Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЕРМАК ИЛИ ХАН ЕР-МАР? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ЕРМАК ИЛИ ХАН ЕР-МАР?
ЕРМАК ИЛИ ХАН ЕР-МАР?
ЕРМАК ИЛИ ХАН ЕР-МАР?
24.09.2011
1273
Помню, еще в школе, проходя по программе истории покорение Ермаком Сибири, задавал себе вопрос: что это за имя такое – Ермак? Может, это прозвище, тогда почему к прозвищу присовокупили отчество Тимофеевич, а если есть отчество, то где фамилия? Странно, что у человека, которому поручили столь ответственное дело, даже нет биографии. Удивляло и поведение коренных жителей Сибири, так охотно принимавших Ермаково владычество, меняя чужака Кучума на другого правителя, но тоже чужого.

Вопросы эти с той поры так бы и остались без ответа, если бы не статья М. Валиева в журнале «Наука и религия» с неожиданной версией биографии казацкого атамана Ермака Тимофеевича. Оказывается, Ермак вовсе и не казак, а сибирский князь гуннского племени кераитов. Да и не просто князь, а князь-епископ Ер-Мар Темучин. И воевать Сибирь пошел он, чтобы вернуть родовые владения, отнятые ханом Кучумом. Впрочем, все по порядку.

В XI веке правитель племени кераитов принял христианство несторианского толка. (Историческая справка: несторианство – течение в христианстве, основанное в Византии в V веке константинопольским архиепископом Несторием, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, не был Богом по рождению, а лишь впоследствии принял Божественную природу. Пресвятую Деву Марию Несторий призывал называть Христородицей, а не Богородицей. Несторианство как ересь было осуждено на Эфесском соборе в 431 году.)

В 1198 году несториане-кераиты помогли правителям маньчжурско-китайского государства Цзинь добиться успеха в военных действиях, за что их правитель Тоговил получил потомственный титул «ван» (хан, князь) и стал именоваться Ван-ханом. Оставаясь при этом главой несторианской общины, Ван-хан прослыл среди соседних народностей «пресвитером Иоанном». Известно, что одна из жен Чингис-хана была дочерью пресвитера Иоанна. Этим объясняется, что, хотя в покоренных землях и хозяйничали чингисиды, несториане-кераиты пользовались относительной самостоятельностью, имея во владении земли и леса на берегах Тобола, Туры, Ишима и Иртыша – страну Сибирь.

В XIV веке, после разгрома Тамерланом несторианских общин Средней Азии, часть из них спаслась бегством в Сибирь – во владения единоверцев, потомков пресвитера Иоанна. Христиан в Сибири стало столько, что к титулам кераитских князей-первосвященников стали добавлять титул «мар» (святой, епископ), а после успешной победы над разорителем сибирской земли чингисидом Абаком еще и титул «ер» (богатырь, герой). И стали называться правители Сибири Ер-Марами – «героями-епископами».

После победы над Абаком князь Ер-Мар Мухаммед основал новую столицу Сибири – Аскер, среди соседних народностей больше известную как Кашлык (в некоторых летописях называется городом Сибирью). Но в 1563 году племянник побежденного Абака хан Кошим, прозванный в народе Кучумом (пришельцем, чужаком), захватил Кашлык и жестоко расправился со всеми кровниками. Лишь одному из потомков пресвитера Иоанна Ер-Мару Темучину удалось спастись. Коренные жители Сибири, несториане, оказали сильное сопротивление мусульманским муллам, пришедшим из Бухары с ханом Кучумом, и не желали отказываться от веры отцов. Весь крещеный народ Сибири ждал возвращения своего законного правителя-единоверца Ер-Мара Темучина, скрывшегося в приграничных с Сибирью землях и получившего там прозвище Ермак – Тимофеев сын...

Исправно служил новоиспеченный казак на государевой службе: был канцеляристом при воеводе пермском, ходил проводником в торговых походах по Сибири, атаманил при походе на Польшу. Везде, где бы ни был предприимчивый Ермак, первым делом искал дружбы у влиятельных людей. Эта дружба с сильными мира сего не раз спасала бывшего князя, никак не желавшего примириться с судьбой простого казака: то повздорит с кем-нибудь из знати, то по степным обычаям невесту родовитую украдет.

И вот никому ранее не известный Ермак – Тимофеев сын получает неограниченные полномочия и огромные средства, позволившие ему собрать довольно внушительное войско, способное в течение нескольких лет вести победоносный поход по бескрайним сибирским просторам. Сибирские племена оказывали Ермаку воистину ханские почести, не раз предупреждали его войско о кучумовских засадах. Неискушенные в сравнительном богословии аборигены-несториане охотно меняли свою веру на православную, не видя особой обрядовой разницы. Благо знакомы им были и исповедь, и причастие, и литургия со всенощной. Даже передвижные церкви-юрты имелись.

Обремененная солидными трофеями дружина Ермака даже и не собиралась домой, как было это принято у казаков, не принимала мира от хана Кучума, не раз предлагавшего замириться на выгодных для казаков условиях, а год за годом упорно продвигалась к центру Сибирского ханства – стольному граду Аскеру. Сибирский хан Ер-Мар возвращал себе наследное царство.

Родовитостью Ермака объясняются и те почести, которых он удостоился от Ивана Грозного, после того как бил челом царю новыми богатыми землями. Атаману был присвоен титул «князь Сибирский», в подчинение было передано пять сотен царских стрельцов во главе с воеводой-князем и сотником стрелецким при нем. Сибирское же происхождение Ермака подтверждает тот факт, что и поныне вогулы, остяки, тюрки и прочие сибирские народности чтут Ермака – того, кто когда-то покорял их предков.

Может быть, кому-то и не понравится историческая версия о том, что лихой казацкий атаман на самом деле был инородцем, да еще не совсем чистой православной веры, можно сказать, еретиком. Но это только версия. Вполне возможно, что был все-таки казак с православным именем Ерма, переиначенным в Ермак, и происхождение его было знатное, по каким-либо причинам скрываемое. Но так ли это важно? Настоящий патриот – это тот, кто приносит Отечеству реальную пользу, независимо от того, как произносится его фамилия и какой у него разрез глаз.