Главная / Статьи / Церковь / Российские «сектанты» и религиозная нетерпимость
Российские «сектанты» и религиозная нетерпимость
Российские «сектанты» и религиозная нетерпимость
12.03.2018
1021

Во все времена представители доминирующих религий, как правило, относились враждебно к религиозным меньшинствам и альтернативным течениям. Их приверженцев считали инакомыслящими, еретиками, предателями, с ними велась непримиримая борьба. Судьба российских христиан-протестантов в этом случае не является исключением. С самого начала их появления в России за ними закрепился дискриминационный ярлык «сектантов». Проходило время, сменялись эпохи, но отношение к протестантам в России в целом не менялось.

В данной статье мы проведем краткое обсуждение понятия «секта» и правомерности его использования в отношении верующих людей, исповедующих протестантизм. В частности, мы постараемся объяснить, почему слово «секта» – оскорбительное, а его употребление в адрес христиан-протестантов является противоправным и нарушающим элементарные права человека.

В начале сделаем небольшой экскурс в значение самого слова «секта». В переводе со средневековой латыни имя существительное secta означает «школа», «учение» (от глагола sequor - «следую»). Существует мнение, что изначально слово «секта» было нейтральным термином для описания отдельных, обособленных политических, философских и религиозных групп. Возможно, это справедливо, но лишь отчасти. Так, если принять во внимание самое раннее упоминание о христианах у Тацита, то уже тогда это слово имело отрицательную коннотацию:

«Нерон… приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу... Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому».

В древнегреческом языке латинскому secta соответствует слово hairesis – «выбор», «направление» (что сейчас понимается как «ересь»). В Новом Завете у этого слова имеются разные оттенки в зависимости от контекста: от довольно нейтральных (Деян. 26:5; а также 5:17 и 15:5) до явно осуждающих (Деян. 24:5, 14; 2 Пет. 2:1) . Однозначного определения здесь, по-видимому, нет. Скорее всего, если некая религиозная группа была крупной и признаваемой (фарисеи, саддукеи), то она считалась «движением» или «партией», а если она была малой и незначительной и по каким-либо причинам вызывала недовольство у большинства, то она воспринималась примерно так, как у нас сегодня воспринимаются понятия «ересь», «секта» или «культ».

В наши дни слово «секта» в своем нейтральном значении применяется лишь узкоспециально в таких дисциплинах, как религиоведение и социология. Но как скоро оно выходит за пределы научных дисциплин, оно приобретает уже совсем другую окраску. Словарь английского языка Collins справедливо отмечает, что слово «секта» часто используется в уничижительном смысле.

Действительно, чтобы понять, какие чувства вызывает у слушателя данное слово, вовсе не требуется прибегать к словарным определениям – практически у всех оно связано с чем-то негативным, отталкивающим и вызывающим презрение. Можно с уверенностью сказать, что в современном мире «секта» – это настоящее ругательное слово. И что бы нам ни говорил пресловутый борец с сектами в России А.Л. Дворкин, утверждая, что он не намеревается обижать баптистов, называя их «классической сектой», – на самом деле он это как раз и делает (то ли по наивности, то ли преднамеренно).

Протестантизм является одним из трех главных направлений христианства. Он зародился в Европе в XVI в. как реакция на злоупотребления католической церкви и связан с выдающейся личностью Мартина Лютера. Первые протестанты попали в Россию вместе с купцами и ремесленниками, приглашенными из европейских стран. А затем, во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи возникли первые славянские протестантские общины.

В настоящее время протестанты в России представлены лютеранами, евангельскими христианами, баптистами, адвентистами, пятидесятниками и некоторыми другими. Таким образом, протестантизм уже имеет свою длительную историю, традицию, своих видных деятелей и детально разработанное богословие (с определенными вариациями в зависимости от конкретной деноминации). Протестанты исповедуют веру в Триединого Бога, признают непогрешимость Священного Писания, а также все важнейшие христианские догматы, изложенные в ранних Символах веры.

Тем не менее, с самого начала появления протестантов в России за ними прочно закрепился ярлык «сектантов». С ними проводилась целенаправленная борьба, имевшая порой трагические инциденты. Все это происходило с подачи представителей господствовавшей в Российской империи государственной православной религии, казачества и благодаря использованию ими малограмотного, консервативно настроенного населения.

Большевистская революция 1917 года и последующий 70-летний период атеизма поставили под угрозу существование всех без исключения религиозных конфессий в стране. Однако больше всех досталось так называемым «сектантам», особенно тем, кто отказывался регистрироваться в органах власти и сотрудничать с ними. С распадом СССР и возвращением религиозной свободы в 1990 е годы начался новый этап борьбы с «сектами». Теперь на вооружении религиозных эксклюзионистов имеются современные СМИ, свежие идейные вдохновители, новоиспеченные сектоведы и другие средства.

Это продолжает происходить, несмотря на то, что Российская Федерация является светским государством. Статья 28 Конституции РФ гласит:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

С целью обеспечения свободы вероисповедания Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации» (1997 г.), признавая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» и подчеркивая уважение ко всем мировым религиям, «составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России», подтверждает «право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

Исходя из вышесказанного, нетрудно сделать вывод, что человек, называющий христиан-протестантов «сектантами», совершает противоправное действие. Он нарушает Конституцию РФ и попадает, по крайней мере, сразу под три статьи Уголовного Кодекса РФ:

1)           Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий –
a.           публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих [к слову заметим, что протестанты – это тоже верующие!];

2)           Статья 128.1. Клевета –
a.           то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию;

3)           Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства –
a.           действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Удивительно, что многие протестанты как бы смирились с тем, что их совершенно произвольно причисляют к сектантам. Не у многих возникает желание оспаривать ничем не обоснованные заявления отдельных СМИ и представителей главенствующей церкви. Возможно, это вызвано в целом мирным характером протестантов и их нежеланием обращаться в светские суды на кого-либо, в том числе на представителей другой христианской конфессии (согласно 1 Кор. 6:1-7).

Однако очень хотелось бы, чтобы они знали свои права и умели правильно объяснять свою позицию клеветникам. Также необходимо на официальном уровне требовать отмены использования слов «секта» и «сектанты» в адрес верующих-протестантов. Эти дискриминационные, оскорбительные ярлыки не должны безо всяких оснований появляться в газетах, на телевидении и в других СМИ. Порочные практики религиозной нетерпимости, шовинизма, ксенофобии и прочего мракобесия не должны иметь места в светском, демократическом государстве двадцать первого века.

"Мирт" в Телеграм - https://t.me/gazetaMirt​

Читать по теме