Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЧУДО ПРОЩЕНИЯ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / ЧУДО ПРОЩЕНИЯ
ЧУДО ПРОЩЕНИЯ
ЧУДО ПРОЩЕНИЯ
24.09.2011
2588

«Жизнь – это процесс познания самого себя, своего назначения и того, что реально в ней происходит. Никто не сделает это за вас, как и вы ни за кого этого не сделаете».

Эми Грант

История популярной американской певицы Эми Грант очень поучительная и, думается, прежде всего для тех христиан, кто справедливость ставит выше, чем любовь и прощение.

Она выросла в крепкой христианской семье и была еще очень молодой, когда стала настоящим кумиром в мире христианской музыки. Талант Эми покорял людей, даже тех, кто был абсолютно равнодушен к такого рода творчеству, более того, считал его «не совсем христианским». Видимо, дело было не столько в музыке, сколько в удивительном голосе Эми и текстах, которые неизменно трогали душу. Альбом Unguarded (Беспечный), 1985, вывел ее в число первых христианских исполнителей, о которых стали говорить за пределами церковной аудитории. А дальше, увы, все по схеме, отработанной в шоу-бизнесе: громадный коммерческий успех, развод (со своим мужем Гэри Чепменом Эми прожила 16 лет, у них было трое детей), новое замужество (на сей раз с известным певцом Винсом Джиллой). И желтая пресса, которая с удовольствием принялась смаковать подробности личной жизни рок-звезды, этой «золотой куклы христианской музыки».

Почему Эми, воспитанная в христианской семье, выбрала для себя жизнь – прямое противоречие библейским нормам, которые хорошо знала?

«Если вы проходите через трудные времена, то никто, даже самый близкий человек, ничего не знает о том, что творится в вашей душе. Два человека – это два разных мира», – объясняла она позже в интервью Christianity Today (Христианство сегодня). Эми знает, что такое кризис веры и крушение семьи, которое неизменно сопровождает этот кризис. Знает, не потому что читала об этом, а потому что перенесла на себе. «Не то что бы я перестала верить в Бога, но все так запуталось», – говорила она ABC News (АВС новости). Эми знает боль греха и стыда, которую пережила. Боль, длившуюся долгие годы. Теперь она с полным основанием может сказать: «Я знаю, почему Бог ненавидит развод, потому что развод разрушает всего человека, разбивает, буквально разрывает жизнь твоих детей, абсолютно не виновных в происходящем» (из интервью CCM Magazine (ССМ журнал).

События ее жизни вызвали шквал критики со всех сторон. В начале 2000 года Christianity Today подвергает сомнению «христианскую чистоту» ее поступков: «Удалось ли Эми Грант и Винсу Джиллу найти счастье среди боли других – вот вопрос, на который следует ответить в разбитых семьях, церковных общинах и Господу. Как внешний облик Эми, ее наряды, так и поведение, развитие ее общественного служения, говорят о том, что отсутствие серьезных размышлений разрушает христианские убеждения о святости брака».

Спустя три года после этого Эми удается выпустить новый альбом, который показывает, что она извлекла уроки из свой катастрофы. Много страдавшая и умудренная певица словно птица-феникс возродилась из огня и пепла своего развода.

Прошло шесть лет после выхода ее сольного альбома Behind the Eyes (Напротив глаз), 1997. Вместе с последним альбомом Simple Things (Простые вещи), 2003, – это выражение глубокого личного опыта серьезных переживаний. Оба музыкальных альбома – настоящий подарок и находка для тех, кто испытывает муки крушения своей жизни.

Я не могу повторить свою жизнь,
Я не могу повторить свой путь,
Я не могу изменить сделанное,
Ибо нет пути назад.
Я погналась за глупой мечтой,
Не думая о расплате.
Иллюзии ушли,
Вина осталась.


Теперь Эми поет о своем настоящем. В сорок два года она поет для тех, кто в середине своей жизни пожинает плоды ранее принятых решений, о тех, кто испытал их последствия. «Этот альбом о том, – говорила она в интервью, – что необходимо пройти долиной стыда, когда ты не можешь держать голову высоко поднятой, но ты должен пройти этот путь, чтобы быть прощенным. И не просто быть прощенным, но вернуться к жизни и быть способным радоваться этому. Каждое решение, которое мы принимаем, ведет к определенным последствиям. Последствия разрушения брака и развода очень тяжелы, сложны и запутаны. И не важно, сами вы выбрали этот путь или кто-то другой выбрал его для вас. Горе и падение приводят нас к полной потере доверия себе и Богу. И не важно, как долго длятся ваши рыдания, насколько они тяжелы, вывод один – это часть жизни, мы стали мудрее и благодарим за все».

Возможно, что сокрушенность действительно необходима, чтобы полюбить другого человека. Потому что только когда мы узнаем прощение не как богословское понятие, но как реальность отношений, мы становимся способными прощать других. «Пройдя от ощущения прощения к глубокому осознанию милости Иисуса, я почувствовала себя связанной с множеством израненных людей, с которыми я встречалась», – говорила она Крису Уэллу из CCM Magazine.

«Мы все имеем возможность служить израненным людям. Дик был братом моего первого мужа. Он умер от СПИДа в нашем доме. За два дня до смерти он принял Христа и первое в своей жизни причастие. Слушая эту историю и исходя из лучших побуждений, некоторые христиане спрашивали, а покаялся ли он в своем гомосексуализме. Вопрос кажется мне очень странным, почти оскорбительным. Не знаю, отвечала я им, мне не удалось спросить его об этом, он умирал».

В ее словах есть важный урок для всех нас. Состояние нашего сердца и наша внешняя жизнь часто не стыкуются. Их невозможно разместить в аккуратных маленьких коробочках доктринальной политкорректности. Каждый из нас может заметить, что солнечные дни перемежаются с пасмурными: смерть ребенка, крушение брака, потеря работы, предательство друзей, болезни, потеря памяти у родителей, блудный ребенок. Жизнь имеет свой длинный список потерь. Иногда мы ожидаем от нее слишком многого. Наш мир – это действительно греховный мир. Мы поражены грехом более, чем можем себе представить. И грех более трагичен и безжалостен, чем мы думаем.

Однако как мало церквей обращают внимание на такого рода запутанности, сокрушенности и осознание греха. «Люби грешника, а не грех» – это клише редко работает в жизни. Мы часто прячемся за нашим социальным положением и с фарисейским самодовольством судим тех, кто больше всего нуждается в милости. Женщины очень часто находятся под прицелом женоненавистничества, свойственного церковному руководству и, конечно, скрытого. Церковь – это единственная армия, которая добивает своих раненых. За тем красивым фасадом, который мы демонстрируем друг другу (у меня все в порядке), скрываются разрушенные миры и жизни, которыми мы на самом деле живем. Видим ли мы себя как людей, принадлежащих этому разрушенному миру? Любим ли мы людей этого мира? Знаем ли мы настоящее Божье прощение? Желаем ли мы предложить его другим?

Если сокрушенность – это реальность, то реальностью должно стать и прощение. Разве не в этом значение Креста – жертва Одного за другого. Слишком часто прощение в церкви существует лишь на абстрактном и доктринальном уровне. Увы, это известно большинству светских людей, именно так они думают, вспоминая о христианах. Слово «осуждение» суммирует их представления о церкви. Да, мы живем в обществе, где культивируется терпимость. Тот, кто ратует за моральные принципы, нередко выглядит как обвинитель, произносящий приговор. Кажется, что выбор только между релятивизмом и осуждением. Но, несмотря на всю сложность, нам необходимо научиться стоять на своих принципах, проявляя при этом прощение и милость к людям. Необходимо научиться говорить: «Ты на самом деле не прав, и ты все запутываешь, но я люблю и прощаю тебя. Дай, я тебя обниму». Прощение не терпимость ко греху. Прощение не отказ от моральных стандартов, которые ничего не стоят, как легкомысленное «извините». Прощение всегда имеет свою цену. Кто-то всегда платит за грех. «Прощение разрывает цепи причинно-следственной связи, потому что тот, кто прощает тебя, берет на себя последствия, результаты того, что ты сделал. Прощение, таким образом, всегда связано с жертвой», – пишет бывший Генеральный секретарь ООН Даг Хаммарскьолд.

Прощение – это один из самых сложных шагов в жизни. Оно отражает сердце нашего Отца. Именно так церковь могла бы привлекать людей. Есть глубокий смысл в том, что Божье прощение обусловлено нашей готовностью прощать других и зависит от нее. «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Если это так и в то же время прощение не является практикой церкви, то, возможно, многие, кто провозглашают Божье прощение, сами не прощены. Грешник должен принять Божье прощение. Как любой грешник, принявший Божье прощение, я призван отражать его – те, кто были во власти греха, сейчас прощают тех, кто продолжает оставаться под бременем греха. Эми Грант честно поет об этом, как и о надежде, которая зажигается в сердце, когда тебя прощают.

Но всегда я буду говорить:
Как ни сильна во мне тьма,
Есть сила прощения –
Она очистит меня до дна.



«Critique», № 8 (2003),
www.ransomfellowship.org