Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
МЫ ПРИНАДЛЕЖИМ ГОСПОДУ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / МЫ ПРИНАДЛЕЖИМ ГОСПОДУ
МЫ ПРИНАДЛЕЖИМ ГОСПОДУ
МЫ ПРИНАДЛЕЖИМ ГОСПОДУ
24.09.2011
1153

Мы живем в падшем мире и являемся падшими существами; грех побуждает нас искать соперничества, а не сотрудничества, вражды, а не примирения. В христианской среде это приводит к тому, что мы склонны искать у богословов (особенно конфессионально «не наших») ошибки и заблуждения, видеть в них скорее врагов, которых мы хотим побить, чем собратьев в духовном путешествии, у которых можно чему-то научиться.

Такой подход лишает нас великой пользы, которую мы могли бы получить, просто выслушав других христиан. Один из голосов, который заслуживает того, чтобы мы его выслушали, — голос Жана Кальвина. В самом деле, если бы мы взялись составлять рейтинг книг, оказавших наибольшее влияние на развитие человеческой цивилизации, на первом месте оказалась бы, конечно, Библия, затем мы могли бы назвать книгу блаженного Августина «О граде Божьем» и, ближе к нашему времени, книгу Жана Кальвина «Наставления в христианской вере».

Жан Ковен (латинизированное, как это было принято среди ученых, имя Кальвин он взял позднее) родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Он получил юридическое образование, однако определяющими для его дальнейшей жизни стали встречи с реформаторски настроенными христианами, которые изучали Священное Писание и симпатизировали недавнему выступлению Мартина Лютера против индульгенций.

Протестантские симпатии Кальвина навлекли на него преследования, и ему пришлось бежать сначала из Парижа, а потом и из Франции. Ему пришлось жить в различных городах и странах, нередко под чужим именем. В 1536 году выходит первое издание его «Наставлений». Вскоре Кальвин оказывается в Женеве, где он — после ряда трудностей и неудач — осуществляет глубокую реформу церковной и общественной жизни в соответствии со своими представлениями.

Откроем сами «наставления» и прочитаем несколько строк:

«Очень важно признать, что мы вручены и посвящены Богу, чтобы отныне думать, говорить, размышлять и поступать только во славу Его. Ведь непозволительно употреблять то, что священно, для мирских дел. Следовательно, если мы принадлежим не себе, а Господу, то понятно, что делать, чтобы не сбиться с пути, и чему надо посвятить всю жизнь.

Мы не принадлежим себе: поэтому пусть наши разум и воля не определяют ни наших решений, ни того, что нам следует делать.

Мы не принадлежим себе: поэтому не будем стремиться к тому, к чему нас побуждает плоть, и потворствовать ей.

Мы не принадлежим себе: забудем же по возможности о себе и обо всем, что нас окружает.

Мы принадлежим Господу: будем жить и умирать для Него.

Мы принадлежим Господу: пусть его воля и мудрость руководят всеми нашими поступками.

Мы принадлежим Господу: пусть вся наша жизнь будет устремлена к Нему как к единственной цели. О, как преуспел человек, который, зная, что не принадлежит себе, отнял у своего разума власть над собою, чтобы вручить ее Богу! Ибо если для человека самое верное средство погубить себя — это угождать себе, то самое надежное средство спасения — не жить собственным разумом, не желать ничего по своей воле, а лишь следовать Господу. Поэтому пусть наш первый шаг будет отречением от самих себя, чтобы направить всю силу нашего разума на служение Богу».

Имя Кальвина часто связывают с учением о предопределении. Это не совсем точно. Основная тема Кальвина как богослова — владычество Бога, или, как иногда говорят о том же самом, суверенитет Божий.

Разумеется, владычество Бога — вера общая для всех христиан. Но Кальвин обращает внимание на то, что падший человек склонен отрицать Божье владычество, полагая владыкой либо самого себя, либо случай, либо еще какие-то силы.

Кальвин решительно утверждает библейское учение о промысле, или провидении, — «все происходящее решается сокрытым планом Божьим», который разворачивается в человеческой истории. «Бог — пишет Кальвин — управляет небом и землей, устрояя все таким образом, что каждое событие решается в божественном совете». Именно в провидении, по мысли Кальвина, христианин обретает спокойствие и великое утешение перед лицом невзгод и скорбей этого мира.

Предопределение для Кальвина — вывод из этого абсолютного владычества Бога. Верующий призван полагаться на то, что судьбы мира, людей, его собственная временная и вечная участь находятся в руках Всевышнего. Человек настолько беспомощен во грехе, что все его спасение, от начала и до конца, есть дело божественной благодати.

В этом отношении Жан Кальвин едва ли выступает новатором — он следует традиции, восходящей к блаженному Августину и далее — к Апостолу Павлу. Человек совершенно беспомощен, не просто ослаблен, но умерщвлен грехом, и не может не только сделать что-либо для своего спасения, но даже и помыслить об этом, без сверхъестественной помощи Бога.

Однако Бог, со Своей стороны, может и желает спасти тех, кого Он избрал — и в этом ничто не может Ему помешать. Из этого вытекает доктрина «стойкости святых» — никто не похитит у Христа Его овец; тех, кого Бог принял, Он приведет в небесное отечество и никто из них не будет потерян по дороге. Эту мысль высказывает уже блаженный Августин в своей книге «О предопределении святых», но в наше время ее связывают с ее более поздним проповедником и защитником — Кальвином.

Это учение нередко делается предметом непонимания и самых грубых искажений; под «кальвинизмом» в наше время многие понимают учение, что человеку достаточно однажды исповедать веру в Спасителя (и расписаться в брошюре о четырех духовных законах), и его спасение гарантированно, независимо от его дальнейшей жизни. «Кальвинизм» такого рода вызывает совершенно понятное неприятие.

Однако надо сказать, что сам Кальвин не учил ничему подобному. Да, можно сказать, что «спасенный раз — спасен навсегда», но это можно сказать только о том, кто пережил подлинное обращение, а не просто помолился «молитвой грешника». Это обращение свидетельствуется подлинными и глубокими переменами в жизни человека, искренней верой и стремлением к послушанию Богу. Человек, живущий в противлении, тем самым свидетельствует, что обращение его просто не состоялось; он не потерял спасение — он его никогда не обретал.

Не случайно традиционные кальвинистские общины известны своим строгим образом жизни; божественное избрание, если оно есть, должно проявляться в глубоком благочестии. Тут нам уместно вспомнить другой предрассудок, существующий относительно Кальвина — то, что он, якобы, учил, что избранность проявляется в том, что Бог благословляет земные дела человека, делает его процветающим и богатым. Ничего подобного в «наставлениях» найти нельзя. Напротив, Кальвин много раз говорит о том, что земной путь христианина может быть очень и очень нелегким.

Однако связь между кальвинистскими взглядами и процветанием все же есть; для кальвинистской традиции свойственно восприятие труда как долга перед Богом. Богоугодными являются не только чисто церковные служения, но и всякий добросовестный труд вообще. Дворник, министр, проповедник, врач, грузчик, президент — всякий человек на своем месте исполняет служение, возложенное на него Богом. Вера в то, что Богу угоден усердный труд, скромный и воздержанный образ жизни, ответственное отношение к деньгам, несомненно, способствует достатку. Здесь мы скорее видим исполнение слов Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33), чем поиск материальных благословений.

Впрочем, само слово «кальвинизм», которое часто, как в хвалебном, так и в ругательном смысле, появляется в современных богословских спорах, едва ли понравилось бы самому Кальвину. Цель, которую он ставил перед собой, состояла не том, чтобы обратить читателей в «кальвинизм», но в том, чтобы помочь им возрасти в вере, «однажды преданной святым».

Более семисот ссылок на Священное Писание, более ста — на Отцов Церкви показывают, что сам Кальвин видел себя систематизатором и защитником традиционного христианского учения, а не изобретателем чего-то нового. С Кальвином можно спорить или соглашаться, но, читая его главный труд, нельзя не отметить его глубокой посвященности Богу.

Яростные споры времен Реформации ушли в прошлое, непримиримые конфликты, когда-то раздиравшие христианский мир, остались на страницах учебников, и сегодня мы можем по-новому взглянуть на наследие человека, который учит, прежде всего, полному доверию и абсолютной преданности Господу нашему Иисусу Христу. Многое осталось в прошлом, но это не утратило своей актуальности. Как не утратила актуальности и молитва Жана Кальвина:

«Всемогущий Бог Отец, даруй нам, ибо путь наш земной нелегок, силу Духа Твоего Святого, дабы идти нам мужественно сквозь огонь и воду, так подчиняясь законам Твоим, чтобы встретить смерть без страха, уверенно полагаясь на помощь Твою.

Помоги нам сносить ненависть и вражду человеческую, доколе не достигнем окончательной победы и не войдем, наконец, в благословенный покой, который обрел для нас кровью Своею Сын твой единородный. Аминь».