Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СИРОТСТВО В РОССИИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / СИРОТСТВО В РОССИИ

http://sib.net/Rassohin/images/10.jpg

«... благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:8)

 

Во свете последних событий, а именно - принятия закона "Димы Яковлева", предлагаю поразмышлять о серьезной проблеме нашего общества — сиротство в России. Многие известные люди — граждане нашей страны ругают и клеймят тех, кто участвовал в составлении и подписании этого закона, и, наверное, они по-своему правы. Но мы, христиане, дети Всемогущего Бога, обязаны посмотреть на это событие с другой точки зрения.

Мы верим в то, что всякая власть от Бога (1 Пет. 2:13-15, Рим. 13:1-4, Тит. 3:1-2), с одной стороны, а с другой - мы верим в то, что Бог особым образом любит сирот и заботится о них (Мф. 18:5, Мк. 9:37, Лк. 9:48). Тогда возникает вопрос: «Почему Всемогущий любящий Бог допустил принятие этого закона?».

Можно поставить вопрос и по-другому: «А не является ли это событие вызовом нам — российским христианам?». В СМИ и на разных сайтах не раз звучало предложение участникам вышеупомянутого действа принять в свою семью хотя бы одного ребенка из детдома. Возможно, это и выход из положения.

А может быть, это событие допущено Богом, чтобы побудить нас — христиан, задуматься над проблемой сиротства в России. Скорее всего Бог побуждает Своих детей взять ответственность за эту «рану нашего общества» на себя.

Обучаясь в США в течение года, я надеялась посетить хотя бы один детский дом или приют, но подобных заведений в Штатах попросту нет. Оставаясь без попечения родителей, дети (а таковых хватает и у них) почти сразу попадают в приемную семью. Мало того, на таких детей существует очередь, и российских сирот американцы берут на порядок больше, чем мы — россияне.

Почему они это делают? Выражаясь современным языком, это можно объяснить высоким уровнем культуры усыновления. Причем сирот принимают не только бездетные семьи, но и многодетные. На мой вопрос, зачем они это делают, американские христиане отвечали недоуменным взглядом, который говорил: «А разве можно этого не делать?». Конечно, не все семьи принимают сирот, но очень и очень многие. Я думаю просто-напросто, что они помнят слова Христа: «...кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк. 9:37).

Что же происходит с нашим христианством? Может, мы забыли слова нашего Господа о том, что, принимая сироту, мы принимаем Христа? Или мы не верим в истинность этих слов? Дорогие друзья, думаю, что нам необходимо задуматься над этими словами Самого Иисуса Христа.

А теперь предлагаю посмотреть на эту проблему с точки зрения практического богословия.

Кто из христиан не размышлял о благочестии? Наверно, единицы! Мы все хотим быть благочестивыми и, по крайней мере, стремимся к этому состоянию. Благочестие  многогранно, оно характеризует духовное состояние человека, его душу  и даже внешний вид. Благочестие во многом определяет поступки и действия христианина.  В то же время это сугубо личностное понятие, возможно поэтому не часто мы слышим проповеди на эту тему.

В этой статье я хочу затронуть только один аспект практического благочестия. Предлагаю поразмышлять над словами Апостола Иакова: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27). Иаков делает акцент на практическом благочестии и в своем послании ставит его на первое место, при этом напоминает о необходимости заботиться о чистоте своего сердца и помыслов.

Порой мы слышим об обратной последовательности: сначала нужно стать  святым и духовным христианином, а уж потом на практике это проявить. В результате развивается тенденция к ничего-неделанию — пассивному христианству, а это уже уловка сатаны.

Целостность же христианина выражается в развитии двух направлений: духовного и социального. И очень хотелось бы, чтобы мы приобретали свою целостность, развиваясь и укрепляясь как в духовной сфере, так и  в сфере внешних отношений.

В следующей главе своего послания апостол Иаков пишет о том, чем живая вера отличается от мертвой. Живая вера неизбежно приносит плоды, она выражается через добрые дела. Дела не могут спасти человека, но именно они выявляют качество веры. Апостол Иаков проводит почти прямую параллель: нет дел — нет живой веры! Можно сколько угодно разглагольствовать о вере и даже учить, как правильно верить, но только добрые дела доказывают ее наличие и живость.

Подобным образом апостол Иаков делает различие между пустым благочестием и чистым благочестием. Пустое — работа только языком, чистое — дела. В Ветхом Завете встречается слово «благодеяние», сейчас мы практически не используем этот термин. А по сути дела «благодеяние» - это и есть практическое благочестие — делание добра в рамках Божьей воли. Исайя пишет народу Божьему: «Слушайте слово Господне ... научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:17).

Уместно вспомнить еще один термин, перешедший в разряд архаичных - «благость». Тематический словарь NIV определяет благость как человеколюбие, которое заповедано христианину (2 Кор. 6:6; Гал. 5:22; Кол. 3:12; 2 Пет. 1:7). Христианин выражает благость, прощая, щадя чью-либо жизнь, исцеляя, помогая нуждающимся, помогая жертвам несправедливости. В словаре В.П. Вихлянцева находим следующее определение благости: любовь и милосердие, плод Духа Святого, добродетель.

Таким образом, слова "благость", "благодеяние", "добрые дела" являются синонимами и в определенной степени определяют понятие практического благочестия. Именно в этой сфере истинного христианства есть одно направление, которое забыто, упущено, по большому счету, находится в забвении у российских христиан. Это — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Мы можем много рассуждать о благочестии, но чтобы не забалтывать само это понятие , нам необходимо научиться заботиться о сиротах!

Я и сама серьезно задумалась о проблеме сиротства лишь около 5 лет тому назад, хотя глубоко и искренне верю в Бога практически от рождения, а с 17 лет являюсь членом церкви. Если точнее, меня стала беспокоить не сама проблема сиротства в России (это несколько другое направление и достаточно обширная тема), а именно — какую позицию я, как христианка, должна занимать, видя эту проблему в родной стране? Что я могу сделать, чтобы помочь сиротам?

Первое основополагающее действие христианина — молитва! Можно начать просто молиться за российских сирот, за эту проблему в целом. Можно просить Божьего водительства в служении сиротам.

Если недалеко от вашего места жительства или работы находится детский дом или приют, можно молиться за это конкретное заведение: за сотрудников, особенно воспитателей, психологов, нянечек, то есть тех, кто непосредственно контактирует с детьми. Самое главное, чтобы у этих людей была любовь к детям (в СМИ нередко сообщают о жестоком отношении к детям в подобных заведениях).

Конечно, намного эффективнее и даже легче молиться за конкретного ребенка, но для этого необходимо с ним познакомиться, а значит посетить детдом или посетить специальный сайт. Но для этого необходимо закончить специальные государственные  курсы.

В некоторых детских домах разрешают посещать детей и со временем можно брать ребенка на выходные домой, водить в воскресную школу, в музей, на концерт. Но на первом этапе - просто посещать ребенка, проживающего в госучреждении, тоже очень важно. У детдомовских детей достаточно прочно усваивается понятие, что их жизнь никого не интересует, что они никому не нужны. Если ребенка хотя бы кто-то посещает, в его сознании закрепляется истина о том, что на земле есть человек, который помнит о нем, заботится и ценит его. Но здесь крайне важен такой фактор, как постоянство. Даже просто посещая ребенка в приюте или детдоме, можно беседовать с ним, читать книги, обсуждать интересующие его проблемы.

Очень важно молиться за те семьи, которые приняли сирот. Мы должны помнить, что такие семьи находятся под особым прицелом (и в социальной и в духовной сферах). Если вам знакомы такие семьи, молитесь об их защите и особом Божьем благословении и старайтесь поддержать морально.

Нам всем необходимо молиться о том, чтобы Бог побуждал и подготавливал христианские семьи принимать сирот.  Нашему городу просто необходима школа приемных родителей по образцу московской. В Санкт-Петербурге есть такое госучреждение на муниципальной основе, но для христианских приемных семей нужна христианская школа, которая не только бы готовила к принятию ребенка-сироты, но и поддерживала бы эти семьи в дальнейшем.

Очень важная тема молитвы — культура усыновления в России. Мы, христиане, обязаны молиться за наше правительство. Так давайте молиться о том, чтобы наши законодатели принимали такие законы, которые будут способствовать усыновлению и поддерживать приемные семьи. Очень важно просить Бога о том, чтобы Он умудрил наших законодателей в решении проблемы сиротства.

Безо всякого сомнения и обсуждения, самое важное и ценное, что мы можем сделать для ребенка — принять в свою семью!

В Украине волна усыновлений началась с организаторов христианского приюта. Собирая по подвалам детей, благочестивые христиане делали все возможное для реабилитации брошенных детишек. Дети воспитывались в любви, достатке, приобщались к Церкви. Почти все дети принимали Христа, но, выйдя из приюта (в 18-летнем возрасте), начиная самостоятельную жизнь, в подавляющем большинстве сбивались с пути и оказывались не способны найти достойное место в обществе и построить крепкую семью. Только у 30% выпускников христианских приютов удачно сложились судьбы, не смотря на то, что все выпускники в равной степени были сопровождаемы христианскими служителями после выхода из приюта.

После анализа печальной статистики, размышлений и молитвы руководители приютов осознали тот факт, что самый хороший и даже христианский приют не способен заменить семью. А ребенку для правильного формирования необходимы родители и своя семья. Так в Украине началось движение «Украина без сирот». Первыми усыновителями стали бывшие руководители приютов. Почему ответственность за эту проблему взяли на себя христиане? Потому что совершенно очевидно, что без Бога очень сложно (практически невозможно) полностью реабилитировать детей, которые попадают в детские дома.

Чтобы помочь такой категории детей, необходимо водительство свыше. Всем детям, которые какое-то время провели в приюте или детдоме, или в доме малютки, или жили в семье зависимых родителей, необходимо восстановление в эмоциональной и духовной сферах.

Задача каждого родителя, данная Богом свыше, - вырастить полноценных детей, то есть здоровых и духовно, и эмоционально, и социально, и физически. Даже своих родных детей не просто вырастить целостными личностями без Божьей помощи, не говоря уже о приемных детях.

Так может быть, Господь Бог, допустив принятие закона, упомянутого выше, призывает Своих детей встать в этот пролом нашего общества и взять на себя ответственность за брошенных детей, по большому счету, не нужных ни своим родителям, ни государству, ни обществу в целом. Вопрос остается открытым: нужны ли эти дети нам?