Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
24.09.2011
1207

Некоторые особенности современного российского общества

    Вполне обоснованно назвать российское общество современным, поскольку мы широко пользуемся современными достижениями цивилизации как в быту, так и в науке. Это накладывает определенный отпечаток на общество. Современное российское общество — это информативное общество. Мы пользуемся радио, телевидением, телефонами, Интернетом. Все это способствует быстрой связи не только внутри страны, но и с зарубежными странами.

    Для информативного общества важными становятся время и скорость. В последнее время у русского человека стало мало времени. Он торопится, ему нужно успеть сделать все по работе, дома, где-то еще заработать денег. Реклама быстрых обедов, быстрых супов (пять минут и готово) — это знак нехватки времени, знак скорости. О чем это нам говорит? Современный русский человек ценит время, значит, он придет к нам в церковь и будет ходить, если сначала ему будет интересно, если мы сможем заинтересовать его. При свидетельстве о Христе мы должны ценить время других и говорить самое важное.

    Сейчас мы находимся под большим культурным влиянием Запада. Это отражается на всем, начиная со "сникерсов" и одежды, заканчивая отделкой нашего жилья и поведением. Через второсортные фильмы русские воспринимают упрощенные идеалы и ценности "американского образа жизни", теряя при этом не только свою культуру, но и этические принципы.

    Печально, но мы перенимаем от западной культуры только плохое. Мы, подобно маленькому ребенку, суем в рот всякую гадость, подбираем с пола то, что на Западе давно пережевали и выплюнули. Нашими ценностями сегодня являются три "кита": сила, деньги и секс. А весьма важными понятиями являются "имидж", "стиль", как человек выглядит, с кем этот человек общается. Для людей неважным становятся внутренние качества человека, его моральный облик, его принципы. На первое место выдвигается принцип личной выгоды. Все это может привести к разрушению не только человека, но и всего общества, даже государства.

    Для современного россиянина стали характерными страх за свое будущее, недоверие, чувство нестабильности. Сегодня русский мало доверяет словам, для него становятся важными конкретные дела. Слова тогда приобретают силу, когда подкрепляются делами. Соответствие жизни словам берется в расчет. Люди не знают, что с ними произойдет в будущем, будущее нестабильно экономически и политически.

    При поликонфессиональности современного общества для русского человека стала характерна осмотрительная толерантность, то есть терпимое отношение к различным религиозным движениям (но не к тоталитарным и деструктивным культам и сектам). Тем самым открывается более благоприятная возможность свидетельству протестантских церквей и Римско-католической церкви.

    Характерным для современного общества является сочетание секулярной этики с внешней религиозностью. Социологи отмечают такой парадокс: общее число верующих в России (46,9%) не совпадает с общим числом приверженцев той или иной конфессии (69,5%). Верующих меньше, чем ассоциирующих себя с церковью. Все это объясняется тем, что большинство русских причисляет себя к православным по национальному признаку, хотя, по сути, таковыми не являются. Для русских всегда была характерна внешняя религиозность, никак не влияющая ни на внутренний мир, ни тем более на жизнь. Достаточно для примера вспомнить феномен "московского благочестия", когда в XV веке на Руси допускалось мирное сосуществование греховного поведения с внешней религиозностью и праведностью. Люди современной России могут вести абсолютно нехристианский образ жизни, обращаться к магии и астрологии, верить в амулеты и при этом считать себя православными верующими.

Как донести Евангелие современному российскому обществу

    Какие социальные моменты мы должны учитывать при христианском свидетельстве?

    Первое — возраст аудитории. У каждой возрастной категории есть свои особенности, связанные с восприятием жизни, с ценностями, с восприятием той или иной информации, есть свои проблемы. Например, если мы хотим донести Евангелие до молодежи через беседы о сексе, то для среднего возраста эти проблемы уже в прошлом, их больше волнуют вопросы воспитания детей, что, в свою очередь, для пожилых будет совсем неактуальным, так как их больше волнует приближение смерти. Возможно, для стариков эффективным методом свидетельства будет помощь по дому, забота о них, то есть конкретные дела христианской любви. Поэтому формы и методы, работающие в одной возрастной группе, не подойдут к другой.

    Второе — мы должны учитывать социальное положение аудитории. Сегодня для России характерно сильное расслоение общества. Большинство россиян находится за чертой бедности, есть небольшая часть среднего слоя и богатые. Поэтому в зависимости от положения человека мы должны выбрать форму донесения Благой вести. Кто-то сказал: прежде чем сказать бедняку проповедь, накорми его. Думаю, что богатые не нуждаются в помощи христиан, поэтому к ним необходимо найти другой подход.

    Третье — нам необходимо учитывать социальную категорию аудитории. Кто перед нами? Студенты или рабочие, творческая интеллигенция или военные, домохозяйки или бизнесмены. Это также должно определять формы и методы нашего свидетельства. И мы всегда должны помнить, что к какому бы возрасту, социальному слою или категории ни относились люди, все они нуждаются в Боге и в спасении.

    Также мы должны учитывать особенности и проблемы современного общества, особенности русского менталитета, культуры и религиозности. Свидетельство должно стать ответом на проблемы и нужды общества, ведь только тогда оно будет эффективным и актуальным.

Некоторые акценты свидетельства в связи с ситуацией в обществе

    Люди современной России устали от постоянных перемен и нестабильности. Сегодня они не знают, что будет завтра: очередной обвал рубля или война. Они не уверены в том, смогут ли устроиться на работу, если завтра последуют увольнения. Это страх за будущее. Они не доверяют властям, которые не выполняют своих обещаний. Они не доверяют окружающим, которые так и норовят обворовать или обмануть. Нестабильность и недоверие усугубляются общей бедностью, люди иногда не получают даже того, что заработали. Но и заработанного в основном не хватает. Невысокий уровень жизни и нестабильность ведут к повышению уровня алкоголизма, наркомании. И все это разыгрывается на общем фоне падения нравственности. Бедность, недоверие, аморальность, страх за будущее — Иисус является ответом на все эти проблемы общества. Мы должны прежде всего делать добрые дела и исполнять то, к чему призываем. И в этот момент мы должны призвать людей к покаянию и вере во Христа, к упованию на Бога. Наша проповедь должна быть христоцентричной. Христос преображает жизни людей, Он дает надежду на будущее, Он изменяет ценности и приоритеты в жизни, Он дает силы для праведности.

    В нашем современном обществе свидетельство о Христе должно основываться на реальной жизни, на соответствии слов и дел. Для того чтобы изменить общество к лучшему, привести его ко Христу, мы должны сильно полюбить это общество, загореться желанием привести своего ближнего к вере в Бога. Ибо только Господь может преобразить, изменить и спасти.



Статья подготовлена по выступлению, сделанному на Христианской межконфессиональной молодежной конференции "Христианство в третьем тысячелетии", проходившей в Москве.