Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
24.09.2011
1653
Может ли христианин употреблять спиртные напитки? Если спросить об этом любого члена баптистской церкви, от рядового до служителя, то подавляющее большинство, не задумываясь, ответит, что пить нельзя и это грех. Вопрос, казалось бы, излишний. В нашей русской, протестантской (вернее, русско-баптистской) культуре здесь все ясно и однозначно: употреблять алкоголь нельзя. За это мы отлучаем от церкви.

На самом деле вопрос не такой уж и легкий и однозначный, как может показаться на первый взгляд. Если обратить свои взгляды, к примеру, на Запад, что мы нередко делаем, когда хотим позаимствовать их богословский, или литературно-издательский, или экономический опыт, то, к своему великому изумлению, можем обнаружить несколько иную картину. Там умеренное употребление вина евангельским христианином не считается предосудительным, а церковь как бы стоит в стороне от регулирования этого процесса. Свое отрицательное отношение по поводу злоупотреблений в этой области церковь выразила давно и предпочитает больше не возвращаться к этому неприятному разговору. Разумеется, можно высказать мнение, что, мол, на Западе остались одни только номинальные верующие, чьи понятия о чистоте веры давно размыты. Но если мы придерживаемся этого мнения, то с фактом «умеренного употребления» придется считаться. Что уж говорить о православных и католиках... Хотя тоже ведь христиане, во всяком случае серьезное, здравое христианство в этом им не отказывает.

Так что же происходит на самом деле? Почему среди христиан такое разное отношение к одному и тому же вопросу? Может быть, действительно мы, баптисты, самые праведные, а католики с православными давно отпали, как и у христиан на Западе погасли светильники? Где же истина? Оставим пока в стороне вопросы различия культуры и обратимся к абсолютному авторитету – Библии.

Посмотрим, что говорит Библия об отрицательных последствиях злоупотребления крепкими напитками, содержащими алкоголь. Обратимся сначала к Ветхому Завету. В Книге Притч 23:29-35 мы читаем о печальных последствиях злоупотребления вином: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное. И ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

Новый же Завет еще более категоричен: «пьяницы... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10). Не являются ли хотя бы два этих библейских высказывания убедительным основанием для полного и совершенного отказа от употребления спиртных напитков?

Прежде всего заметим, что Библия прямо и ясно говорит о трагических последствиях пристрастия к спиртному, чтобы предостеречь человека, о чем мы прочитали в ветхозаветном отрывке. Однако будет неправильным утверждать, что категорично и однозначно осуждается любое употребление вина. Посмотрим на Самого Христа, Который, как это ни покажется ужасным некоторым протестантам, пил вино. И более того, о Нем сказано, что Он человек, который любит есть и пить вино (Мф. 11:19; Лк. 7:34).

Далее, мы, исполняя повеление Христа, принимаем вино во время причастия. Хотя, разумеется, это никак не может служить поводом к злоупотреблению, тем не менее, было бы странным, если бы любое употребление вина осуждалось бы, в то время как оно же было избрано для осуществления этого святого действия.

Павел также советует Тимофею употреблять немного вина ради немощи его желудка. Здесь советуется употребление вина с лечебными целями.

Если отложить на время исторически сложившиеся церковные традиции и честно посмотреть фактам в глаза, то станет достаточно трудно обосновать абсолютный запрет на принятие вина. Внимательное изучение этого вопроса с Библией в руках рано или поздно выдвинет перед нами библейскую альтернативу: вино – дар Божий людям, но дар особого рода, где чувство меры является поворотным ключом, открывающим дорогу добру или злу в нашей жизни. Поэтому так много содержится в Библии предостережений, направленных на то, чтобы предотвратить чрезмерное увлечение вином, и к ним в силу человеческой слабости и нашей духовной немощи необходимо прислушаться в первую очередь. Библия не против вина – оно создано Богом и может служить как на пользу людям, так и во вред им, если человек, соответственно, или знает страх Божий, или ведет себя греховно и неразумно. Таким образом, все многочисленные библейские предостережения не столько запрещают, сколько ограничивают употребление вина. И если мы без предубеждения относимся к Библии и свою веру и этику основываем именно на ней, то мы должны быть готовы дать отчет в своем уповании, как пишет апостол Петр. К сожалению, слишком часто в христианской среде встречаются необоснованные суждения о том, что можно, а что нет.

У автора данной статьи меньше всего желания, чтобы она послужила кому-нибудь поводом к распутству. Необходимо всегда помнить о Божьей альтернативе, которая хоть категорично и не запрещает употребление вина, но все же очень настойчиво предостерегает от печальных последствий неправильного с ним обращения. В этом вопросе, как и во многих, кстати говоря, других, нужно находиться в свободе, дарованной Христом. Только, как пишет апостол Павел, чтобы свобода эта не послужила поводом к угождению плоти и соблазном для других.

Вообще же, если человек живет по принципу «можно – нельзя», то это свидетельствует о низком уровне его духовного развития. Зрелый христианин не будет искать лазеек в Божьем законе, чтобы потворствовать своим пагубным желаниям, он будет стараться во всем угождать Богу. Важно всегда, когда мы сталкиваемся с «проблемным» вопросом, помнить слова апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).