Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЕСТЬ ЛИ НЕЧТО ОБЩЕЕ МЕЖДУ ЭКОНОМИКОЙ И ХРИСТИАНСТВОМ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ЕСТЬ ЛИ НЕЧТО ОБЩЕЕ МЕЖДУ ЭКОНОМИКОЙ И ХРИСТИАНСТВОМ?
ЕСТЬ ЛИ НЕЧТО ОБЩЕЕ МЕЖДУ ЭКОНОМИКОЙ И ХРИСТИАНСТВОМ?
ЕСТЬ ЛИ НЕЧТО ОБЩЕЕ МЕЖДУ ЭКОНОМИКОЙ И ХРИСТИАНСТВОМ?
24.09.2011
1067

Мы принимаем на веру, что всевышний Бог владычествует над всем творением. Он владычествует не только в наших церковных постройках и наших домах, но и в парламентах, супермаркетах и лавках, на фабриках и предприятиях, в штаб-квартирах большого бизнеса или в театрах.

Итак, почему я выбрал предметом разговора экономику? Ведь я вовсе не бизнесмен и у меня нет экономического образования, я не работаю в банке и не собираю налогов. Все так, но я, как и большинство из вас, совершаю регулярные покупки и время от времени что-либо продаю, я не уклоняюсь от уплаты налогов, я плачу деньги в пенсионный фонд и за медицинское страхование — порой я жертвую энную сумму для церкви и отдаю на благотворительность. Как большинство из вас, я часто ловлю себя на мысли, что денег на мои нужды мне хронически не хватает. Вот почему я стараюсь разобраться в этом важном вопросе: каковы отношения экономических аспектов моего бытия и моей веры.

Христиане, как мне видится, склонны придерживаться трех подходов в отношении финансов и экономики:

1. Прославление нищеты

Этот подход основан на предположении, что единственная цель нашего земного существования — попасть на небо. Мир, окружающий нас, есть зло и ему в этой ипостаси суждено сгинуть. “Дела мира сего” суть искушения, от коих следует бежать. Отношение к богатству и процветанию (заодно с политикой, искусством и академическим образованием) в рамках подобного подхода является крайне подозрительным. В его свете нищета наряжается в тогу христианской добродетели.

Следует подчеркнуть, что имеется некоторое число библейских ссылок, которые цитируют с целью обоснования подобной установки на нищету. Из всех цитат выделяется слова Иисуса из Луки: “Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие” (6:20). Но чаще всего при цитировании этого эпизода упускают, что Христос вовсе не заповедал нам впадать в нищету (это справедливо, как и то, что благословение алчущих в следующем стихе не должно подвигать их к голоданию). Конечно, это благословение нищих, но заключается оно в том, что Царство Божье предназначено не только богатым, здоровым и успешным, но также нищим, алчущим и плачущим.

2. Прославление богатства

Этот подход представляет собой диаметральную противоположность предыдущей. Христианам следует богатеть, сиять от счастья и пользоваться крепким здоровьем. Евангельская сила должна проявляться в нашей посюсторонней жизни. Разве не написано в первом Псалме о праведниках, что они будут как дерево, посаженное при потоках вод, и во всем, что они ни делают, успеют?

Таким образом, богатство (вкупе со здоровьем и любыми другими признаками жизненного успеха) рассматривается здесь в качестве знамения милости Божьей и благословения. Согласно этому подходу бедность и болезнь знаменуют определенные неразрешенные вопросы или, по всей видимости, грех, не открытый перед Богом.

3. Ответственное управление

Оба предшествующих крайних, диаметрально противоположных подхода нельзя считать достаточно обоснованными, и в этом суть данной проблемы.

Первый подход отвергает тот факт, что Бог создал землю и возложил на человека ответственность за нее, и сказал “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1:28).

Второй подход пренебрегает ключевой проблемой сего мира, а именно грехом — вследствие греха земля всегда будет произрастать терние и волчцы, а мы будем есть хлеб в поте лица своего.

По Библии Бог призывает нас к ответственному управлению. Грех никак не исключил, не снял с нас этой ответственности перед Богом. Если бы мне надо было доказать это положение библейской цитатой, я предпочел бы указать на притчу о талантах (Мф. 25:14–30).

Совсем как рабы из этой притчи, получившие дар (может быть, ссуду?) от своего господина, и мы получили от Бога некое достояние. Под этим я имею в виду все наши навыки и способности, наш потенциал к развитию отношений друг с другом, духовные дарования, наше время, наше материальное имущество и наши финансы. Бог действительно не желает, чтобы мы все это “зарывали в землю”. Он хочет видеть в нас ответственных управителей, “экономов”, заботливых “домоправителей” всего “хозяйства”, вверенного нам. Нам следует умножать и распространять его. В этом и заключается суть экономики.

Экономика, говоря в общем и целом, есть способ “домоуправления”. Сам термин “экономика” этимологически происходит от греческого oikos nomos, что в переводе значит “искусство ведения домашнего хозяйства”.

Специальное определение термина “экономика” следующее: “Экономика есть наука, изучающая производство, распределение и потребление материальных ценностей, а также связанные с этим проблемы труда, финансов, налогообложения и т. п.”. Важно отметить, что экономика не объясняет в первую голову то, как делать деньги и как их тратить. Основная задача экономики — производство, распределение и потребление материальных благ.

Деньги есть только одно, — пусть и полезное, но далекое от совершенства, — мерило богатства. Деньги сами по себе не являются ценностью. Самое ценное зачастую (с финансовой точки зрения) почти ничего не стоит. И в самом деле, мы не платим за воздух, которым дышим, мы не “покупаем” наших друзей и родственников и не можем “купить” Бога. На вечной жизни в радости и любви на небе не имеется ценника с указанием ее стоимости.

Творец неба и земли создал человека по Своему образу. Среди всего прочего, что Он дал человеку (то есть нам с вами), имеется творческий потенциал, иначе говоря, способность создавать новые и ценные вещи. Бог наделил нас способностью и ответственностью производить богатство и мудро управлять им. Если я правильно понимаю Священное Писание, то все это не является вопросом нашего выбора, поскольку дело идет о повелении Божьем. Нам заповедано быть творцами и предпринимателями. Мы получили приказ — умножать ресурсы, которые Бог вверил в наши руки. Наш долг — создавать богатство.

Человек грешный (он или она, не имеет значения) обладает смертоносным побуждением ставить себя на место Бога. Он не довольствуется образом Бога и хочет быть сам Богом. Богоданный мандат на творчество и управление богатством превратился в отвратительное искушение. То, что подразумевалось в качестве условия (ответственное управление), стало греховной “макроигрой”. Нас одолевают искушения отождествлять себя со своим имением и рассматривать его в качестве критерия, отражающего наше общественное положение и стоимость. Это с одной стороны.

С другой, мы искушаемся взирать на материальный мир как на мир греха, взирать свысока на любого и каждого, кто, как нам кажется, пусть даже на копейку, но богаче нас (поддавшись этому искушению, мы часто выказываем свою тайную страсть обогащения).

Но если мы - христиане и живем в этом прекрасном, хотя и греховном мире, нам следует принять в рассуждение оба аспекта нашего бытия. Мир, в котором мы существуем, не есть зло — каждый атом этого мира, сотворенного Богом, существует лишь провидением Божьим.

Мир, в котором мы обитаем (и в первую очередь наши собственные сердца), является греховным. В нашей экономике, иначе говоря, в нашем “домохозяйстве”, должны найти свое отражение как одна, так и другая теологическая мысль.

Нищета сама по себе не есть добро; и богатство само по себе не есть зло. У бедного и богатого — одна и та же ответственность перед Богом: и бедный, и богатый должны быть добрыми и мудрыми рабами и домоправителями того “хозяйства”, которое они получили от Бога. Оба, и бедный и богатый, одолеваемы одним и тем же искушением — впасть в гордыню, забывая о Боге и безумствуя от своего богатства или горькой обиды, нанесенной отсутствием его. Мудрый Соломон хорошо сказал об этом: “Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь” (Прит. 22:2).

Один из ключевых законов христианской этики гласит: блаженнее давать, нежели принимать. Мы не может давать из того, что не наше (коммунизм, по всей видимости, приказал жить долго), посему, чтобы давать, надо иметь, что давать. Это положение должно стать христианским экономическим императивом: труд — отец богатства, посему покупай, продавай, вкладывай с мудростью, чтобы у тебя было, что великодушно подавать нуждающемуся.

Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить”.

Нам суждено жить в жестоком и несправедливом мире до пришествия его Царя. Он просит нас до Своего возвращения оставаться Его добрыми и мудрыми рабами, способными не только удовлетворять свои потребности, но и желать, и иметь возможность помогать другим. Вот почему экономика столь важна для нас.