Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Штундизм: начало отечественного протестантизма / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / Штундизм: начало отечественного протестантизма
Штундизм: начало отечественного протестантизма
Штундизм: начало отечественного протестантизма
20.05.2018
3330

На фото: Типичная крестьянская семья штундо-баптистов Киевской губернии, 1901​

 

Русское «евангельское движение», точнее – отечественный протестантизм, возводят к еретическим движениям XIV-XV веков, к так называемому русскому религиозному сектантству – хлыстам, духоборам, молоканам. Но организация религиозных диссидентов в протестантские деноминации и превращение в часть мирового протестантизма произошла позже – в XIX веке, благодаря такому межконфессиональному движению как штундизм.

Штундизм возник среди немцев-колонистов на юге Украины в первой половине XIX века. Название происходит от того, что колонисты собирались в малых группах для чтения Библии и обсуждения нравственных вопросов в определенное время (от немецкого слова stunde – час).

Откуда взялся штундизм, как вообще появилась идея собираться по группам?

Эта практика стало широко распространенной благодаря пиетизму – движению внутри лютеранской и частично реформатской церкви во второй половине XVII века. Именно пиетисты ввели в повседневный оборот термин «рождение свыше». Они были сосредоточены на личной молитвенной жизни и собирались в небольших группах, чтобы читать Писание и делиться личным опытом: как написанное обличает лично меня? Что я смог, а что не смог сделать за последнее время, чтобы этому слову соответствовать?

Отметим, что пиетисты, одни из первых протестантов, были очень открыты для христиан разных конфессий. Эту открытость воспринял и штундизм, который был не столько особой деноминацией или движением, сколько формой общения христиан.

Какое же отношение эти немецкие формы благочестия имели к России?

Как многие знают, императрица Екатерина Великая издала несколько манифестов, приглашая немцев-протестантов приезжать в Россию и основывать сельскохозяйственные колонии, а власть гарантировала им свободу вероисповедания (с запретом обращать русских). И вот среди таких немцев в 1817 году возник первый штундистский кружок – в него вошли вюртембергские немцы, жившие в причерноморских степях.

В середине 1820-х годов реформатский пастор Иоганн Бонекемпер (1795-1857), представитель Базельского общества евангельских миссий, воспользовался приглашением российского правительства заняться духовным наставничеством немцев-колонистов на юге Украины. Он начал активно проповедовать идеи духовного возрождения и организовывать кружки по изучению Библии среди немецких лютеран и реформатов в Херсонской губернии.

Именно на кружки Бонекемпера стали приходить первые русские крестьяне, нанимавшиеся к колонистам – в частности, такой важный для евангельского движения человек, как Михаил Ратушный, стал читать Библию именно благодаря пастору-немцу.

Интересно, что Иоганн Бонекемпер не считал, что необходимо создавать отдельные общины, не советовал и русским крестьянам покидать православную церковь – штундистские кружки были для него внецерковным собранием, предназначенным для поддержки благочестивых христиан. После запрета на деятельность Базельской миссии в России Бонекемпер был вынужден в 1848 году покинуть нашу страну и уехать в Германию.

Тем не менее, влияние Иоганна Бонекемпера распространялось – продолжались обращения украинских крестьян, не порывавших пока с православной церковью. Их привлекала и доступность Священного Писания, и строгие нравственные требования.

В 1860-х годах дело отца продолжил пастор Карл Бонекемпер (1827-1903), получивший образование в семинарии Базельской миссии. Как и отец, Карл Бонекемпер был против создания отдельных общин штундистов, поэтому он выступал против Германского союза баптистов, которые призывали своих единоверцев креститься и создавать свои общины. В 1870 году он даже подал петицию российским властям, и баптисты-миссионеры были высланы из России. Однако это не избавило от гонений самого пастора – в 1874 году по подозрению в «совращении в ересь» православных Бонекемпера выслали на окраину Херсонской губернии, а в 1876 году он уехал в США.

Проповедь и организация штундистских кружков была делом не только Бонекемперов. Так, с середины 1840-х годов пастор-пиетист Эдуард Вюст организовывал кружки по изучению Библии среди меннонитов, молокан и лютеран в северном Причерноморье, а в 1850-х годах – среди меннонитов Поволжья. В начале 1860-х годов пиетистские идеи распространились среди меннонитов Таврической губернии, которые организовали отдельные общины штундистов.

В 1870-х годах, во времена реформ Александра II, штундизм стал распространяться в губерниях Центральной России (это так называемая великорусская штунда, или библейские христиане) – так штундизм окончательно превратился в русское явление. Уже в середине 1870-х годов произошло официальное отделение русских и украинских штундистов от православия и их переход в баптизм и евангельское христианство.

Крестьянка-штундистка

В 1884 году большая часть штундистов вошла в Союз русских баптистов Южной России и Кавказа. В 1894 году штундизм был объявлен государством «вредной сектой», на «штунду» начались серьезные гонения. В начале ХХ века штундисты, не вошедшие в баптистские союзы, слились либо с евангельскими христианами, либо с духоборами и толстовцами.

Во что же верили штундисты? Их вероучение фактически не отличалось от баптистского – так, они признавали в качестве «своего» документа изложение веры, принятое на первой генеральной конференции немецких баптистов в Гамбурге в 1849 году.

Главным для штундистов было не четкое формулирование вероучения, а практика – собрания. Они состояли из совместного чтения Библии (с 1860-1870-х – на русском языке благодаря выходу в свет Синодального перевода), которое проводилось в пиетистском духе: с акцентом на практические, а не на богословские вопросы, молитвы и хорового пения. Причастие обычно не практиковалось. По вопросу о крещении штундисты делились на две партии: староштундизм (или штундобаптизм), который признавал водное крещение взрослых, и младоштундизм (духовная штунда), признававший крещение необязательным.

За чтением Слова Божьего

В целом следует признать штундизм "мостиком" между западным и "нашим" протестантизмом и "закваской" как традиционного благочестия, так и практики и образа жизни отечественных и украинских протестантов.

 

 

* Статья написана в рамках проекта РОСХВЕ (п) «Духовное наследие подвижников земли русской», реализуемого на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 года № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

"Мирт" в Телеграм - https://t.me/gazetaMirt​ 

Еще читать