Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТРУДА И ДЕНЕГ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТРУДА И ДЕНЕГ
ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТРУДА И ДЕНЕГ
ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТРУДА И ДЕНЕГ
03.12.2012
1350

«Трудись с той мыслью, что трудишься для Бога, а не для человека… Когда делаешь работу, старайся быть так благочинну в мыслях, как бы ты был в церкви… чтобы во взаимной любви всех совершалось дело: тогда работа – святое дело».

Н.В. Гоголь, «Духовная проза»

 

Типология экономического мышления

В современной России доминируют три вида экономического мышления или три типа трудовой этики. Рассмотрев их особенности, можно понять базовые ментальные причины многих болезней нашего общества. Например, почему неокрепший отечественный капитализм быстро приобрел свои уродливые формы и страна скатилась в категорию третьего мира.

Люди самого разного материального достатка не умеют справляться с внутренними конфликтами, связанными с личным отношением к финансам. Они воспринимают деньги в качестве зла, которого всегда не хватает. Разница лишь в том, что одни эту нехватку измеряют в тысячах, а другие - в миллиардах, потому что «тому, кто любит серебро, всегда будет его не хватать; тот, кто любит изобилие, никогда его не достигнет. И это – пустое» (Екк. 5:9; РБО). Вкратце рассмотрим типологию экономического мышления современных россиян.

Трудовая этика позднего советского периода лучше всего выражена знаменитой формулой: «Мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что платят». Провозглашение всеобщего равенства, вылившееся в уравниловку оплаты труда, привело к полному обесцениванию трудовых усилий. Потребление в СССР свелось к удовлетворению простейших физиологических потребностей. Единственной доступной формой социального протеста и своеобразной «доблестью» стало отлынивание от работы.

Несмотря на коммунистические лозунги о «растущих потребностях населения», экономическое поведение советского человека регулировалось правилом: «Зарабатывать немного, тратить мало». Большинство людей с детства привыкали удовлетворяться малым, жить «натуральным хозяйством», преодолевать бесконечные бытовые трудности и неудобства.

В свою очередь к предприимчивым людям относились с подозрением и осуждением. При ничтожной заработной плате за творческий труд вознаграждением стала считаться сама возможность заниматься этим трудом. «Утечка мозгов» является одним из главных непреодоленных и по сей день пагубных последствий таких условий.

Характерную черту быта советских лет можно назвать «этикой бедности». Она не допускала выбрасывания старых вещей, а выражалась в поощрении бесконечного ремонта предметов быта, обуви, техники, перешивания и донашивания чужой одежды, способности сделать все своими руками (от книжной полки до трактора). В тот же период было сформировано отношение к даче не как к месту отдыха, а как к необходимой тяжелой работе. Тем не менее, у псалмопевца Давида сказано: «Пусть богатство растет – сердца к нему не прилагайте» (Пс. 61:11б; МБО). Позднесоветская трудовая этика в наше время еще жива, основные ее приверженцы в современной России относятся к возрастной категории от 40 лет и выше.

Среди людей среднего возраста, а именно от 25 до 40, чаще всего встречаются сторонники так называемой этики консюмеризма, которые формируют собой ядро современного общества потребления. Эти люди являются ценителями западной поп-культуры и в то же самое время ее продуктом. Они всем сердцем, всей крепостью и всем разумением уверовали в идеалы американской мечты.

Трудовая этика современного западного общества характеризуется высокой ценностью трудолюбия, его лозунг: «Больше зарабатывать, чтобы больше тратить». Не случайно показателем стабильности экономики США является «индекс потребительского доверия», то есть готовность покупателей тратить деньги на новые дорогостоящие товары, а не откладывать их «на черный день».

Как известно у современного российского консюмериста два праздника – Новый год и пятница. Но есть еще одна категория молодых людей, тяга которых к праздникам значительно превосходит все остальные побуждения. Значительная часть современной молодежи, преимущественно находящаяся в возрасте от 16 до 25 лет, имеет в своем сознании паразитическую экономическую установку. Девиз данной категории: «Тратить, не зарабатывая».

Как ни странно, последний тип исторически уходит корнями в образ жизни и мышления потомственной аристократии, которая паразитировала на труде угнетаемых классов. Паразитарно-аристократической модели не свойственны ни желание, ни умение финансово состояться и преуспеть. Священное Писание предупреждает: «Кто любит веселье, не знает достатка, кто любит вино да умащения – не разбогатеет» (Пр. 21:17; РБО). Приговор этой философии в дореволюционной России вынес еще Антон Павлович Чехов на страницах своего пророческого «Вишневого сада» (1903). Дворянская Россия Раневских и Гаевых вскоре действительно под звук топора безвозвратно канула в лету.

Три вышеназванные категории экономического мышления сегодня сосуществуют, но доминирует и диктует свои условия, безусловно, этика консюмеризма. С точки зрения Библии становится очевидно, что каждая из них по своему ущербна. Неужели единственный плюс сложившейся ситуации состоит лишь в том, что приходится выбирать меньшее не из двух зол, а из целых трех? Правда в том, что выбор шире.

 

Протестантская трудовая этика

В западной социологии и социальной психологии часто применяется понятие «протестантская трудовая этика», первоначально использованное Максом Вебером (1864—1920) и получившее многочисленные подтверждения в эмпирических исследованиях установок и ценностей европейцев и американцев. Суть этой этики применительно к материальным ценностям можно сформулировать в виде правила: «Больше зарабатывать, меньше тратить».

Действительно, в этой этической системе подчеркивается важность постоянного труда, упорных усилий, самодисциплины и высоких экономических достижений, то есть богатства. Вместе с тем осуждается роскошь, расточительство, потакание человеческим страстям и слабостям. Скромный, даже аскетический образ жизни признается одной из основных добродетелей.

Подобное сочетание трудолюбия и бережливости позволило, по мнению Вебера, молодому классу европейской буржуазии сколотить первоначальный капитал и способствовало развитию капитализма. Все происходит согласно соломоновой мудрости: «Старания приводят человека к достатку» (Пр. 21:5а; РБО).

Кроме того, протестантская трудовая этика зиждется на восприятии своего рода деятельности как личного Божьего призвания. Деловой человек-христианин относится к своим трудовым усилиям как к форме поклонения и почитания Господу. В Библии он видит прямые призывы к мудрому и ответственному ведению дел, которое естественным образом приводит к преумножению данных ему Богом ресурсов (см. Быт. 2:15; Екк. 11:6; Мф. 25:14-30).

Данные предпосылки являются главным стимулом в стремлении к рационализаторству и эффективности, что в течение нескольких последних столетий повлекло за собой мощный экономический скачок в таких странах как Германия, Великобритания и США. Например, еще в XVIII веке основатель методизма Джон Уэсли проповедовал: «Приобретайте, сколько можете, сберегайте, сколько можете, отдавайте, сколько можете!»

Испанский журналист, политолог и философ Рамиро де Маэсту (1874—1936) в своей статье «Сознательность» написал:

«Мы, средиземноморские народы, всегда называем духовное одним образом, материальное – другим. И беда, если произойдет совмещение! Но именно это произвели германские народы в течение Средних веков. К XVI—XVII вв. у них уже обобщился обычай закреплять в одном слове понятия “призвания” и “профессии, материальность дела”, так возникли нем. beruf; англ. сalling; голл. bercep; дат. kald; швед. kallelse; все эти слова означают одновременно обращенное к нам призвание Провидения и работу, дело, занятие каждого из нас…

Можно сказать, германские туманы способствуют смешению понятий. Но из этого смешения родилось современное предпринимательство. Когда повседневная работа человека рассматривается в то же время как его призвание, его миссия на земле, его духовная задача, тогда рождается “сознательность в труде”».

В начале прошлого века Иван Степанович Проханов ратовал за то, чтобы у евангельских христиан России была самая высокая планка во всех сферах жизни. Их хозяйство и жилье должны быть в образцовом состоянии, внешний вид всегда опрятен и привлекателен. Задача не обогнать всех по уровню материального достатка, а быть примером христианской распорядительности. Именно в этом смысле христианство всегда будет в тренде. Не в бесконечной погоне за ценностями мира, а в своей целостности. Внешняя сторона дел должна идти в ногу с высочайшим нравственным стандартом Христовой святости.

Апостол Павел писал: «Да, религия действительно большой доход, но только для людей, умеющих довольствоваться тем, что у них есть. Ведь мы ничего не приносим с собой в мир, ничего и не сможем унести. Если есть пища и одежда, будем довольны этим!

Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушение и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний, которые тащат людей в пучину крушения и гибели. Корень всех зол – любовь к деньгам. Есть люди, которые в погоне за ними сбились с пути веры и отдали себя во власть неисчислимых терзаний. Но ты, человек Божий, беги от этого! Добивайся справедливости, подлинного благочестия, веры, любви, стойкости, кротости» (1 Тим. 6:6-11; РБО).

 

Кто виноват и что делать?

Сегодня центр тяжести мировой экономики на наших глазах смещается с Запада в Азию. Причины этих глобальных процессов находятся в духовно-ценностных и ментальных ориентациях. Автор Послания к Евреям говорит: «Не живите ради денег, довольствуйтесь тем, что имеете» (Евр. 13:5; РБО). Однако, склонившийся к консюмеризму, западный человек своими руками отодвигает себя на задворки мировой истории.

Гораздо досаднее глобальных экономических процессов то обстоятельство, что евангельские верующие нередко в наше время имеют искаженные ценностные ориентации. Думается, для российского христианства данная ментально-этическая деформация свойственна в особо тяжелой форме. Возможно, на западное в целом мышление россиян влияют врожденные восточные хитрости? Как это у Блока: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, с раскосыми и жадными очами!»

Но ведь Евангелие должно обновлять сознание и характер. А, к сожалению, многократно приходилось слышать, как верующие бизнесмены зарекались иметь дело со своими единоверцами: работать не хотят, а свою лень и недисциплинированность оправдывают псевдохристианскими отговорками, путая административные и братские отношения. Приходилось сталкиваться и с тем, как наши люди без зазрения совести позволяли себе обводить вокруг пальца даже своих западных единоверцев, искренне восторгаясь их открытостью и доверчивостью.

Еще одно отступление от библейских и традиционных для протестантов принципов трудовой этики – сползание к банальной меркантильности и корысти. Жажда наживы, погоня за мирской респектабельностью и социальным статусом приводят к зависти, соперничеству и гордыне. Горько когда один служитель церкви насмехается над другим, поскольку тот уже более десяти лет носит один и тот же костюм. Досадно если погоня за супермодными гаджетами и аксессуарами лишает человека внутреннего покоя. По меньшей мере, это свидетельство дикой незрелости. Артур Гиш очень точно подметил, что «мы покупаем вещи, которые нам не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые нам вовсе не нравятся».

Профессор экономических наук и христианин Дуглас Эди определяет деньги как форму богатства, которая служит для временного приобретения власти. Во-первых, деньги здесь выступают лишь в качестве одной из форм богатства. Во-вторых, дается установка, что они необходимы, чтобы способствовать истинным целям, но не годятся в качестве самоцели. И, в-третьих, Эди напоминает о том, что хотя деньги и дают возможность приобретения власти, но лишь временной.

Для христианина приоритетны вечные ценности и ответственность перед Господом за врученные ему ресурсы. Его задача с помощью мудрого управления перевести временные материальные ценности в нетленные, что идет вразрез с узколобым стяжательством православно-иосифлянского толка.

О христианской свободе в этом смысле Василий Великий (IV в.) учил: «Приобретай так, как бы не имел нужды; теряй так, как бы отдавая излишнее». Нужно определиться раз и навсегда будем мы использовать и любить вещи или людей, поскольку невозможно служить Богу и мамоне (ср. Мф. 6:19-34).

Сегодня в нашей стране менее 1 % христиан-протестантов. При этом среди данной узкой социально-конфессиональной прослойки населения распространены две крайности в отношении к труду и материальному вознаграждению за него. Многие евангельские верующие дуалистически неверно считают эти вопросы бездуховными и потому не имеют о них сбалансированной библейской позиции и стыдливо замалчивают их. Противоположная крайность выражается в агрессивной проповеди так называемого Евангелия преуспевания и благосостояния, продвигающей ценности мира под грубым соусом искаженных библейских принципов.

Тем не менее, отчаиваться мы не имеем права. Наша задача быть верными на своем месте, что невозможно без отношения к своей работе и служению как к личному призванию. Трудолюбие, скромность и простота, честность и благотворительная деятельность – вот лучшее, чем ответственный христианин может явить Христа этому миру на своем рабочем месте, выполняя Его главнейшие заповеди о любви к Богу и ближнему.

Неотложной духовно-воспитательной задачей является формирование сбалансированного отношения к деньгам и финансовым вопросам среди верующих и неверующих. Программа, направленная на формирование твердых библейских трудовых и экономических принципов, может включать в себя не только элементы церковного наставничества, но и грамотную пропаганду здорового экономического поведения по аналогии с пропагандой здорового образа жизни. Христианам всегда следует помнить, что трудовую деятельность и управление материальными ресурсами недопустимо оставлять за скобками духовной жизни.