Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Женщины в жизни современной церкви / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / Женщины в жизни современной церкви
Женщины в жизни современной церкви
Женщины в жизни современной церкви
02.07.2018
1887

Сразу же хочу оговориться: эта проблема не является лично моей. И хотя многое из нижеизложенного наблюдаю в своей жизни, все же «женский вопрос» выходит за рамки жизнедеятельности отдельного церковного собрания, наших традиций, позиций служителей, амбиций отдельных верующих. Актуальность данной проблемы прежде всего в том, что искажение Божьего замысла в практической жизни современной церкви с неизбежностью препятствует ее созиданию, духовному росту, единству и т.д. Это всегда отражается на имидже церкви, препятствует совершению спасения ее членов, негативно отражается на служениях и т.д.

Несколько раз побывав на различных женских конференциях, всегда удивлялась тематике обсуждаемых вопросов, которые касались только семьи и воспитания детей. Насколько это соответствует Божьему замыслу о женщине?

 

Писание о роли и месте женщины

Женщина была сотворена как помощница мужчине (Быт. 2:22).

Руководителем церковного собрания (епископом, пастором) может быть только мужчина (1 Тим. 3:2; Тит. 1:6).

Бог четко определяет, что в семье муж является главой (Быт. 3:16; 1 Пет. 3:1; 1 Кор. 11:3; Еф. 5:23). Жене не позволяется властвовать над мужем (1 Тим. 2:12), но повиноваться (Еф. 5:22-24, Кол. 3:18, 1 Пет. 3:1).

Жена не может учить мужа (1 Тим. 2:11-12).

Женам рекомендуется в церкви сохранять молчание, а при научении спрашивать дома у мужей (1 Кор. 14:34-36).

Это требования Писания, поэтому обсуждению не подлежат.

Женщина, по Божьему дизайну, отличается меньшими физическими и психологическими силами, что делает ее более уязвимой. Мы более эмоциональны, доверчивы, склонны принимать поспешные, необдуманные решения, более привязаны к материальному, часто корыстолюбивы. Если мы впадаем в грех, то это падение гораздо более сильное, чем у мужчин. Вспомним Иезавель и ее мужа Ахава, насколько больше зла исходило от этой жены царя (3 Цар. 19:1-3; гл. 21).

Пьяный мужчина или нетрезвая женщина; разгневанный мужчина или женщина в порыве злости; возгордившийся мужчина или надмевающаяся в своей гордости женщина – кто вызывает большее неприятие? Об этом, например, говорит апостол Павел женам в Коринфе, которые имели привычку во время богослужений спорить со своими мужьями (1 Кор. 14).

Наблюдая за женщинами (и вспоминая собственный опыт), которые в силу обстоятельств или собственных амбиций берут на себя функции мужчин, вижу, как деформируется их внутренняя гармония и красота. Результатом действий, противоречащих женской природе, Божьему замыслу, являются раздражительность, нетерпимость, злость и, в конечном итоге, – неудовлетворенность людьми, обстоятельствами и даже Богом. Знаю не понаслышке, как трудно с этим бороться. Великая благодарность Богу, что Он берет на Себя тяжесть жизненных проблем, дает утешение и силы, помогает нам изменяться!

Дорогие сестры, давайте помнить, что именно Ева первой съела запрещенный плод (интересно, а где был Адам в это время?). Далида за 1100 сиклей серебра погубила сильного и мудрого Самсона (Суд. 16:4-5). Гофолия истребила всех своих сыновей, чтобы царствовать самой (2 Пар. 22:10-12; 4 Цар. 11:1).

Иезавель имела сильное влияние на своего мужа Ахава, вовлекая его в идолопоклонство, новые грехи, все более и более отдаляя его от Бога (3 Цар. 16:31; 3 Цар. 21; 4 Цар. 8:18; 2 Пар. 21:6). Можно только удивляться, сколько коварства и хитрости может быть в женщине, которая, подобно Иезавели, выбирает служение лжебогам.

Показательно, что Ахав, сын избранного Богом народа, не сумел привести к истинной вере свою жену Иезавель, наоборот, она утвердила его в идолопоклонстве (3 Цар. 16:31-33). То же самое произошло и с Иорамом, который женился на дочери Ахава (4 Цар. 8:18). Так велико может быть влияние женщины.

Не случайно сатана продолжает свои попытки и в настоящее время. В субботу, перед праздником Пасхи, на нашем телевидении показывали передачу о матери Иисуса, «богородице» Марии. Вполне понятно, что человек может родить только человека и больше никого, поэтому называть Марию богородицей бессмысленно. Но дальше – больше: утверждалось, что именно рождение Марии изменило мир. Я узнала, что Бог не послал Своего Сына на землю в эпоху Ветхого Завета по одной причине – еще не родилась дева Мария.

Современная политика дьявола – не отрицать существование Бога, а подменять Его любыми вещами, ситуациями или людьми. Готовы ли мы, дорогие сестры, противостать попыткам сатаны возвеличивать женщину?

 

Библейские запреты – благодать со стороны Бога

Со временем я осознала, что даже в ограничениях и запретах, которые вводит Господь в различных сферах нашей жизни, проявляется Его любовь и забота. Господни запреты – это не просто наказание, а проявление Его заботы, стремления оберечь нас от новых ошибок и падений. Любовь Господа к нам настолько велика, что Он проявляет милость и своими заповедями сохраняет нас от согрешений и неприятностей.

 Мы хорошо знаем, что Господь всегда восполняет всякую нужду (Пс. 22:1; Ис. 30:20; Лк. 29-31). Даже в Своих запретах Он всегда дает нам гораздо больше. Если Бог ограничивает наши действия в определенных сферах, Он всегда дает возможность реализовать дарованный нам потенциал в чем-то другом.

Подумайте: участвовать в воплощении Бога в человеческом теле – разве это не великая благость с Его стороны? Быть матерью человеческого тела Иисуса – это ли не проявление Его милости и доверия?

Иметь возможность проявить свою любовь к Иисусу и умаслить Его тело благовониями перед казнью – это ли не Божья благодать? Быть рядом с Иисусом во время Его смертельных мучений, переживать вместе с Ним, оставаться с Ним до конца, как это сделали простые женщины: Мария, мать Иисуса, Мария Магдалина и др., разве это не есть настоящее доверие Бога?

И разве случайно, что именно женщины первыми узнали о воскресении Иисуса (Мк. 16:1-6)? Первой из людей после Своего воскресения Сын Божий явился Марии Магдалине, и именно женщинам Он доверил рассказать об этом величайшем событии Своим ученикам, которые даже не поверили этому (там же, ст. 7, 9-11).

Можно привести библейские случаи, когда в женские «руки» Бог отдавал спасение своего народа (Есфирь), великих пророков и царей (спасение Моисея – Исх. 2:1-10; и царя Иоаса – 4 Цар. 11: 1-3) или отдельной семьи (Авигея – 1 Цар. 25: 2-35) .

В определенных ситуациях Господь может поставить женщину над всем народом (судья Девора – Суд. гл. 4 и 5), обогатить даром пророчества (пророчица Олдама – 4 Цар. 22:14-20, 23:1-3) или евангелизации (по слову самарянки многие уверовали в Иисуса Христа – Ин. 4:39).

Мы все, братья и сестры, должны учиться покоряться Богу, Его священной воле. Без этого невозможно никакое послушание, невозможна и истинная вера. Сам Иисус во всем был покорен Отцу, но не стал при этом менее значимым, не лишился Божественного естества.

Поэтому совершенно бессмысленно кому-либо считать себя более важным, более духовным или, наоборот, менее ценным для Бога и Его церкви. «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:1-3, выделено мной).

Величие могущества Бога в нас, верующих по действию Его державной силы, невозможно описать. Оно безмерно (Еф. 1:19). Эта великая слава и сила Божья в нас определяется только верою и не зависит от других факторов.

 

Равенство братьев и сестер перед Богом

Таким образом, помимо общих для всех верующих заповедей, Господь вводит дополнительные ограничения для женщин в двух сферах жизнедеятельности: церкви и семье. Однако, это ни в коей мере не изменяет равноправного положения сестер по отношению к Богу. Все мы, верующие мужчины и женщины, есть одно тело и один дух, одно звание, так как:

Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас;

Один Господь, одна вера, одно крещение;

Одно тело и один дух, как мы и призваны к одной надежде нашего звания;

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф. 4: 4-7, выделено мной).

Все мы, дети (сыны) Божьи по вере в Иисуса Христа, облеклись в Христа при крещении. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:26-28). Об этом ап. Павел писал и в Послании к Колоссянам 3:11.

Если мы все – одно в Иисусе Христе, составляем одно церковное тело, то почему внутри него часто проводится «линия», разделяющая братьев и сестер? Братья собираются отдельно от сестер (так называемые, братские собрания) на молитву, изучение Библии или разбор проблем церкви. Проводятся только братские конференции, где обсуждаются различные вопросы Писания. Сестры часто фактически не участвуют в решении вопросов жизнедеятельности церковного собрания, на которых зачастую просто информируется о решениях братских советов.

 

Негативные последствия искажения Божьего замысла

1) Следствием данной ситуации является достаточно низкая богословская культура некоторых сестер, непонимание (недопонимание) ими многих важнейших вопросов, таких как, например, личное спасение верующего человека. А ведь перед Богом мы все, и братья, и сестры, будем давать отчет независимо от нашего происхождения, возраста, пола и других плотских характеристик.

2) Разделение церковного собрания для молитвенного или другого служения, изучения Библии и т.д. приводит к разрушению единства церкви. С одной стороны, мы много говорим об опасности разделений, с другой, сами проводим границы внутри церковного собрания. Цель возникновения Церкви помимо прочего состоит в том, чтобы привести нас к единству. В Своей молитве Иисус Христос просит Отца Небесного: «Я уже не в мире, но они, а Я к Тебе иду, Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11, выделено мной).

Мне представляется большим заблуждением считать, что единство церкви возникает само собой или что его можно сформировать путем служений, общих дел и пр. Оно возможно только в Иисусе Христе, формируется через познание Бога, Его истины и любви. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (там же, ст. 21).

Как же мы придем к единству, если даже группы по изучению Библии проводим раздельно? Мы много говорим о важности благовествования, и Иисус предлагает важный путь свидетельства о Себе и Отце – достижение единства церкви.

3) Часто сферы абсолютного подчинения жены своему мужу произвольно расширяются, выходя за рамки церковного собрания и семьи. Повеление «учить жене не позволяю» распространяется на всех женщин, а не только жен перед мужьями. А термин «учить» порой трактуется, как вообще что-либо говорить.

Примеры христианской семьи даются нам в Писании, это Акила и Прискилла. Они имели общий бизнес: вместе делали палатки (Деян. 18:1-3). Но и в деле духовного служения они были вместе. Они «точнее разъяснили» путь Господень Аполлосу, который затем стал служителем (Деян. 18: 24-28). Апостол Павел считал их обоих своими сотрудниками и приветствовал их общую домашнюю церковь (Рим. 16:3-4).

Наблюдаю, как в церкви просто игнорируются мнение сестер не потому, что они неправильные, а только по причине, что их высказывают женщины. Бывает, что женщина получает откровение от Бога по какому-либо вопросу, а церковь, служители или отдельные братья не принимают его по причине, что это исходит не от них. Или сестра ведет какое-либо служение, а некоторые братья отказываются в нем участвовать, чтобы не быть под женским руководством. Если мы принимаем, что всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Царя светов (Иак. 1:17), не выступаем ли мы против воли Бога, отвергая дары, полученные сестрами?

Экс-председатель РС ЕХБ Алексей Смирнов в одном из интервью высказал мнение, что роль христианки-сестры применима во всех сферах церкви, кроме руководства церковью и обучения служителей служению ( http://www.word4you.ru/news/9431/ ).

Однажды в наше собрание приехал пастор из Алма-Аты Андрей Мужчиль. Это было в начале марта, поэтому его проповедь была посвящена библейским женщинам. И мне открылась совсем другая Мария, младшая сестра Марфы.

Игнорируя дела на кухне, где всегда было место женщины, она нарушает все законы и традиции и садится вместе с мужчинами слушать Иисуса. Возмущению Марфы нет предела. Она обращается за поддержкой к Иисусу, но Он неожиданно оправдывает Марию: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее» (Лк. 10: 38-42). Показательно обращение Иисуса к Марфе, когда Он дважды повторяет ее имя. В этом и твердое назидание, и ласковое увещевание.

4) Частенько жены повторяют ошибки своих мужей, они могут вслед за мужем уходить от истины, впадать в ересь и т.д. Это происходит, когда муж в семье занимает место Бога, когда забывается, что над всеми есть самый главный Руководитель – Иисус Христос. Мы хорошо знаем историю Анания и Сапфиры (Деян. 5). Сапфира – вот пример послушной жены, которая до последней минуты осталась в послушании своему мужу, Анании. Мужу, но не Господу. И в этом ее трагедия.

Если муж чувствует свою ответственность за свою семью, он должен приложить все силы, чтобы помочь жене и детям прийти к Иисусу. К Богу, а не к себе.

  «Единственный путь, следуя которому мы можем быть истинно благочестивыми женщинами – это знать истинного Бога и Иисуса Христа, Которого Бог послал быть нашим Спасителем. ... Секрет благочестивой женщины кроется в растущих взаимоотношениях с Господом Иисусом Христом» (Юнис.Ф. Придди. «Женщины в Библии», с. 240).

Пол Трипп достаточно жестко предостерегает нас от ошибок в сфере семейных отношений: «Жена, вы отрицаете Евангелие, если, глядя на мужа, говорите в своем сердце: «Зачем беспокоиться и что-либо предпринимать? Он ведь все равно никогда не изменится». Муж, вы отрекаетесь от Евангелия, если предпочитаете оставаться уверенным в своей правоте и защищаете себя, когда ваша супруга пытается поговорить с вами о грехе…» (П. Трипп. «Война слов», с. 51).

5) Недооценка роли и места сестер в церкви приводит к тому, что определенная часть из них остается вне церковной жизни. Они часто не имеют постоянных служений, по разным причинам не посещают домашние группы, в церкви им не уделяется достаточно внимания, с ними практически не проводится душепопечительство и пр. Это довольно значительная группа сестер, вышедших из молодежного возраста, не имеющих мужей, не очень активных и инициативных. Они посещают воскресные собрания, платят десятину, являются членами церкви. Но это, к сожалению, формальное членство.

Вспоминается, как поступал Иисус по отношению к женщинам. Очень яркий пример – встреча с самарянкой. Вопреки всем иудейским традициям, общепринятым правилам, Он обращает внимание на женщину, иноплеменницу, тратит Свое драгоценное время на общение с ней. Его не заботит ни ее социальный статус, ни нравственный облик, ни положение в обществе. Именно такую женщину, недостойную внимания в человеческом понимании, Иисус делает главной благовестницей в этом городе (Ин. 4:39) .

Интересно, как бы поступили современные служители или братья в такой ситуации? Почему-то думаю, что они прошли бы мимо, ведь это всего лишь женщина, притом еще и грешница.

6) Искаженное толкование Божьих заповедей часто приводит к отчуждению от церкви, внешней (открытой) или внутренней (скрытой) эмиграции сестер, причем женщин самых активных и думающих. Сестры уходят в другие деноминации, например, в пятидесятничество, где женские вопросы поднимаются и решаются не столь категорично, как в баптистских церквях.

Одно время мне очень не нравилось наличие женских групп и группочек внутри церкви (я не имею в виду естественные внутрицерковные образования: по возрасту, служению и т.д.). А сегодня я понимаю, что их существование – это своеобразная внутренняя эмиграция сестер. Ведь жены в церкви да молчат, не правда ли? Вот они молча и уходят в другие сферы реализации своих даров, потребностей и интересов. И нужно признать, что эти сестры уходят из церкви, даже формально оставаясь ее членами.

 

Заключение

Цель данного послания – не призыв к неподчинению церковным служителям или жен мужьям. Но в любом месте и любых обстоятельствах всегда на первом месте должен быть Господь, Иисус Христос и Отец: и в вере, и в истине, и любви.

Сможем ли мы научиться слышать голос Божий и понимать Его волю, чтобы всегда отвечать Ему: «Се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Луки 1:38)? Не смотря на общественное мнение, позицию церкви, традиции, отношение мужа или близких, как это делала Мария?

 

 

 

Еще читать