Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
НОВЫЕ ЦЕРКВИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / НОВЫЕ ЦЕРКВИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА
НОВЫЕ ЦЕРКВИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА
НОВЫЕ ЦЕРКВИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА
12.10.2012
1230

Приходится признать - когнитивный город остается слишком недоступным для нашего заземленного воображения. 

Слишком мало мы знаем о таком городе. Недостаточно его предчувствуем. Боимся о нем помыслить. 

Лично меня постоянно тянуло начать мыслить о новых церквях когнитивного города, о религиозных местах прорыва в когнитивную эпоху, о локусах, наполненных новыми когито-сообществами, знающими Бога, о мире, где cogito, ergo, sum гармонично сочетается с сredo, quia absurdum. 

Но приходится признать - когнитивный город остается слишком недоступным для нашего заземленного воображения. Слишком мало мы знаем о таком городе. Недостаточно его предчувствуем. Боимся о нем помыслить. Цепляемся за старые представления о должном и полезном. Любим нафталиновые формы церковной атрибутики. 

Но, даже вынужденно снизив планку, мы и в этом случае поставили перед собой достойную задачу, остановившись на более простой, но достижимой: обнаружить динамику церковных форм и евангельского служения в мегаполисе - городе как минимум уже сегодня постиндустриальном. Для решения этой задачи следует выделить новые объекты и базовые тренды. 
Новые церкви постиндустриального города

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Градировский

 

Объекты 

Торговые moll'ы, Citi (деловые центры), е-соцсети. Это не просто новые крупные объекты мегаполиса, это по сути города-в-городах, полноценные города, стопроцентные города: ведь люди, попадая туда, имеют там полный набор услуг и предложений современного динамичного полиса. Другими словами, там есть все; а чего там нет, то это или не нужно, или в ближайшее время появится. 

Рассмотрим в первую очередь грандиозные храмы Гермеса - moll'ы. Немало современных горожан, ждущих того часа, когда они с семьей, реже сами, чаще в компании друзей отправятся в мега-молл. Пять дней недели наполнены тревогами, заботами, будильником, холодильником, пробками, трудовой дисциплиной и не отпускающим стрессом. Два последних дня недели посвящены празднику пребывания в 'другом городе' - городе головокружительного шопинга, кино, катка, ресторанчика, где на выбор любая стандартизированная кухня мира; городе, где в каждой точке бесплатный Wi-Fi (если где этого еще нет, то скоро появится), а все многочисленные бутики - выставки достижений иноземного народного хозяйства; городе, где можно просто фланировать, бродить и чудить в гораздо более чистом, безопасном и насыщенном событиями месте. 

Есть немало в христианской среде тех, кто хочет в таких людей бросить камень, да потяжелей, мол, бездельники и тупые шоперы, лишенные даже зачатков духовности. Но на самом деле новые города наполнены обычными людьми вашего, дорогие христиане, круга, испытывающими простую и понятную жажду компактного, интересного и безопасного городского пространства, отчасти такого, какими были наши города еще до эпохи промышленной революции, такого - где все расположено в шаговой доступности, такого - где безопасно для всех и каждого. 

Может, кто не заметил, но людям нравятся города многоуровневые, охватные, простирающиеся во всех трех измерениях, а не лежащие в плоскости бесконечные неоглядные пространства. Уже сегодня многие используют эти новые урбанизированные пространства для деловой, а не только развлекательной активности и, в частности, используют объемное закрытое пространство и ресторанное многообразие в качестве офисного. В этом пространстве назначаются деловые встречи, там же, по окончании, без траты времени на переезды, решаются задачи домохозяйства (что там нужно быстро купить перед возвращением домой?!). 

И теперь вопрос: эти новые 'внутренние города' - острова урбанизированного океана - так и останутся своеобразными капищами язычества, магизма и агностицизма или туда придет христианство?! А значит, возникнут церкви! Что означает - появятся новые христиане! Этот же вопрос зададим в отношении Сити и социальных сетей. 

Тренды 

Они многочисленны и в частности: 
- постоянно возрастающая потребность в многообразии, принципиальная избыточность предложения (не только в потреблении вещей, но главное идей и образовательных продуктов); 
- перетаскивание все большего количества ресурсов в виртуальную сеть (и главного ресурса - времени), общая мода на сети (всех видов во всех реальностях); 
- масштабная программа по изменению городов: 'умный город для умных вещей', 'энергопроизводящий город', 'креативный город'; 
- новая роль образования длиною в целую жизнь (LLL) с рядом лежащим и подпитывающим трендом роста продолжительности жизни; 
- новые требования к местам ('третьему' месту, 'местам памяти и силы', спальным районам, зонам рекреации); 
- волна новых технологий, и кризис содержания образования, и повышающаяся мобильность (пространственная, квалификационная, социальная) и т. д. 

Мир стремительно убегает от традиционных церквей не важно какой конфессии - ортодоксальной, католической, протестантской. Мир насильно ставит церкви в позицию сугубо оправдывающейся. Мир доволен, что церкви 'плетутся в его хвосте'. И эта проблема маргинальности не решается простой констатацией, что церковь 'не от мира сего'. Церковь все равно должна быть и инаковой, и современной, пребывая и вечности, и во времени, дабы заквашивать и осаливать.

Все церкви перестраиваются с разной скоростью, но все чрезвычайно опаздывают. И это уже сегодня. А завтрашний мир будет еще быстрей. Маргинализация церквей и неадекватность транслируемого ими образа жизни происходит не в силу отстранения церквей от мира по мысли самого мира, а в силу принципиального отставания церквей от изменений, генерируемых миром. Мир просто игнорирует церковь и этого оказывается вполне достаточно, чтобы миру оставаться вне церкви. 

Кто этого не понимает, тому нужно вспомнить о двойной природе церкви. Церковь одномоментно присутствует и в вечности, и в истории, то есть находится вне времени и во времени. И ради исполнения своей миссии должна удерживать оба контура. Беда традиционных церквей, что они давно не определяют и даже уже не лежат в русле истории, а значит, они не творят историю. Они уступили историю. И Господь уже не господин истории, а культурный артефакт. 

И чем меньше церкви попадают в формат истории, тем меньше они могут удержать и формат вечного. Потому что мы стоим на обеих ногах, и когда одна все время скользит, рано или поздно сместиться и другая. 

Итак, история протекает мимо церквей. И постепенно церкви начинают гордиться не живым, а мертвым; не современниками христианами, а святыми; не живыми проектами, а былой славой; не сегодняшними прихожанами, а мощами - останками святых мертвецов. Но Бог, Он 'Бог живых, а не мертвых'. Так нам сказано! 

Решения 

Слава Богу, задумались отдельные христиане о возвращении церкви в историю, о возвращении истории в лоно церкви. Слава Богу, что эти христиане не верят в противоестественный инцестуальный союз церкви и государства, лукаво названный придворными льстецами симфонией. Не верят в смешение того, что сам Господь развел: кесарево - кесарю, а Божье - Богу. Во славу Божью на Наро-Фоминском Соборе была сформулирована задача оправдания будущего, задача сугубо церковная, потому что если будущее не будет оправдано христианским этосом, оно окажется этически чуждым христианам. Вот это самое будущее и проглядываем в современном городе. И именно в этом будущем нет христиан и важнейшей формы соорганизации христианской жизни - Церкви. 

Итак, никуда христианам не деться, им придется стремиться к многообразию церковных форм, к благовестию и душепопечению в виртуальной реальности, к строительству храмов в местах новой концентрации людей, товаров и идей. Поэтому церкви появятся там, где сосредоточена человеческая жизнь, где слышен пульс завтрашнего дня, где многолюдно и многосмысленно. 

Христианам известен принцип 'церковь в шаговой доступности'. Вопрос: в шаговой доступности от чего? - от дома, работы, обучения, мест проведения уик-энда? 

Правильный ответ: от тех мест, где человек проводит большую часть времени, где он раскрывается как человек, где он готов или почти-что-готов к встрече с Богом. Для современного человека это не одно место, значит должно быть многообразно и предложение церквей, должна быть переосмыслена церковная жизнь и церковное богослужение. 

Одним из решений может стать возвращение церкви в образование, которое церковь неразумно уступила государству (хотя, хотела этого церковь, не хотела, - государство бы все равно эту функцию изъяло, такова природа Левиафана; весь ХХ век мы имели дело с национальным и тотальным государством, все и вся подминающим под себя). 

Это, конечно же, не означает, что нужно взять на баланс образовательную систему, - это и невозможно, и глупо. Это означает - занять рефлексивную, нравственную, душеводительскую позицию по отношению к существующей и проявляющейся системе образования. Это означает найти такую точку сборки, находясь в которой, можно восстановить управление процессом формирования онтологии и аксиологии. Не нужно управлять системой образования напрямую, но нужно править индивидуальным и одновременно массовым человеческим самоопределением. 

Еще вчера это было невозможно. Сегодня - возможно. Завтра - будет поздно. 

Но пока Левиафан устал и все контролировать уже не в состоянии. Вспомним путь Церкви, ведь она неоднократно бралась за образование, ради свершения заповеданного, ради возращения в историю. Это сделали каппадокийцы, сделали бенедиктинцы, сделали иезуиты. Пришло время и новых христиан. 

Бог в помощь.

baznica.info