Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ОТДАЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ! / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / ОТДАЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ!
ОТДАЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ!
ОТДАЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ!
24.09.2011
1588
Проблема

В 1999 году в христианских СМИ на Западе широко обсуждался вопрос о финансировании миссионеров и поддержке национальных церквей. Одни предлагали прекратить субсидировать иностранные церкви и сотрудников из числа местных жителей, а вместо этого все финансовые усилия сосредоточить только на своих миссионерах. Другие, наоборот, призывали делать ставку исключительно на местных миссионеров и не посылать больше своих. С мнением западных братьев-спонсоров по этому вопросу можно познакомиться, обратившись, например, к «Christianity Today». Заголовки публикаций отразили накал этой полемики: «Stop Sending Money!» («Прекратите посылать деньги!»), «Send Dollars and Sense» («Посылайте доллары со смыслом»), «Thank You for Not Coming» («Спасибо, что не пришли»). 

Финансовая поддержка протестантов в России западными церквами — вопрос неоднозначный и не терпящий шаблонных решений. Но что еще можно заметить: прямые получатели помощи пока безмолвствуют. Поэтому в этой статье хотелось бы обратить внимание на ряд аспектов, характеризующих отношение русских христиан к западной помощи.

Как это было?

С установлением демократических свобод в начале 90-х в Россию хлынули западные инвестиции. Вдохновленные падением коммунизма инвесторы начали вкладывать немалые деньги в экономические реформы, субсидировать различные программы в России, оказывать гуманитарную помощь населению. Но зачастую, как это ни печально, они руководствовались эмоциями, переполнявшими их при виде перемен в бывшем соцблоке. Они были ведомы благородной мечтой о прекрасном демократическом правовом государстве, которое надо только помочь русским построить. 

Особенно эмоциям поддались западные христиане, которые постоянно молились о великом духовном пробуждении в России. И вот это произошло: коммунизм пал, Советский Союз перестал существовать, религиозная свобода стала реальностью. В нашу страну хлынули благодатные потоки в виде бесплатных Библий и христианской литературы, гуманитарной помощи, финансовой поддержки пасторов и церквей. Огромные деньги тратились на осуществление евангелизационных программ и поддержку западных миссионеров. Но, как оказалось, отдача от стадионных евангелизаций была небольшой и явно не оправдывала вложенные средства. Церкви не росли, поскольку оказались не готовы принять новых верующих. Миссионеры, чтобы хоть как-то привлечь русских, сосредоточили усилия на гуманитарной помощи, бесплатной раздаче литературы, продуктов... И стали появляться, честно говоря, весьма «уродливые» церкви: люди стремились на богослужения, чтобы получить очередную порцию чего-то бесплатного или деньги за любую церковную активность. Рассказывают, что в одной церкви американский миссионер уехал в отпуск, и на богослужения стали приходить только трое человек. А после того как миссионер вернулся, посещаемость возросла до тридцати. 

Но надо отдать должное, благодаря помощи братьев и сестер с Запада в России стали развиваться христианское книгоиздательство, богословское образование, начали строиться церкви, русская евангелизация «резко взлетела». Таким образом, люди узнали о Боге, и основалось множество церквей.

Реалии

Вряд ли это секрет, что подавляющее большинство протестантских миссий, издательств, учебных заведений и церквей поддерживаются западными спонсорами. И если сегодня эта поддержка прекратится, то многие просто закроются, оставив безработными немалое число пасторов, миссионеров и христианских работников, поскольку на данный момент христианские организации не являются самостоятельными. 

Как тут не вспомнить поговорку: кто платит, тот и заказывает музыку. Иностранные миссионеры приехали в Россию, чтобы в соответствии со своими представлениями просветить «религиозную темноту» совков, научить жизни, показать единственно правильный путь. При этом не учитывалось, что у русского народа тоже есть духовное наследие. А мысль о том, что русские протестантские церкви в определенном смысле даже более евангельские, чем их собственные, вообще не допускалась. В России западные евангелизационные технологии типа «фаст фуд» — раз, два, три... и ты спасен (к таким, например, можно отнести широко известную брошюру «Четыре духовных закона») — себя не оправдали, большим успехом они не пользовались. 

Благодаря финансовым вложениям, появились искусственно рожденные миссии и христианские организации. Западные спонсоры считали уместным навязывать свою политику в церквах, в евангелизации, диктовать, какие книги издавать, как учить студентов, как воспитывать верующих, порой совершенно не понимая ни российских реалий, ни русского менталитета. 

Конечно, далеко не все руководствовались подобными методами в работе. Мне приходилось встречать иностранцев, которые приехали именно помогать, а не давать указания. Они осторожно и разумно выделяют деньги на определенные проекты, в то же самое время побуждают русских задумываться о самофинансировании, о том, что подходит для евангелизации, а что нет. Адаптируют свои материалы для русского восприятия и т. д. 

Теперь становится известным, как разворовывались в России западные кредиты и гуманитарная помощь. Как это ни прискорбно, аналогичная картина наблюдалась и в некоторых церквах. Сколько церквей раскололось из-за неподеленной гуманитарки, сколько пасторов пустили средства на повышение собственного благосостояния. Рядовые верующие в церквах стали жаловаться, что пасторы живут в несколько раз лучше их, получая зарплату в долларах. Бесплатность и бесконтрольность развратили русский народ, а вместе с ним и русских христиан. Русские стали думать, что иностранцы уже просто обязаны помогать. К иностранцам стали относиться не как к братьям и сестрам, а как к мешкам с деньгами. По-моему, скоро русское заискивание и попрошайничество у иностранцев, ставшие притчей во языцах, из национальной забавы превратятся в традицию. 

Но опять же, много достойных пасторов и миссионеров действительно смогли проявить себя и принести большую пользу церкви, получая зарплату с Запада. Построено много церквей, оказано много помощи сиротским домам и просто бедным людям, организованы реабилитационные центры, приюты и многое, многое другое.

Все зависит от людей

Можно заметить, у нашей проблемы есть две стороны: и хорошая и плохая. Все зависит от того, к кому попадают деньги: к честному христианину или не очень честному — от людей, от того, как мы относимся к спонсорской поддержке. Привыкшие к всеобщей советской бесплатности, мы думаем, что нас должны всем обеспечить: бесплатно дать образование, предоставить медицинское обслуживание, жилье... У нас в сознании совковое потребительство: мы хотим иметь, ничего не делая для этого, получать, но не отдавать, потреблять, а не производить. Нам проще ходить с протянутой рукой, чем научиться зарабатывать. Но это плохая школа. У Христа все наоборот: отдай, чтобы получить. И это касается не только денег, но и отношений, всего прочего. Полюби, чтобы полюбили тебя. Прости, чтобы однажды простили тебя. Накорми, и однажды накормят тебя... 

Да, российская действительность давит и причем жестоко. Но беда наша, что мы прогибаемся под изменчивый мир, а не стремимся, чтобы мир прогнулся под нас. Русским порой не хватает элементарной честности, христианской принципиальности. Но ключ к решению этой проблемы, как и многих других, лежит в сердце каждого христианина.