Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КРОМВЕЛЬ-ХРИСТИАНИН / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / КРОМВЕЛЬ-ХРИСТИАНИН
КРОМВЕЛЬ-ХРИСТИАНИН
КРОМВЕЛЬ-ХРИСТИАНИН
24.09.2011
1288

Примечательно, что недавно одна из британских радиопрограмм внесла его в список "Человек тысячелетия". Похоже, многие считают Кромвеля выдающейся личностью, но в связи с чем? Известно, что он имел отношение к казни Карла Первого и разорению церквей в XVII веке, в связи с чем многие воспринимают лорда-протектора как одну из самых мрачных фигур прошлого, военного диктатора. Увы, мало кто из современных евангельских христиан включил бы Кромвеля в список выдающихся христиан прошлого Великобритании. 

Похоже, церковь лишает себя того ценнейшего опыта, который она могла бы извлечь из истории жизни этого глубоко верующего человека как в области политики, так и в области отношений церкви и государства, харизматического движения и евангелизации, равно как и вопросах брака, семьи. Ведь письма Кромвеля свидетельствуют о нем как о человеке неподдельной духовности и веры.

Богатая семья и блестящее образование

Оливер Кромвель родился 25 апреля 1599 года. Его семья собрала значительные богатства, главным образом во время упразднения монастырей. Дядя Кромвеля сопровождал короля Иакова на его пути в Лондон, где тот и взошел на английский трон. Но к тому времени, когда Оливеру исполнилось 27 лет, семейные капиталы истощились, а земли пришлось продать. Его отец, Роберт Кромвель, был полномочным министром и занимался различного рода локальными вопросами, в частности, осушением болот в Кэмбридже и Линкольншире. Мы ничего не знаем о религиозных убеждениях Роберта Кромвеля. Он крестил своего сына в англиканской церкви, в то время альтернативы ей практически не было. Роберт отправил Оливера в среднюю классическую школу в Хаддингтоне. Теперь там прекрасный музей Кромвеля.

Ректором в ней был доктор Томас Бэрд. Его отличали резко антикатолические взгляды. Его перу принадлежало "Обозрение приговоров Бога" — книга, в которой были собраны исторические примеры того, как Господь карает и вознаграждает в соответствии с исполнением Его заповедей, это особенно касалось людей, облеченных властью.

Затем Кромвель поступил в Кэмбридж, в колледж Сидни Сассекс, учреждение ярко протестантской окраски. Предполагают, что по окончании колледжа Кромвель еще не обратился к вере.

Вступление в брак и членство в парламенте

Вскоре после достижения совершеннолетия в 1620 году Кромвель женился на Элизабет Буршье, дочери состоятельного лондонского торговца, пробивавшегося к получению дворянства. Это говорит о том, что Кромвель имел репутацию уважаемого, богобоязненного гражданина. О религиозных убеждениях Элизабет ничего не известно, хотя позже Кромвель обращался к ней в письмах как к верующей христианке с увещеванием и поддержкой. 

Весной 1621 года Кромвель был впервые избран в парламент. Спустя шесть месяцев он обратился к сэру Теодору Мейрну, известному врачу, практиковавшему в Лондоне. Записи этого медика говорят о жалобах Кромвеля на здоровье, но также и о том, что тот был "valde melancholikus" (лат. "очень меланхоличен").

Кромвель иногда мог провести целый день в постели, погрузившись в меланхолию. Мог вызвать врача "в весьма неподходящее время". Ему казалось, что он умирает. Периодически его тревожили "фантазии", каким-то образом связанные с большим крестом, установленным в центре Хантингдона. Все это говорит о том, что в это время Кромвель переживал серьезный психологический кризис. Вполне возможно, что именно в это время он осознал свою греховность и искал у Бога прощения.

Щедр на сострадание

Точная дата обращения Кромвеля не известна, но мы можем быть уверены в том, что оно имело место. В письме 1638 года он пишет об этом своей двоюродной сестре, миссис Сэйнт-Джон:

"...я могу с гордостью говорить о том, что Бог сделал для моей души, дабы прославить Его. И вот что я хочу сказать: Он дает прохладные и свежие источники влаги в сухой и бесплодной пустыне, где нет ни капли воды. И хотя Он пока дает мне время, Он (я верю) приведет меня в Свою скинию, в Свое место отдохновения. Моя душа — в собрании первородных, мое тело полно надежды, и, если мне придется прославить моего Бога страданием либо свершениями, я буду в высшей степени счастлив.

Воистину, ни у одного другого создания нет больших причин стремиться к прославлению дела Божия, чем у меня. Прежде у меня были большие доходы, но я уверен, что они не стоили и полушки. 

Господь принимает меня через Своего Сына, и позволяет мне ходить в свете, ибо Он Сам есть свет. Да будет благословенно имя Его, ибо Он просиял в таком темном сердце, как мое! Вы знаете, какой жизнью я жил. О, я любил тьму и ходил во тьме, и ненавидел свет. Я был вождем, вождем грешников. Это так. Я ненавидел праведность, и все же Бог явил мне свою милость. О, сколь Он щедр на сострадание! Славьте Его за меня, молитесь обо мне, чтобы Тот, Кто начал изменять меня, делал меня все совершеннее к дню, который станет днем Христа".

Поддержка в горе

Возможно, самое замечательное письмо Кромвеля — это письмо, в котором он ободряет своего друга-христианина полковника Валентина Уолтона, чей сын погиб в бою, и где он косвенно упоминает о смерти своего собственного сына, Оливера.

острадание — наш долг. Будем же вместе славить Господа в горестях и испытаниях, чтобы мы могли разделить нашу печаль.

Сэр, Бог забрал Вашего старшего сына. Его сразило пушечное ядро. Его нога была сломана. Нам пришлось отнять ее, и после этого он умер.

Сэр, Вы знаете, что я прошел испытание, подобное этому, но Господь поддержал меня: ведь Господь забрал его в счастье, ради которого мы все и живем.

И вот Ваше драгоценное дитя теперь там, в славе, и более не вкусит ни горя, ни греха. Он был доблестным юношей с добрым сердцем. Да утешит Вас Бог в этой утрате. Перед смертью он был исполнен столь глубокого умиротворения, что, по его словам, описать его было невозможно, поскольку он был слишком слаб от боли. В армии его все любили. Но мало кто знал, что это был редкий молодой человек, ходивший путями Господа. Вам есть за что благодарить Бога. Ваш сын теперь там, на небесах — святой в сиянии славы, и Вам должно быть очень радостно от этого. Испейте Вашу чашу страдания. Вы видите, что это не притворные слова, которыми я пытаюсь утешить Вас, но несомненная истина. Силой Христа Вы преодолеете все. Ищите этой силы и Вы преодолеете Ваше несчастье. Пусть эта победа, дарованная Церкви Божьей, заставит Вас забыть о Вашем личном горе. Да будет Господь Вашей силой. Об этом молится

 Ваш верный и любящий брат Оливер Кромвель".

Последняя молитва

Вечером накануне своей смерти Кромвель молился:
осподь, хотя я и испорченное, жалкое создание, я в завете с Тобой через благодать, и я могу придти и приду к Тебе. Ты сделал меня орудием, посредством которого Ты творил для моего народа добро. Многие слишком высоко ценили меня, хотя многие желают моей смерти и будут ей рады. Но, Господь, найду ли я у Тебя благоволение или нет, продолжай творить добро этому народу. Даруй ему постоянство в суждении, единое сердце и взаимную любовь. Освободи их через реформацию и прославь имя Христа в этом мире. Научи тех, кто слишком рассчитывает на Твои орудия, больше полагаться на Тебя Самого. Прости им их желание ползать в пыли, подобно червям, ибо и они — Твой народ, и прости мне безумие этой краткой молитвы ради Иисуса Христа, и даруй нам спокойную ночь, если это Тебе угодно".

3 сентября 1658 года в годовщину его знаменитых битв под Данбаром и Уорчестером Кромвель умер. Он жил в трудное время, и искушения, которые одолевали его, были трудны, но вера Кромвеля, столь ярко заявившая о себе в его речах и письмах, превозмогла все.


Перевод с английского В. Генке