Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ: ДИАЛОГ ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ: ДИАЛОГ ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ?
КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ: ДИАЛОГ ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ?
КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ: ДИАЛОГ ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ?
24.09.2011
1128
Отношения между христианством и исламом, между крестом и полумесяцем, всегда складывались непросто. С самого начала они выступали как соперники, хотя осуществлялось и плодотворное культурное сотрудничество, которое, как это ни парадоксально, было чрезвычайно активным в период крестовых походов. Даже названия некоторых наук (алгебра) достались нам от арабов, через мусульман европейцы получили многие достижения античной мысли.

Христианство и ислам в миру

По Библии, Измаил, родоначальник всех арабов, ныне составляющих ядро мусульманских народов, был сыном Авраама от Агари, египтянки. Отсюда именование "агаряне" в русской религиозной традиции: "Даровать одоление на агарян". Агарь не была оставлена Господом — ей явился Ангел Господень и сказал: "...умножая, умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества" (Быт. 16:10). 

В Коране упоминаются многие библейские персонажи: Нух (Ной), Ибрагим (Авраам), Юсуф (Иосиф) и другие. Знает ислам и Иисуса (Иса). Говорят, что упоминания одних и тех же лиц в священных книгах христиан, иудеев и мусульман, являются точками соприкосновения и могут служить мостом для сближения ислама с христианством и иудаизмом. Едва ли. Совпадения имен мало, в Коране знакомые нам по Библии персонажи имеют совсем другое значение. Главное, отрицается божественность Иисуса, но не утверждается и божественность Мухаммеда. (Желающим составить представление об исламе можно порекомендовать недавно вышедшую книгу Джона Гилкриста "Мухаммад и его книга"). 

Иногда религии, признающие праотца Авраама, называют религиями авраамовой традиции, имея в виду иудаизм, христианство и ислам. Вот что говорит Коран (сура "Паук") об отношении к "людям Писания":

Не спорь с людьми Писания,
Зови их красотой вещаний,
Но лишь того зови,
Кто не наносит зла.
Ты им скажи: "Мы верим в откровенье,
Ниспосланное нам и вам,
Един наш Бог и ваш,
И лишь Ему мы предаемся.

(Это перевод В. Пороховой, на наш взгляд, превосходный). 

Не только Коран, но и хадисы, повествующие о речениях и деяниях Мухаммеда, содержат высоконравственные наставления. Вот пример хадиса: "Если кто-то столкнется с несправедливостью, пусть он выступит с оружием в руках против нее, если нет таких сил, то пусть он открыто выскажется против, если же и это он сделать не в силах, то пусть он заключит эту несправедливость в своем сердце. Но это будет слабейшим из проявлений веры". Хадисы повествуют не только о том, что пророк сказал или сделал, иногда говорится, что при нем делалось или говорилось то-то и то-то, а он промолчал. Стало быть — не запретил, стало быть, это действие или суждение считается разрешенным.

Еще в VII веке мусульман постигло разделение: после смерти Али, четвертого праведного халифа (двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда) одни (шииты) стали считать только его потомков законными наследниками и духовными преемниками пророка, другие же (сунниты) полагают, что имамом, духовным и светским руководителем, может быть любой мусульманин, избираемый или назначаемый людьми.

Ислам не знает различия "кесарева и Божия" и, соответственно, светской и духовной власти — это сугубо христианский принцип, и навязывать его мусульманам никто не вправе. Но это означает, полагают некоторые мусульмане, что власть должна стремиться к распространению ислама — в том числе и вооруженным путем. Умма, община мусульман, должна расширяться и не может сокращаться — за это они несут ответственность перед Аллахом. Иногда мусульмане делят мир на Дар ас-сулх — "дом мира", где торжествует ислам, и Дар ал-харб, "дом войны", где живут неверные гяуры или кафиры, подлежащие завоеванию. Отсутствие прямых военных действий считается перемирием.

В России часто говорят о ваххабитах как об исламских фанатиках. Это не совсем так: ваххабиты — последователи Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба, жившего в Аравии в XVIII в. Ныне Саудовская Аравия официально исповедует ваххабизм. Ваххаб учил, что ислам приобрел слишком много позднейших наслоений, и потому надо очистить его от этих непозволительных добавок, строго соблюдая все нормы и требования ислама.

Между теоретиками ислама нет согласия относительно всех этих положений, и внутри исламского мира не утихают споры. Тем более нет взаимопонимания с представителями других религий. И все же между некоторыми христианскими, иудейскими и мусульманскими богословами идет довольно вялый диалог. Это называется "суперэкуменизм" в отличие от просто экуменизма (диалога внутрихристианского). Отношения Запада с миром ислама складываются не так, так с миром конфуцианским и миром индийской духовности. Ислам, как и христианство, претендует на абсолютную универсальную истину. Но если христианство уже значительно смягчило свои требования к нехристианам, то, полагают некоторые аналитики, об исламе этого не скажешь. Они объясняют это тем, что ислам на 600 с лишним лет моложе христианства — мол, и христианство шесть веков назад было куда боевитее: крестовые походы, инквизиция, преследования нехристиан... Но такое объяснение основывается на недоказанном (и недоказуемом) допущении, что все религии живут и развиваются во времени одинаково. Это неубедительно с научной точки зрения и уж вовсе неприемлемо с точки зрения христианского богословия.

Однако в современном мире отношения между исламом и христианством определяются отнюдь не богословами. Есть примеры нормального сосуществования последователей этих двух мировых религий, но немало, к сожалению, примеров обратного. Подсчитано, что в год от рук религиозных экстремистов (прежде всего исламских, но не только) погибает не менее 150 тыс. христиан. В Судане идет самая настоящая антихристианская война, нередки погромы христиан в Индонезии, Египте, других мусульманских странах. Широкую огласку получили такие действия экстремистов, как похищение людей и захват заложников.

Это вызывает осуждения внутри исламского мира, после каждого такого акта на экранах телевизоров появляются интеллигентного вида духовные лидеры мусульман, которые с Кораном в руках доказывают, что действия экстремистов противоречат истинному исламу. С ними трудно не согласиться, но ведь экстремисты тоже ссылаются на Коран. Священные тексты не поддаются однозначной интерпретации, мы, христиане, знаем, что и из Библии в свое время вычитывали невесть что — да и сейчас продолжают вычитывать. Какое прочтение возьмет верх, что такое истинный ислам — это могут решить только сами мусульмане. Несомненно одно: в исламе заложен большой нравственный потенциал, а идеал мусульманина — безоговорочное служение Всевышнему. Само слово "ислам" означает "покорность" — имеется в виду покорность воле Божьей.

Продолжение