Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КОНФУЗИЯ В СТРАСБУРГЕ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / КОНФУЗИЯ В СТРАСБУРГЕ
КОНФУЗИЯ В СТРАСБУРГЕ
КОНФУЗИЯ В СТРАСБУРГЕ
24.09.2011
1258

Кого спасает Армия спасения?

С давних пор Россия упорно стремится в Европу, во всяком случае, очень хочет, чтобы ее признали европейской страной. Екатерина II в своем «Наказе» оповестила мир, что «Россия - держава европейская». В президентском Послании 2005 г. сказано: «Прежде всего, Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром».

Прекрасные слова. Только жаль, что повседневное наше существование, особенно в части, касающейся соблюдения религиозных прав и свобод, показывает, что эти идеалы для многих не являются ценностным ориентиром. Внешне все выглядит неплохо: есть Конституция, где закреплен принцип равенства всех религий перед законом. Между тем практически все эксперты (как отечественные, так и зарубежные) сходятся во мнении, что наша страна стремительно утрачивает светский характер, и это положение Конституции откровенно нарушают даже те, кто призван следить за соблюдением Основного закона.

Запрещение деятельности Армии спасения в Москве было сделано так неуклюже и грубо, что это вызвало возмущение всего мира, который у нас принято называть цивилизованным. Запретители, судя по всему, совершенно не знали сути дела и не предвидели возможной реакции на запрет. А предвидеть ее было нетрудно – достаточно было самого малого знакомства с историей вопроса.

Армия спасения занимает важную нишу в современном христианском мире. Ее прекрасный девиз «Сердце – Богу, руку помощи – ближнему» нашел отклик в сердцах многих христиан на всех континентах. Во всех христианских странах ее деятельность встречала и встречает сочувствие и поддержку – за исключением России. Основатель АС Уильям Бут (1829-1912) был методистом и представлял свою деятельность как непрерывную войну с грехом и дьяволом, которую он намеревался вести при помощи «трех S» (soup, soap and salvation – суп, мыло, спасение).

Отсюда военная терминология и военная же структура – с кадетами, рядовыми, офицерами и одним генералом – руководителем АС. Сейчас им является англичанин Шоу Клифтон, спасенец в третьем поколении, работавший в отделениях «Армии» в США, Зимбабве, Пакистане, Новой Зеландии и на Фиджи. Его «армия» сейчас насчитывает полтора миллиона человек и воюет с грехом в 111 странах мира, и никому в цивилизованном мире не приходило в голову запрещать ее деятельность (за тем же самым исключением), хотя англиканская церковь, например, не очень жалует спасенцев, с которой сотрудничают и буддисты, и мусульмане, и буддисты, и вовсе неверующие.

Не так давно об АС заговорили в связи с тем, что умершая в 2003 г. вдова основателя Макдоналдса Джоан Крок завещала ей полтора миллиарда долларов.

Руководство АС не сразу согласилось принять столь щедрый дар, ибо боялось, что он отвратит людей от сотрудничества - зачем помогать столь богатой организации? (Это – не поза, это действительная озабоченность возможными последствиями принятия свалившегося с неба богатства. В Америке был случай, когда небольшая методистская церковь отказалась от завещанных ей одним из прихожан 60 млн. долларов: члены церкви логично рассудили, что эти деньги только посеют смуту в приходе, а мир в нем дороже материального благополучия.) Но, посовещавшись, все же решили принять его – тем более, что завещательница четко указала, что средства должны были пойти на открытие новых центров АС, так что больной вопрос «на что потратить?» не стоял. «Армия» смогла значительно расширить свою деятельность в разных странах, но только не у нас.

Приключения «Армии спасения» в России

В России об Армии спасения услыхали в конце XIX в., когда бурное промышленное развитие (по темпам экономического роста Россия обгоняла Англию) резко обострило социальные проблемы в городах, куда хлынуло сельское население, которое с трудом приспосабливалось к новым условиям жизни. Перед христианами нашей страны остро стал вопрос о социальной и благотворительной работе среди городских низов. Журнал «Вестник благотворительности» писал: «На наших глазах беспрепятственно болеют, мрут несчастные, пришедшие за тысячу верст за работой люди, распространяя заразу и на весь город; а «город», в ответ на эту ужасающую нужду, преступно бездействует и молчит».

Россия того времени не была равнодушна к страданиям обездоленных, не хватало лишь организации. Для начала издали русский перевод книги Бута «В Трущобах Англии» (1892), которая вызвала большой интерес и привела к практическим последствиям. Князь Николай Голицын, познакомился с генералом Бутом, увлекся его идеями и помог АС развернуть свою деятельность в России.

На территории Российской империи АС впервые появилась в Финляндии. В ноябре 1889 г. в Гельсингфорсе открылось отделение «Армии», где служили около ста человек. Им приходилось нелегко: хулиганы срывали собрания, на спасенцев клеветали, власти запрещали носить форму и собираться – все очень знакомо. Однако она пользовалась поддержкой широких слоев населения. Уильям Бут бывал в Финляндии и всячески помогал местным отделениям, но в Петербург, по настоянию К.П. Победоносцева, его не пустили.

Сразу после революции АС стала действовать очень активно, тем более что поле приложения сил было грандиозным. Голод, вызванный как природными факторами, так и действиями большевиков, породил огромные массы нуждающихся. Спасенцы спасли от голодной смерти многие сотни тысяч людей. Однако благодарность не была присуща новой власти, и в 1923 г. ее зарубежным сотрудникам предложили покинуть Россию, а с русскими сотрудниками расправились по-большевистски. От той поры сохранилась короткая протокольная запись о заседании Антирелигиозной комиссии, датированная 27 февраля 1923 г.:

лушали: 7. О секте Армия спасения

Постановили: 7.Секту ликвидировать как антисоветскую организацию”.

И ликвидировали. Русские солдаты АС перенесли великие страдания, но не отреклись от благородных христианских принципов своей организации. Примечательна в этом отношении история Владимира Михайловича Фурсенко, бывшего спасенцем еще в отроческие годы. Когда 23 марта 1992 г. АС зарегистрировалась в России, ему было уже за 80. Он прошел через лагеря и тюрьмы, но и после освобождения кормил бездомных и страдающих людей за свой счет. Представитель «Армии» встретился с В.М.Фурсенко, об этом много писали в то время. Так что можно говорить не о создании заново, а о возобновлении деятельности - в каком-то смысле она не прекращалась.

Новые гонения

Желающие прекратить ее нашлись в новой России. В 2001 г. Московскому отделению АС было отказано в перерегистрации. Напрасно спасенцы говорили, что только за один год они 5000 раз посещали лежачих больных на дому, раздали 180 тыс. горячих обедов, 16 тыс. раз посещали лежачих больных в городских больницах, где помогали в уходе за ними, снабжали немощных инвалидными колясками. Все было тщетно, регистрационная служба осталась непреклонной. Почему? Потому что они, будучи людьми законопослушными, отказались дать взятку за перерегистрацию. Желающие могут познакомиться с подноготной этой гнусной истории, заглянув в Интернет, – там подробно описано, как у них вымогали взятку, – кто, каким образом, сколько. Чиновник-вымогатель, ведавший регистрацией, отказался зарегистрировать Московское отделение «Армии» на том основании, что она, дескать, является «военизированной организацией» и ее члены носят форму.

Спасенцы обратились в суд, но в нашей политической культуре суд, к сожалению, очень часто руководствуется не требованиям закона, а требованиями власти, и потакает ее произволу. Это хорошо осознает наш народ, в котором сложилось убеждение, что правды в суде ближе Страсбурга не добьешься. Дело слушалось в разных инстанциях до Конституционного суда включительно, который вроде бы признал незаконным отказ в регистрации, но нашли другие придирки вроде истечения срока перерегистрации.

На сторону спасенцев стали немногие, среди этих немногих – Союз баптистов. Председатель Союза Ю.К. Сипко говорил тогда в интервью «Независимой газете»: «Сложная ситуация складывается не только с новыми религиозными организациями. Например, “Армия спасения” совсем не “новая” организация, а даже достаточно древняя. Как вы знаете, у нее сейчас очень большие проблемы с перерегистрацией в Москве, ей создают проблемы прямо на ровном месте. В этой ситуации просто доказывается безнравственность власти. У нас продекларирована диктатура закона, но отсутствует даже простое уважение законов, их просто не исполняют» (НГ, 22.08.2001).

Отметим, что были попытки пойти по стопам столицы и в других местах, в частности в Великом Новгороде, где летом 2006 г. наладились было ликвидировать местное отделение АС. Но там все же хватило ума не доводить дела до великого конфуза.

Нынешние хранители «исконных начал» идут след в след за большевиками, в свое время объявившими АС «антисоветской организацией», нимало не смущаясь этим позорным сходством. Спасенцы всего лишь помогали бедным и больным, кормили горячим супом наших бомжей на московских вокзалах, чем вызвали гнев железнодорожных властей: «Прикармливают тут всякую сволочь!» Да и наша историческая церковь неодобрительно смотрела на их благотворительную деятельность, видя в ней упрек себе – не архиереи, конечно (они обычно понимают, что к чему), а «простые православные» – тут дело до избиений доходило.

Посредством государственных СМИ была организована травля Армии спасения. Религиозную организацию внесли в дворкинский реестр “зловредных сект”, данные о том, что это “зарубежное военное формирование на территории России”, приводятся в учебнике для средней школы, по которому учатся российские десятиклассники.

В итоге наши славные радетели о России одержали блестящую победу над организацией, членов которой во всем мире называют «солдатами добра».

Решение в Страсбурге

Однако мы живем в век глобализации. К ней можно относиться по-разному, она действительно не всегда несет только благо. Но одно несомненно: в эпоху глобализации невозможно отсидеться в медвежьем углу, где можно безнаказанно творить всякие безобразия – особенно если страна, как наша Россия, претендует на участие во всех мировых процессах, на то, чтобы занять достойное место в мире. Поскольку еще в 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека, которая недвусмысленно требует уважать религиозные права меньшинств и отдельной личности (чему в России не обучены и обучаться не хотят), то Совет Европы вправе требовать соблюдения Конвенции, и он требует.

Попало в Страсбург и дело Армии спасения. Предвидеть, что оно туда попадет, было нетрудно, как нетрудно было предвидеть, каким будет решение. Еще в 2001 г. депутаты ПАСЕ так отозвались о запрете «Армии»: «Нас крайне удивило такое решение, потому что Армия спасения работала с людьми непосредственно на улицах. В чем причина такого запрета, нам предстоит выяснить». Выяснить оказалось делом нетрудным - вопиющий произвол был виден невооруженным глазом. Но уж очень натура требовала «врезать иностранцам» и заодно отомстить за отказ дать взятку. Как говорил еще тогда адвокат А.В. Пчелинцев из Славянского правового центра, представлявшего интересы АС: «Усилиями одного чиновника не только Москва, но и Россия приобретают в глазах международной общественности облик не правового, а первобытного общества» (НГ, 22.08.2001).

И приобрела. Европейский Суд по правам человека действует неторопливо, и только 5 октября этого года он единогласно принял решение, что «в случае с Московским отделением Армии спасения была нарушена ст. 11 (Свобода собраний и ассоциаций) Европейской конвенции по правам человека, понимаемая в свете ст. 9 (Свобода мысли, совести и религии) Конвенции». Суд постановил, что Российская Федерация должна выплатить Московскому отделению Армии спасения 10 тысяч евро в счет компенсации морального вреда заявителя. АС тут же заявила, что деньги пойдут на конкретные благотворительные проекты.

Европейский Суд указал, что отказ в регистрации «…повлек за собой распространение негативной информации, которая серьезно повредила мероприятиям отделения-заявителя по сбору средств на благотворительность и породила недоверие со стороны владельцев недвижимости, которые отказывали в аренде помещений отделению-заявителю».

Европейский Суд отметил, что «Армии спасения, которая зимой кормит 6000 россиян в месяц, пришлось потратить десятки тысяч долларов в судебной борьбе за регистрацию, а католическая церковь (а также и иудейская община) испытывала трудности в получении виз для иностранных священнослужителей. Некоторые другие религиозные организации также испытывали препятствия в регистрации на местном уровне: адвентисты, пятидесятники, баптисты, евангельская церковь и другие церкви в частности, в Татарстане, Ростовской и Владимирской обл. Эти религиозные организации также жаловались на серьезные трудности в приобретении и строительстве молитвенных домов или в возвращении конфискованной собственности. Некоторые из них — напр., Истинно православная церковь, Союз евангельских христиан-пятидесятников — утверждали, что испытывают преследования со стороны властей».

Наконец, «Содокладчики очень удивлены и озадачены решением запретить деятельность Армии спасения в Москве, и они бы были очень благодарны российским властям за разъяснения по этому вопросу». За внешне благопристойными формулировками Европейского Суда звучит откровенная насмешка, в переводе с дипломатическо-судебного языка на обыкновенный русский этот пассаж означает: «Это, господа, ни в какие ворота не лезет!». А в переводе на язык современных молодых блоггеров он звучит как: «Ржу нимагу».

Вот так стараниями наших чиновников и религиоведов, обрушившихся на занимающуюся благородным делом благотворительную организацию, Россия, как выразился «некто негде», получила в Страсбурге звонкую пощечину. Или, как говорит молодежь, «нас приложили фейсом об тейбл». Или, как говорили раньше в благородном обществе, физиономию мазали котлеткой.

Последствия

Международному общественному мнению стало ясно, что наша страна утрачивает признаки цивилизованности. После этого можно сколько угодно говорить про защиту «национальных интересов» - никто не поверит. Можно нанимать лучшие зарубежные пиаровские фирмы для улучшения имиджа Москвы и России, как это сделало федеральное и московское правительство, – никакие пиарщики ничего не смогут сделать при таком интеллектуальном и нравственном уровне тех, кому доверено формировать этот имидж.

На пресс-конференции, созванной по случаю принятия решения в Страсбурге заместитель руководителя Армии спасения Александр Харьков сказал, что он никогда не избавится от ощущения “конфуза”, стыда за неадекватность, проявленную в действиях российских чиновников, а затем и работников правосудия.

Анализируя всю ситуацию в целом, Анатолий Пчелинцев также не мог удержаться от того, чтобы охарактеризовать все происшедшее с Армией спасения по милости администрации и российского правосудия как “неприличное недоразумение”: «Когда мне пришлось рассказывать о ситуации с Армией спасения в ОБСЕ, люди откровенно смеялись. Дипломаты, которые никогда не позволяют себе этого, просто не могли сдержаться. Они спрашивали: “Да что у вас происходит там в России? У вас что, вообще здравомыслящих людей нет?”. Мне было стыдно, но что я мог сказать - только руками развести».

Вряд ли решение Европейского Суда заставит наших чиновников подумать о будущем. Среди дел, направленных россиянами в Страсбург, пять касаются нарушений свободы совести в России, в том числе жалоба Свидетелей Иеговы, права которых нарушаются самым беспардонным образом. При всей неприемлемости их вероучения и практики для нас, христиан, надо бы помнить, что свобода совести распространяется и на те вероучения, которые мы считаем откровенно ложными и даже опасными. Свобода совести может быть или для всех, не нарушающих законы, или ни для кого.

Еще не поздно избежать очередных оплеух, избежать очередных конфузий. Однако скорее всего те, кому ведать надлежит, палец о палец не ударят для отзыва этих пяти дел, которые, видимо, будут решены в пользу истцов, так что звон пощечин будет еще раздаваться «от Севильи до Гренады».

Что до решения об Армии спасения, то его надо выполнять – или рисковать своим членством в Совете Европы. А на это Российская Федерация никак не может согласиться. По крайней мере, пока.

www.baptist.org.ru