Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КНИГОНОШИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / КНИГОНОШИ

Духовное пробуждение в Петербурге началось не на пустом месте. Оно имело исторические и духовные предпосылки в царствование Александра I, вскоре после нашествия Наполеона и пожара Москвы — это было пережитое целым поколением потрясение, в результате которого многие стали искать Бога, это было и создание Библейского общества, и русский перевод Евангелия, и живая проповедь в среде аристократии. Не прекратилась подготовка к пробуждению и в тридцатилетие николаевской реакции — продолжались переводы русской Библии и, несмотря на закрытие Библейского общества, не прекратилась проповедь Евангелия через труд его служителей, таких как Мельвиль.

Значение Петербургского Пробуждения XIX века и в том, что оно при самом своем начале не ограничивалось Петербургом, а простиралось по всей России. Характерным примером является деятельность Общества распространения книг Священного Писания в России: обратим внимание, что образовано Общество в Петербурге, а нацелено на Россию. Побудительным мотивом к созданию этого Общества был повторный русский перевод Нового Завета, синодальный, в 1862 году, сорок лет спустя после первого. Издание Евангелий стало массовым и дешевым, на книгах в бумажном переплете стояла надпись: "Евангелие для народа. Цена 1 копейка". В связи с этим появились новые распространители Евангелия, пока это распространение не стало массовым движением книгонош. Каждый раз это было особое побуждение Духа Святого.

Первым из них стал Отто Форхгаммер, датчанин, его привлек на этот труд Мельвиль, но он действовал самостоятельно и посвящал этому делу все свое время.

Кто такие книгоноши? Это не торговцы книгами. Никакой торговец не выдержал бы столько трудностей и неприятностей, не сопровождаемых к тому же материальной выгодой. Это были Божьи благовестники, отличающиеся истинным благочестием, смиренные и самоотверженные. Отто Форхгаммер явился связью между одиночными книгоношами, такими как Мельвиль, и той сильной духом дружиной, которая составляла основу Общества. Он являлся книгоношей Общества десять лет, с 1863 по1873 г. В это время ему было уже шестьдесят лет, но он имел особенную ревность в распространении книг Священного Писания. Особенный успех он имел у молокан Ленкорани: "Люди приходили ко мне на дом со всех сторон за святыми книгами; когда же я шел по улице, то они непрестанно останавливали меня, требуя Новый Завет". Его маршруты были — Поволжье, Донские земли, Украина, Воронежская губерния, Северный Кавказ и Закавказье. Он распространил 58 тысяч Евангелий.

В совершенно ином духе трудилась "старушка с книгами", Синклития Петровна Филиппова. Она ходила по улицам, рынкам, площадям, церквям, заводам, везде неутомимо предлагая приобрести Книгу спасения. Она открыла такое поле деятельности, которое никому до сих пор в голову не приходило: кладбище! Мы, как известно, тоже очень ценим служение на похоронах. Похороны собирают людей, которые иначе, может быть, никогда и не встретились. И это момент, когда люди расположены помыслить о жизни, смерти, Боге, вечности.

Наша сестра Синклития Петровна Филиппова, возможно, одна из первых использовала эти обстоятельства для проповеди Евангелия, предлагая помощь и утешение Слова Божьего. Когда она умерла, ей было 98 лет! За четырнадцать последних лет жизни (1865-1879) она распространила 17 тысяч книг Священного Писания. Эта "старушка с книгами" открыла и еще одно место, где Божие Спасение было остро необходимо: это трактиры! Когда она продала в одном трактире все книги, и у нее не осталось ни одного экземпляра, мужчина лет тридцати, вошедши, тоже спросил Евангелие. И узнав, что у нее больше нет ничего, он заплакал и сказал: "Знать, я великий грешник и не наследую Царства Божия, если не удостоился получить Евангелие!" Тогда наша сестра вынула из кармана свой Новый Завет, который всегда носила с собой, и подала ему.

Другой книгоноша, когда его не пускали в трактир, где не полагалось торговать книгами, воскликнул: "Меня посылают с Евангелием по трактирам и кабакам, до самого ада, чтобы люди Бога узнали!"

Нам известно имя И.К. Голубева, больше всех распространившего Евангелие — сто тысяч книг в более чем ста городах и селениях: Сибирь, Дальний Восток, Туркестан, Семиреченская область, города по реке Лене.

Вокруг книгонош сразу начинали складываться силы как противодействующие им, так и помогающие. Все это очень поучительно: как только человек Божий твердо решил действовать, все вокруг него приходит в движение! Видя готовность книгонош идти "до края земли", Американское Библейское Общество взяло на себя содержание книгонош, распространяющих Священное Писание в азиатской части России (например, И.К. Голубева). Содействовали распространению Нового Завета также некоторые православные священнослужители, понимавшие благотворность действия Слова Божьего на людские сердца.