Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
АЛЕКСАНДР II ПРИЗВАЛ НАЦИЮ ОБРАТИТЬСЯ К ПИСАНИЮ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / АЛЕКСАНДР II ПРИЗВАЛ НАЦИЮ ОБРАТИТЬСЯ К ПИСАНИЮ
АЛЕКСАНДР II ПРИЗВАЛ НАЦИЮ ОБРАТИТЬСЯ К ПИСАНИЮ
АЛЕКСАНДР II ПРИЗВАЛ НАЦИЮ ОБРАТИТЬСЯ К ПИСАНИЮ
24.09.2011
1164


После смерти императора Александра I наступили 30 лет «реакции», тяжелого для социальной и религиозной свободы времени царствования Николая I, склонного везде видеть своих врагов вследствие восстания декабристов. Но в 1855 году воцарился Александр II, за которым закрепилось имя царя-освободителя, потому что именно он воплотил в жизнь и планы Александра I, и мечты декабристов, — покончил с крепостным правом в России. Относительно крепостного права философ Чаадаев, о котором Пушкин отзывался, как об умнейшем человеке, писал: «Русское рабство представляет собой единственный пример в истории... В нем источник всеобщего развращения русского народа, вот поэтому-то все в России и носит на себе печать рабства — нравы, стремления, образование...

Мы обязаны христианству уничтожением крепостничества в Европе. Почему, наоборот, русский народ попал в рабство лишь после того, как он стал христианским, а именно в царствование Годунова и Шуйских? Пусть православная церковь объяснит это явление».

Крестьянская реформа неизбежно повела к другим преобразованиям, главным и определяющим из которых было то, что Александр II восстановил в 1858 году закрытое при Николае I Библейское общество. Таким образом, спустя 40 лет после первого перевода Евангелия, в 1862 г. было повторно издано Евангелие на русском языке массовым тиражом. Дешевое издание — «цена одна копейка» — было предназначено специально для народа. Один из основателей русского баптизма В. Г. Павлов писал: «Лишь с освобождением крестьян от крепостной зависимости начинается пробуждение религиозного сознания русского народа...» 

Александр II благословил не только повторный перевод Евангелия, но и русский перевод Библии. Митрополит Филарет, один из ее переводчиков, дожил до коронации нового царя и во время празднования представил ему переводы, сделанные ранее архимандритом Макарием, профессором богословия Герасимом Павским и другими. Он также просил разрешения продолжить этот труд. (Это было в 1856 г., а вышла русская синодальная Библия в 1876 г., т. е. двадцать лет ушло на переводы и их обсуждения в Синоде.) Царь охотно и даже с радостью удовлетворил эту просьбу, что положило начало многочисленных великих преобразований царя. Ведь в России изменились все основы, как государственные, так и общественные! 

Отменены были телесные наказания — розги, плети, клейма. Появился новый немалочисленный класс, которым нужно было управлять, и дворянское самоуправление здесь не годилось. Стоял вопрос о местном самоуправлении. Нужна была земская реформа, а вслед за ней судебная: вместо сословных судов — суд, равный для всех подданных. Появился неведомый прежде институт присяжных заседателей. Современники оценивали эту реформу так: «Царь дает своему народу суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных». 

Реформа воинской повинности, заменившая муштру профессиональной учебой. И наконец, реформа образования, которая дала возможность получать образование девушкам, — Бестужевские курсы, медицинские курсы, педагогические женские курсы при гимназиях. Таков круг великих преобразований Александра II. 

Н
а фоне этих преобразований в России шли два противоположных процесса: религиозного обновления и революционного созревания. Именно в царствование Александра II начинается евангельское пробуждение в России, на Кавказе, Украине и особенно в столице — Петербурге. В 1874 г. здесь начинается проповедь лорда Редстока, потом Бог находит Себе человека — графа, полковника Василия Александровича Пашкова, который все свое огромное состояние и многосторонние таланты поставит на служение делу благовестия. Время было в высшей степени благоприятное для этого. Царь одобрил в 1876 г. создание Общества духовно-нравственного чтения, учредителями которого были Пашков, Гагарина, Корф, Черткова. А в 1877-78 гг. была война за освобождение Балкан, братьев-славян от турецкого владычества, и царь обратился с воззванием ко всему обществу — образовывать молитвенные группы и молиться за победу. Таким образом, евангельские собрания в домах аристократов не встречали никакого официального противодействия. Приветствовался и их труд в тюрьмах, больницах, среди студентов и бедных слоев населения.

При Александре II началось и удивительное, не имеющее себе аналогов движение книгонош: ведь Евангелие нужно было не только перевести и напечатать, но и распространить. Для этой цели не подходили малочисленные книжные магазины, куда крестьяне не заходили. В 1869 г. царь утвердил Общество распространения книг Священного Писания, идея о котором одновременно зародилась в сердцах четырех христиан разных национальностей и вероисповеданий. Это были датчанин Форхгамер, впервые начавший распространять Евангелие на нижегородской ярмарке, историк Астафьев, музыкант Заремба, органист Фон-Арк. Бог свел их всех вместе в одном доме, и они решили организовать сбор пожертвований на это дело. Они завели тетрадочку и написали на ней девиз: «Заблуждаетесь, не зная Писаний...» (Мф. 22:29). Это скромное начинание оказалось искрой, которая зажгла сердца многих людей желанием послужить Господу. 

Обращение к Писанию и освобождение крестьян — именно эти события в России подвигли царя к другим великим реформам. Об этом хорошо сказал один из священников: «Дух свободы и независимости личности, присущий этим реформам, невольно отразился в той или иной форме на многих сторонах жизни освобожденного народа». Евангелие и освобождение крестьян принесли изменения в общественную, хозяйственную жизнь, в суды, армию и образование. Не кажется ли удивительным такое совпадение, что именно в этих областях нам нужна реформа и сегодня? И они не могут быть проведены без Евангелия, потому что «разум верный у всех, исполняющих заповеди Его». Александр II призвал нацию обратиться к Писанию, все его реформы имели возвышенный характер и носили на себе печать действий Святого Духа.

Однако небывалая прежде свобода личности вызвала к жизни и противоположный процесс: появилась «отрицательная литература» — критический реализм, радикальная журналистика — возникли революционные кружки, нигилизм среди молодежи, террористическая организация «Земля и воля». Именно члены этой организации убьют в 1881 г. нашего лучшего царя. Он выживет после первой брошенной в него бомбы и выйдет из кареты, чтобы помочь раненому мальчику, но в этот момент террорист по сигналу Софьи Перовской метнет вторую бомбу. Это будет восьмое покушение на царя, и царь будет убит.

Современник, журналист Н. Н. Сейрахов, так пишет об этом событии: «Бесчеловечно убили старика, который мечтал быть либеральнейшим и благодетельнейшим царем в мире. Теоретическое убийство, не по злобе, не по реальной надобности, а потому что в идее это очень хорошо. Нет, мы не опомнимся. Нужны ужасные бедствия, опустошения целых областей, пожары, взрывы целых городов, избиение миллионов, чтобы опомнились люди. А теперь — только цветочки». Сбылось пророчество и продолжает сбываться. Терроризм в России начался именно тогда. Не восстание, не бунт, не война, а терроризм, который потом до 1990 года будет воспеваться и в школах и в учебниках все сто лет напролет. Что же нам теперь говорить о кризисе образования и армии, и судов, когда в школах преподается все та же идеология, а Евангелие туда все так же не допускается. Средней, «третьей» идеологии — нет. Нужно обращаться или к Писанию, или к насилию.

Но евангельское движение, начавшееся в царствование Александра II и при его поддержке, уже не могло исчезнуть!