить саму идею. 

Именно этому, похоже, противостоит Павел. Как бы ни велики были издержки подобного служения, альтернативы еще хуже. Епископство остается добрым делом, даже несмотря на человеческое несовершенство. Павел даже использует особое удостоверение — «верно слово» — чтобы убедить своих читателей1.

 

 

Желание доброго дела 

Из утверждения Павла, что желание епископства — это желание доброго дела, следует несколько важных положений.

Если дело доброе, то всякий должен желать, чтобы оно было осуществлено. Не желать доброго - значит совершить нравственную ошибку. 

Конечно, реализуемость какого-то конкретного доброго дела будет зависеть от жизненного контекста человека. Не всякий может взять на себя церковное служение. Не всякий, стало быть, должен желать его для себя2.

Однако, поскольку желание добра имеет характер этического долга, христианину, обладающему способностями и возможностью для епископского служения, следует его желать и стремиться к нему. Остальным же следует желать, чтобы такой человек стал епископом. 

 

 

Смысл, спрятанный за понятиями 

Чего именно должен желать желающий епископства?

Очевидно, что не первенства и не главенства. Подобного некогда жаждали ученики Иисуса (Лк. 9:46), к этому стремился Диотреф (3 Ин. 9), но и в том, и в другом случае примеры отрицательные. Желание епископства — это желание самого доброго дела, а не должности. 

Каково же это дело? К чему, собственно, призван епископ?

Сам термин содержит подсказку. На русский язык греческое существительное «ἐπίσκοπος» переводится по-разному. Среди вариантов: блюститель, страж, смотритель, наблюдатель, надзиратель. (Последнее слово приобрело в русском языке негативный, тюремный оттенок. Гораздо лучше слово «приглядывающий» или «присматривающий».)

Кому вы доверите догляд за самым важным для вас? Тому, кто сохранит, убережет, позаботится.

Очевидно, такой человек должен обладать достаточной зрелостью (интеллектуальной, эмоциональной, нравственной). Именно такие качества передает другое греческое слово — «пресвитер » (старейшина). Здесь подразумевается не столько календарный возраст, сколько духовная развитость (поэтому, пресвитер не может быть из новообращенных).

Таким образом, слово «пресвитер» и слово «епископ» раскрывают смысловые грани единого служения3.

 

 

Служение епископа-пресвитера 

В двух словах предназначение епископа-пресвитера можно описать, как попечение о церкви (1 Тим. 3:5; Тит. 1:7). 

В Новом Завете для описания этого труда используется образ пастыря (1 Пет. 5:1-3). Он ведь и должен присматривать за стадом и оберегать его. 

Но как это осуществляется, если перейти от языка метафор к прозе жизни? 

Пресвитеры должны охранять церковь от лжеучений (Деян. 20:28-32), наставлять в Слове (Гал. 6:6), вразумлять (1 Фесс. 5:12, Тит. 1:9), помогать становлению верующих в служении (Еф. 4:12), присматривать за духовным состоянием членов общины (1 Пет. 5:2; Евр. 13:17).

Неизменной и самой важной задачей является помощь верующим в достижении духовной зрелости, «возраста Христова» (Еф. 4:13-16).

Как достигнуть этой цели?

Очевидно, что инструменты пресвитерского служения схожи с апостольскими, — это молитва и служение Слова (Деян. 6:2-4; 1 Тим. 4:14-16)4.За пресвитерами также изначально закрепилось выполнение и неких обрядов, таких как молитва за болящих (Иак. 5:14,15).

Однако основная задача епископов-пресвитеров состояла в здравом руководстве общиной. Греческое слово «προΐστημι» (начальствовать), использованное Павлом в 1 Тим. 5:17, подразумевает задачи управления, лидерства (не зря в 1 Фес. 5:12 оно переведено как «предстоятель», то есть, стоящий впереди). Но это лидерство нравственного толка, не совместимое с любовью к первенству или господству над другими (Мф. 20:25-26, 1 Пет. 5:3). 

Из вышесказанного ясно, что для осуществления возложенной на него миссии епископ-пресвитер должен обладать целым рядом важных качеств. В пастырских посланиях мы обнаруживаем два разных списка требований к такому служителю. 

 

 

Списки Павла 

Вероятно, церкви из язычников нуждались в прояснении вещей, которые раньше представлялись самоочевидными5. Поэтому, Павел стремился выработать более четкие критерии для «желающих епископства».

Обратившись к спискам из Посланий к Тимофею и к Титу (1 Тим.3:1-7; Тит. 1:5-9), можно заметить несколько интересных особенностей.

Во-первых, видно, что Павел не идет путем простого дублирования. Вероятно, в его планы не входило создание некоего исчерпывающего перечня характеристик. Это, скорее, общие принципы, которыми следует руководствоваться.

Во-вторых, только одно требование касается непосредственной деятельности епископа-пресвитера («учителен» в Послании к Тимофею и «силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» в Послании к Титу). Все остальные черты должны быть присущи любому христианину.

По крайней мере, они были бы желательны в отношении кандидата на любую должность. Представьте, что вы оцениваете потенциального жениха своей дочери, в надежде дать ей хороший совет. Ясно, что ваш контрольный лист будет во многом созвучен Павлову (трезв, целомудрен, благочинен, честен и т.д.).

 

 

Странности классификации 

И все же списки требований к служителям у Павла специфичны. Чем больше мы над ними задумываемся, тем больше вопросов возникает.

Почему он выбрал те или иные характеристики, отсеяв другие? Это самое важное? Почему Павел использовал именно эти понятия? Они лучше всего раскрывают суть? 

Кажется, некоторые пороки особенно беспокоили Павла. Так, например, в списке Послания к Тимофею он зачем-то отдельно упоминает корыстолюбие и сребролюбие. Ведь ясно же, что сребролюбие - это частный случай корыстности. 

Другие важные, как представляется, характеристики пастора остались в тени. Павел, например, не упоминает, что таковой должен быть молитвенником. Сегодня мы бы ожидали от человека, несущего духовное служение, некоторой мистической погруженности. 

 

 

Проблемы буквализма 

Если толковать список Павла буквально, мы придем к неожиданным результатам. Например, из требований следует, что неженатый человек не может быть пресвитером (как мы поймем, что он хорошо воспитывает детей?). Но даже человек с маленькими детьми не соответствует критериям, ведь опять же еще не понятно, будет ли его родительский опыт успешным. 

Менее очевидное следствие в том, что епископами-пресвитерами не могут быть рабы (к счастью, эта проблема сегодня утратила актуальность). Они не имеют собственного дома и не принадлежат себе.

Буквалистское прочтение искажает замысел Павла, почти так же, как подстрочный перевод коверкает смысл текста на иностранном языке.

Мы уже отмечали, что Павел пытался дать, скорее, общие ориентиры. Показательно, что он практически ничего не говорит о прямых обязанностях пресвитеров. Здесь нет готовой формулы, некоего «трудового договора».

При чтении списков возникает образ человека, хорошо управляющего собой (не пьяница, не бийца и т.п.) и способного управлять другими (домом, детьми). При этом управление собой, самоконтроль является безусловным требованием.

Способность управлять другими - критерий менее жесткий. Здесь не все зависит от самого человека. Неудачи в области воспитания детей, построения семейных отношений могут быть тревожным симптомом, однако требуется более внимательное рассмотрение конкретной ситуации. Нельзя забывать, что люди наделены свободной волей. Дети могут отвергнуть веру родителей, несмотря на все их старания6.

 

 

Отдел кадров 

То, что пишет Павел, было бы головоломкой для современного отдела кадров. Как подыскать подобную кандидатуру?

При анализе требований к епископу-пресвитеру мы сталкиваемся с двумя проблемами.

Первая заключается в том, что многие характеристики представляют собой туманные понятия. Например, слово «благочестие» может получать совершенно различные трактовки в зависимости от церковной традиции (включая стиль одежды, обычаи и т.п.).

Вторая проблема в том, что почти все характеристики, о которых говорит Павел, представляют некую шкалу. Ими можно обладать в большей или меньшей степени. Но здесь возникает вопрос - когда, например, мы можем говорить о требуемом уровне?

Например, епископ должен быть тих и миролюбив. Но как измерить эти качества?

Он не должен быть из новообращенных. Но когда именно человек пересекает черту, за которой он перестает быть неофитом?

Странноприимство - важный признак, однако сколько гостей в неделю нужно принимать, чтобы снискать это звание? 

Вероятно, критерием может служить только признание неких качеств самой общиной. Если какие-то положительные качества присутствуют у кандидата лишь в малой степени, а отрицательные качества очевидны, это верный признак «профессиональной непригодности». Человек не сможет выполнять служение соответствующим образом. Он повредит своей личности и ранит других.

 

 

Добродетельный человек

Из подхода Павла становится очевидно, что личностные характеристики важнее неких «профессиональных» навыков. Общине стоит ориентироваться в первую очередь не на красноречие или эрудированность кандидата и даже не на его организационные навыки. Основное внимание должно быть уделено его характеру. 

Конечно, быть хорошим человеком - это не профессия. Однако также очевидно, что для некоторых профессий личностные качества более важны. Например, можно быть плохим человеком и хорошим хирургом, сложнее быть хорошим учителем, если в сердце пусто и темно. 

 

————————————————— 

 

1. Выражение «Верно слово» встречается только в письмах к Тимофею и Титу, то есть в пастырских посланиях. Верно слово, что «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников...» (1 Тим. 1:15), что «благочестие на все полезно» (1 Тим. 4:8-9), что «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2:11), что Он спас нас не по делам праведности, но на дела праведности (Тит. 3:5-8). Заметим, что все эти отрывки относятся к теме сотериологии. Только в одном случае, который мы и разбираем, заверение относится к церковному устройству.

2. Хотя, в определенном смысле каждый христианин призван к служению, имеющему епископские черты (Евр. 10:24; 12:15).

3. Для Павла и других новозаветных авторов термины «пресвитер» и «епископ» были синонимичными. Оба эти понятия связывались с пастырским служением. Особенно показательны в этом отношении два отрывка. «Пастырей (πρεσβύτερος) ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая (ἐπισκοπέω) за ним не принужденно…» (1 Пeт. 5:1–2). Обращаясь к пресвитерам Ефеса в «Деяниях апостолов», Павел говорит: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (ἐπίσκοπος), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (20:28).

4. Из отрывка 1 Тим.5:17, похоже, следует, что не все пресвитеры занимались служением Слова и учением. Не вполне понятно, как это примирить с требованием, что епископ должен быть учителем (1 Тим. 3:2). 

5. В контексте данного разговора интересен также список требований к дьяконам. Когда в первой церкви возникла проблема распределения гуманитарной помощи, решением стало назначение ответственных людей. Апостолы обратились к общине: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу» (Деян. 6:3). Павлу в новых условиях пришлось уточнять, как собственно должны проявляться «изведанность, исполненность Духом и мудрость» (1 Tим. 3:8–12). Конкретизация, к которой прибегает Павел, примечательна. Например, особое внимание уделяется отсутствию алкогольной зависимости. Павел и всем верующим наказывал: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Однако, первое легче проконтролировать, чем второе. Поэтому Павел требует от дьяконов не исполненности Духом, а трезвости. 

6. Однако, есть еще одна причина, почему не стоит спешить рукополагать в пресвитеры того, «кто не умеет управлять собственным домом». Пасторское служение требует времени и сил. Но здесь человек не сможет уделять достаточного внимания общине, не пренебрегая при этом домашними обязанностями. Он нужен дома, а будет пропадать в церкви. Нагрузка на семью, где и так нет благополучия, возрастет.

 

https://sukhovskiy.blogspot.ru

Тэги:   мысли   Писание   жизнь церкви   
Еще читать