Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА
ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА
ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА
24.09.2011
1041
ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ И ПОСТУПИЛ В ПРОДАЖУ КЕСТОНСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО РЕЛИГИИ В РОССИИ

Эта книга на русском языке подытоживает результаты уникального, проведенного Кестонским институтом в 78 из 89 регионов Российской Федерации исследования. Выявилось широкое разнообразие верований и обрядов, позволяющее сделать интересные, подчас необычные выводы. Тщательная социологическая работа на местах принесла такие, в частности, результаты:
— Очень немногие в России систематически придерживаются одного вероисповедания; многие переходят из одного в другое.
— Тревога по поводу «тоталитарных сект» большей частью необоснованна.
— В Сибири православные составляют лишь очень тонкий слой населения.
— В северных районах европейской части России сохраняется уважение и достоинство личности, что отражается в жизни местной православной церкви.
— Протестантизм привлекает обращенных из культурной среды, и его политическое влияние растет.
— Обвинения православной церкви в «прозелитизме» католиков необоснованны, посколько католичество расширяется самопроизвольно, и большинство обращенных относится к интеллигенции.
— В определенных национальных общинах — особенно среди чувашей, мари и удмуртов — растет число язычников.
Эти и многие другие проблемы широко освещены в справочнике «Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России», под редакцией московского социолога Сергея Филатова, который рекомендуется для чтения для каждому, кто хочет разобраться в данной сложной теме.


(отрывок из книги Кестонского института «Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России»)

    После распада СССР не только среди представителей различных религий, но и светских наблюдателей было широко распространено представление о том, что идеологический вакуум, возникший после падения коммунизма, будет быстро заполнен возрождающейся верой. Эти представления были опровергнуты временем: Россия остается одной из самых секуляризованных стран. Успехи и православия, и протестантизма, и католицизма, и ислама, и новых религиозных движений гораздо скромнее ожиданий конца 80-х гг. Тем не менее на этом общем скромном фоне успехи протестантизма наиболее значительны. Во многих городах (в основном на Дальнем Востоке и в Сибири) уже сейчас на рядовых воскресных богослужениях в протестантских церквах присутствует больше верующих, чем в церквах православных. Практически все конфессиональное многообразие протестантизма не только привилось, но и укоренилось на русской почве. Протестантские общины не только растут быстрее всего, но и социально-демографический состав их наиболее перспективен — молодежь, мужчины, специалисты, бизнесмены...

    За 12 лет появилась многочисленная протестантская интеллигенция, которой никогда раньше не было. Современные российские протестанты, по сравнению с представителями других вероисповеданий, в том числе и православными, отличаются гораздо большим интересом к богословским вопросам. Целые направления протестантизма возникают в наши дни в результате спонтанных богословских поисков отдельных искателей истины. Так, например, вновь возникла российская реформаторская церковь. Самостоятельно изучая Библию, несколько групп провинциальной интеллигенции пришли к ортодоксальному кальвинизму. Свое начало современное реформаторство берет в библейских обществах, возникших в 1991 г. И хотя в начале 90-х гг. таких обществ возникало множество, два общества, в Москве и Твери, занялись изучением не только Библии, но и различных христианский учений. Еще одна особенность этих обществ состоит в том, что они были созданы не по инициативе какой-либо церкви (как это бывало обычно), а независимой группой заинтересованных людей. В процессе изучения их привлек кальвинизм. С 1991 по

    1993 год эти общества занимались изучением кальвинизма и одновременно налаживали контакты с иностранными церквами. В 1993 г. установили контакт с Голландской консервативной церковью реформатов. С ее помощью общества по изучению Библии были превращены в полноценные церкви. Сначала были сформированы церкви в Москве и Твери. Позднее таким же образом возникают церкви в Брянске, Омске.

    Если о протестантской культуре можно говорить лишь в будущем времени, то в области социально-политической протестантское присутствие уже состоялось. Макс Вебер с его идеями «протестантского духа капитализма» воспринят как руководство к действию. Некоторые экономисты, социологи, бизнесмены пришли к протестантизму, исходя из представлений о том, что только в этой вере возможен честный, посвященный Богу труд в миру, и только в этой вере может быть построен справедливый, «христианский» общественный порядок. Сейчас действует несколько серьезных общественных организаций социально-экономической направленности, в том числе протестантов-предпринимателей, занимающихся социально-экономической проблематикой. Важнейшей стороной идейной эволюции российского протестантизма становятся поиски протестантской формулы русского патриотизма.

    Многие течения протестантизма активно ищут свои корни в истории, культуре и духовной жизни России, пытаются найти родственные явления в русском православии. Например, некоторые пятидесятнические группы создают себе легендарную историю со времен княгини Ольги; Христианский миссионерский союз проповедует о существовании протестантской традиции в русском православии, к которой причисляет и Сергия Радонежского, и Филиппа Колычева, и Александра Меня; лютеране церкви Ингрии и сибирской лютеранской Библеистской церкви адаптируют для себя элементы православного богослужения и т. д. и т. п. Протестантизм в России не только растет, но и становится все более русским.

    Социальная направленность русских протестантов, их патриотический порыв находят отражение и в конкретной политической деятельности. Особенно ярко политическая ориентированность русского протестантизма проявляется у пятидесятников. В оформлении помещений для богослужений часто используются российские флаги, и регулярные молитвы за победу демократии тоже не редкость. Активное участие (обычно на стороне «Яблока», иногда СПС) в предвыборных кампаниях — норма жизни пятидесятнических общин. Впрочем, активное участие в выборных кампаниях распространено не только среди пятидесятников. На думских выборах 1999 г., например, одна из самых больших в России методистских общин — Екатеринбургская — нарвалась на серьезные неприятности с облизбиркомом, потому что формально вошла в предвыборный штаб «Яблока», чем нарушила избирательное законодательство. Протестанты бывают горячими патриотами, поборниками великой и процветающей России; среди них нетрудно, например, найти сторонников полной победы в чеченской войне. Но их патриотизм имеет свою специфику: представление о великой России для них — это автоматическое представление о демократической, правовой стране с неукоснительным соблюдением прав человека. Они часто не любят западную массовую культуру, тем не менее Россия для них — западная страна, пороки Запада — это общие пороки христианского мира. Какой-то особый русский путь, с их точки зрения, нелепая фантазия.

    Ни российским общественным мнением, ни самими протестантами до сих пор не осознан существеннейший факт — за последние двенадцать лет протестантизм укоренился на русской почве, стал реальным фактором всех сфер национальной жизни. Ближайшие годы станут временем осознания этого факта. У кого-то он вызовет невротические реакции, многие воспримут его неадекватно. Тем не менее это реальность российской жизни, которую попервоначально следует хотя бы признать.