Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ОТКУДА ЖДАТЬ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИИ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ОТКУДА ЖДАТЬ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИИ?
ОТКУДА ЖДАТЬ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИИ?
ОТКУДА ЖДАТЬ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИИ?
24.09.2011
1109
    Окажет ли очевидное деловое сотрудничество между "Единством" и КПРФ в новой Думе негативное воздействие на религиозные свободы в России?

    Руководство думским комитетом по делам религии осталось в руках коммунистов: депутат от КПРФ Виктор Зоркальцев, возглавлявший этот комитет в прежней Думе, снова занял этот пост 19 января. Однако у Зоркальцева появился новый заместитель, представляющий "Единство". Депутат Александр Чуев, избранный в тот же день заместителем председателя думского комитета и заменивший на этом посту Валерия Борщева, может оказаться ключевой фигурой в религиозной политике Думы.

    По словам бывшего помощника Борщева Льва Левинсона, Чуев — протеже Андрея Логинова, сыгравшего ключевую роль в принятии закона 1997 г.: они работали вместе в Палате по делам общественных и религиозных организаций при администрации президента: "Он будет проявлять нетерпимость. Он тесно сотрудничал с Московской патриархией и активно поддерживает закон 1997 года".

    Блок "Единство" был создан для поддержки президента РФ Владимира Путина, позиция которого по отношению к религии до сих пор представлялась двойственной. В своем новогоднем обращении к нации Путин назвал свободу совести одним из "основополагающих принципов цивилизованного общества" и пообещал защищать этот принцип на государственном уровне.

    В то же время элементы религиозной политики, содержащиеся в "Концепции национальной безопасности", подписанной Путиным 10 января, внушают определенные опасения. Среди перечисленных в этом документе угроз национальным интересам и безопасности названа "культурно-религиозная экспансия соседних государств на российской территории", а в качестве одной из первоочередных задач по обеспечению национальной безопасности названо "противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров".

    В интервью Чуев заявил, что в России "слишком много" зарубежных миссий и религиозных организаций. Назвав в качестве примеров сайентологов и мунитов, он заметил: "Что они здесь делают? На чем основана их идеология? То, к чему они стремятся, может оказаться опасным для нашей страны". Далее Чуев противопоставил "религиям, традиционным за пределами России", таким, как католицизм, "нетрадиционные религии, возникшие за последние десять лет".

    Первые, по его мнению, не представляют угрозы. Так как "они имеют свои собственные культурные или национальные адреса" в России — в случае с католицизмом это поляки и украинцы, — тогда как вторые, не обладая определенной группой лиц, к которым обращена их проповедь, занимаются "насильственной дезориентацией" своих адептов, превращая их "из социально пассивных в социально опасных". По словам Чуева, адекватным методом борьбы с этими группами было бы обязывать их пройти "испытательный период", прежде чем давать возможность свободно действовать, а когда возникают вопросы о применении в этих объединениях, например, гипноза, подвергать их деятельность расследованию в специальных комиссиях и освидетельствованию экспертами.

    Упоминание о негативном влиянии иностранных миссионеров, содержащееся в "Концепции национальной безопасности", Чуев комментировал следующим образом: "Мы не можем бороться с активными протестантскими миссиями с помощью законодательства. Но мы должны работать на благо православия, возрождать его, используя всю нашу активность".

    В то же время Чуев назвал и одну конкретную меру, введение которой кажется ему нужным, — ограничение тех сумм, которые тратятся иностранными организациями на миссионерскую деятельность: "Мы должны начать, имея равные финансовые возможности, — как и политические партии. Если зарубежные спонсоры богаты, а наши граждане бедны, их неизбежно будет тянуть к зарубежным миссиям". Некоторые средства, используемые миссионерами в России, заявил Чуев, — это не пожертвования от церквей, а деньги из "других источников", имеющих свои собственные интересы. При этом глава христианских демократов подчеркнул, что он не выступает против миссионерства как такового: "В конце концов Русская православная церковь ведет миссионерскую работу в других странах мира".

    Адвентисты, считает Чуев, действуют в России много лет и не представляют никакой опасности. Несмотря на широкий резонанс вокруг судов над пятидесятниками в Магадане и Кирове, а также рассматривавшееся недавно в Конституционном суде дело, одним из инициаторов которого стала община пятидесятников из Хакассии, лидер демохристиан заявил, что ему известно об этой конфессии очень мало, но что он понимает, что их деятельность вызывает "ряд проблем".

    В заключение Чуев сказал, что внутри протестантизма есть много сект, заявив, в частности, что "крайне маргинальные, подпольные" "Свидетели Иеговы" — группа, которую нужно "исключить". При этом Чуев считает, что основным критерием распределения религиозных организаций по категориям должно быть их происхождение — российское или иностранное: "Если это наши религиозные организации, мы можем иметь с ними дело, используя наше законодательство, а если это иностранные и опасные организации, мы должны сделать все возможное, чтобы не дать им проникнуть сюда".

    Чуев говорит о себе как о практикующем православном, который регулярно посещает три московские церкви: Живоначальной Троицы в Хорошеве, клирики которой — сотрудники отдела внешних церковных сношений Московского патриархата; Живоначальной Троицы в Бахрушине — "ее староста Владимир Коночкин — член РХДП, и мы помогали восстанавливать эту церковь"; и собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади — "это близко от работы". Чуев выразил полную поддержку православию: "Я убежден, что религиозное возрождение в нашей стране может произойти только через объединение вокруг своих религий. Людей можно объединить не вокруг "Аум Синрике", а только вокруг православия — это относится к русским и украинцам; что же касается мусульманских регионов, то они могут объединиться вокруг ислама".


Кестонская служба новостей
"Русская мысль" № 4305, 2000