Главная / Статьи / Общество / ЕЩЕ РАЗ О "ЕВРЕЙСКОМ ВОПРОСЕ"
ЕЩЕ РАЗ О
ЕЩЕ РАЗ О "ЕВРЕЙСКОМ ВОПРОСЕ"
07.02.2013
693

http://ic.pics.livejournal.com/v_sidorov/16012876/40432/40432_320.jpg

Начать, конечно, нужно с небольшого семитского анекдота.

Почтенная еврейская семья ужинает. Внезапно раздается звонок в дверь. Глава семейства подходит и осторожно осведомляется:
- Кто там?
Из-за двери раздается умильный женский голос – вероятно, одной из «свидетелей Иеговы»:
- А вы Библию читали?
Отец семейства с величайшим раздражением распахивает дверь перед непрошеными гостями и гневно кричит:
- Нет, мы Библию не читали – мы ее писали!

Может, и не смешно – но мысль заложена глубокая.

Телеведущий Владимир Познер в одной из своих передач вспомнил рассказ своей знакомой – гида израильского турагентства. Та во время экскурсии напомнила группе паломников из России, что Иисус Христос был по плоти (вполне естественно) евреем. Одна из женщин при этом горестно воскликнула, истово перекрестившись:

 - Слава Богу, что моя мама не дожила до этого!

А вот другая история. Когда пастору или священнику с трудом удалось доказать одному верующему, что Иисус Христос как человек все-таки был евреем, тот в отчаянии сказал:

 - Ладно, пусть так… Но уж деву Марию мы вам не отдадим!

Добавлю третий и последний пример – от себя. Как-то я рассказывал о паломнической поездке в Израиль своему товарищу – православному христианину (без сомнения, человеку искренне верующему). И случайно упомянул, что в некоторых местах надевал на макушку «кипу» – круглую шапочку, символизирующую подчиненность еврея власти Господа Бога. Просто в тех памятных местах ее принято надевать – точно так же, как в наших храмах у женщин принято надевать платок. Его реакция меня удивила. Покачав головой, он сказал:

 - Я бы этого никогда не сделал!

На мой удивленный вопрос – отчего же, мол? – он пояснил, что для него это нечто вроде предательства.

 - Предательства чего? – удивился я. – Родины? Христианства? Православия?

Внятно ответить он не смог, но остался тверд в своем убеждении.

Как говорится, все это было бы смешно – если бы не было так грустно. Увы, мой товарищ далеко не одинок в своем мнении. Можно провести простейший эксперимент. Среди группы разных людей просто произнести слово «Израиль» или «еврей» – и понаблюдать за реакцией. Думаю, не ошибусь – в подавляющем большинстве она будет негативной.

Но сейчас я не об этом – не об антисемитизме, его корнях, его настоящем и будущем. Я о нас, христианах. По моему глубокому убеждению, Церковь, оторвавшись от своих еврейских корней, стремительно принялась вбирать в себя элементы окружающего язычества. И за много столетий весьма преуспела в этом. В результате мы имеем…то, что имеем.

Многие ли знают, что нашего Спасителя Его родные и близкие звали Иешуа? А Его благословенную маму – Мирьям? (Вполне возможно, что Йосеф ласково называл ее «Мири, моя Мири» - почему нет? Так в Израиле  любящие мужья и поныне называют своих жен).

Кстати, если вы человек с воображением, можете провести еще один эксперимент (теперь уже над собой). Закройте глаза и скажите «Мирьям». Легко представить себе юную еврейскую девушку из маленького Назарета, не правда ли? А после этого  - опять же с закрытыми глазами – скажите «дева Мария». Мне лично сразу представляется Мадонна с младенцем, Владычица, Приснодева, Царица Небесная и т. д. Это уже нечто другое – как говорится, бери выше…

Помним ли мы, что Иешуа родился в еврейской семье, в Бейт-Лехеме, вырос среди евреев в Нацерете и служил им в земле Галиль? Что принял смерть за грехи наши в Иерушалаиме – столице Иудеи, который Библия называет центром земли (см. Иез. 5:5)? И  все это произошло в Эрец-Исраэль, земле, которую Бог дал еврейскому – не арабскому, не французскому и, увы, не русскому – народу?

А не подзабыли ли мы, что и сама Библия написана евреями (см. анекдот в начале)? В том числе и Новый Завет, который так укоренен в Ветхом, что оторвать один от другого невозможно.

Кстати, самая «ветхозаветная» книга в Новом Завете – это его последняя книга, Откровение. Она насчитывает не меньше пятисот ссылок и аллюзий на Танах (так называются Еврейские Священные Писания, которые мы привыкли называть Ветхим Заветом). И хотя Новый Завет написан по-гречески, он написан евреями, которые мыслили еврейскими категориями. И толковать еврейских священнописателей, по-моему, разумнее в свете еврейской традиции – разве не так? В этом вопросе, пожалуй, сошлюсь на авторитет финского библеиста Ристо Санталы. Этот ученый большую половину жизни прожил в Израиле и не понаслышке знает историю, культуру, традиции и принципы еврейского толкования Писаний. Вот его мнение:

«Удивительно, что теологи на протяжении столь долгого времени… не замечали иудейских корней Нового Завета. В Библии представлено семитское, а не эллинистическое мировоззрение…» И, наконец: «Невозможно по-настоящему понять Писание без знания традиции и особенностей той Земли, из которой оно вышло…» (Р. Сантала. "Мессия в Новом Завете").

Предвижу возражения от «простых» христиан: мол, это прерогатива ученых мужей. Да, еще десяток лет назад я и не стал бы поднимать эту тему – сам отношусь к категории «простых» верующих. Но сейчас ситуация изменилась: Интернет, много хороших комментариев в свете еврейской традиции (например, комментарии Давида Стерна). В общем, уже вполне можно разобраться самому. Как говорится, знай работай – да не трусь!

Ага, вижу следующее возражение: не у всех Интернет и не у всех доступ к христианской литературе. Принимаю, но тогда прошу открыть всем известное Послание к Римлянам и хотя бы выборочно почитать главы 9-11. Возьмем несколько отрывков (ремарки мои):

Рим. 9:3,4 – «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоит, то есть израильтян (заметьте)… 5 – их и отцы, от них и Христос по плоти (вот это сюрприз!), сущий над всем Бог…»

Рим. 10:1 – «…желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (присоединились ли мы к Павловой молитве?).

Ну, и конечно вся 11 глава. Кстати, у меня создается впечатление, что многие теологи  ее вовсе не читали. Видимо, она не вписывалась в их систему богословия. И, действительно, имея определенную антисемитскую направленность, трудно принять такие стихи, как 1-2; 11,14 (кстати, живем ли мы так, чтобы они взревновали? Пока хвалиться нечем…). И тем более, все остальные. Между прочим, многие видные богословы признавались, что образование государства Израиль в 1948 году сильно подорвало их богословие. А некоторым пришлось его в корне пересмотреть…

И все-таки некоторые верующие пытаются отстоять свои убеждения. Вот их аргумент: «Мы привыкли так верить…» Знакомое до боли утверждение – но ведь привычки бывают и вредными, правда? Приходится слышать и ссылку на «веру отцов». Знаете,  многие наши отцы (под «нашими» я имею в виду евангельских христиан) просто не имели возможности учиться. Причем по вполне объективным причинам: их жестоко преследовали и сажали в тюрьмы за веру – слава Богу за них! Ну, а мы, проводя жизнь «тихую и безмятежную» (в сравнении с ними), можем позволить себе докопаться до некоторых библейских истин – если, конечно, захотим…

И тогда (дай-то Бог!) многие перестанут думать, что Иисус Христос – это имя и фамилия Спасителя. И что Он, подобно Ломоносову, пришел с обозом из Архангельска и стал учить народ на набережной Москвы-реки. А апостолы Петр и Павел (между прочим, Шимон и Шауль) – ну, те и вовсе «наши люди». Что наши – это точно, но не в смысле этнической принадлежности.

А также (и это тоже важно!) многие евреи перестанут думать, что Евангелие – это языческая книга про языческого бога. И что к евреям она не имеет никакого отношения. Пастор одной мессианской общины рассказывал, что в начале девяностых они пригласили всех тогдашних питерских евреев в кинотеатр – услышать Добрую Весть о «Иешуа Машиахе» (так и написали в афише, без пояснений). Народ заполнил кинотеатр до отказа. Но когда люди услышали, что Иешуа Машиах – это «тот самый» Иисус Христос, они целыми группами стали покидать кинотеатр…

- В чем дело, что вас смутило? – обратился тогда пастор к одному из уходящих.

- Мы думали, что Иешуа – это какой-то новый бог. А это, оказывается, ваш Иисус Христос,.. - прозвучал разочарованный ответ.

Вот такие неважные дела – с обеих сторон, надо сказать. Есть над чем подумать и потрудиться, не правда ли?

Ну, и напоследок несколько слов христианам, имеющим в душе антисемитский душок, – такие, к сожалению, есть даже в евангельских церквах. Насколько я знаю, Господь Бог не отменял Своего завета с Авраамом, Ицхаком и Яаковом: «Благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну». А ведь эти праотцы и есть тот корень, к которому мы привиты! Не они к нам, а мы к ним… Позднее Валаам (между прочим, языческий пророк) повторит об Израиле: «Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Чис. 24:9).Ну, а из Нового Завета повторю только ту же Рим. 11 – «не гордись, но бойся!»

Знаете, кого несколько веков подряд жестоко преследовала печально известная испанская инквизиция? Христиан-«еретиков» (не согласных с учением официальной церкви) и евреев, отказавшихся перейти в христианство. Причем все это, разумеется, делалось «во имя Христа». А перед сжигаемыми на костре людьми непременно ставили распятие…

Покойный доктор Артур Кац  сказал: «Если у вас есть одно лишь сентиментальное чувство к Израилю, – оно со временем перерастет в равнодушие. Равнодушие перейдет в неприязнь, а неприязнь – в ненависть…» А это уже серьезно, тут уже прямая связь: ненавидящий Израиль ненавидит Бога Израиля. Как не воскликнуть: да сохранит Господь!

Многое еще можно сказать на эту непростую тему. Но я пока поставлю здесь…нет, не точку – запятую. Быть может, более духовный, образованный и рассудительный читатель пожелает продолжить…