Главная / Статьи / От редактора / ТИХАЯ И БЕЗМЯТЕЖНАЯ?
ТИХАЯ И БЕЗМЯТЕЖНАЯ?
ТИХАЯ И БЕЗМЯТЕЖНАЯ?

Может ли жизнь христианина быть тихой и безмятежной?

28.02.2014
740

Апостол Павел призывает своих слушателей и читателей «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2:1-2).

То есть, насколько я понимаю, нам необходимо молиться о царях и прочих людях, стоящих над нами, чтобы они оставили нас в покое и дали нам жить спокойно.

Нет сомнения, что большинство людей хотят жить тихо и мирно, но насколько реалистично для христианина ожидать этого в своей жизни?

Иисус немало говорил о том, как будут относиться к Его ученикам власти, будь то религиозные или политические. Здесь и суды, и гонения, и страдания, и смерть.

Да и Его собственная жизнь не была похожа на «тихую и безмятежную». Неласково встретили власть имущие Иисуса при Его рождении, да и смерть Ему уготовили страшную.

Нам почти ничего не известно о жизни Христа до Его выхода на публичное служение, но уж последнее встретило и сопротивление, и ненависть, и гонения.

А сам автор приведенных выше стихов разве прожил жизнь «тихую и безмятежную»?

В молодости мы организовывали всяческие конкурсы на знание Библии. Один из вопросов звучал следующим образом: «В каком стихе одно и то же словосочетание повторяется восемь раз?»

Не буду томить читателя – это писал Павел в 2 Кор. 11:26:

«Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями».

Постоянное нахождение «в опасностях» как-то не вяжется с жизнью «тихой и безмятежной». А если мы еще прочитаем то, что написано выше и ниже этой цитаты, то поймем, что жизнь Павла была далека от тишины и спокойствия. И закончилась она насильственной смертью 29 июня 67 года.

Тут можно и нужно вспомнить и Петра (который был казнен вместе с Павлом), и Иакова, и прочих апостолов. Все они так или иначе конфликтовали с власть имущими (точнее, власть не оставляла их в покое), и были гонимы и убиты за Христа. А Стефан-мученик? А люди, которых Савл влек в темницы?

Может ли жизнь настоящего христианина быть «тихой и безмятежной»? Даже если мы непрестанно молимся о властях и начальствах и о прочих людях?

Кто-то сказал, что настоящий христианин не может быть хорошим гражданином своего отечества, потому что он считает себя гражданином другого Отечества, Царства Божьего. Почему? Да потому, что в любой момент он или она может сказать своему царю и иже с ним: «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?»

И такое происходило на протяжении всей истории Церкви. Власть никогда не была уверена в том, что христианин будет предан ей до конца. Ни советская, ни нацистская, ни любая в прошлом и настоящем. А потому всегда смотрела на христианина как на ненадежный, внушающий подозрение элемент.

Христианин, конечно, любит свою земную родину, но не так, как этого хотят власть имущие. Христианин, конечно, патриот своей земной родины, но не такой, каким хотят его видеть начальствующие.

В чем-то христианин похож на кошку, которая гуляет сама по себе. (Имеющие котов и кошек понимают, о чем я говорю). Как его ни строй в строй, он равняется совсем по другой линии, слушается совсем других командиров и смотрит в другую сторону.

И пока царства земные не будут руководствоваться указаниями Царя царей, законы Царства Божьего являются для христиан наивысшим авторитетом. Как и сейчас в юридической сфере Конституция является высшим законом в пределах данной страны, а международные законы превалируют над национальными (в нашей стране, по крайней мере, в теории).

Не получается жизнь у христианина «тихой и безмятежной» и в отношениях с окружающими людьми. Есть евангельский призыв к верующим стараться быть со всеми в мире, но ведь отношения – это двусторонняя дорога.

Я не говорю о христианах, провоцирующих окружающих на конфликты. Такие есть, к сожалению, но здесь, скорее, вопрос стоит о подлинности христианства таких людей.

Я имею в виду то, что сказал Христос о межличностных проблемах: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его (Мф. 10:34-36).

Врагов, конечно, надо любить, но вот будут ли они нас любить, это большой вопрос. И они зачастую не дают нам проживать жизнь «тихо и безмятежно».

И вовсе не потому, что мы, христиане, неспособны на мирное сосуществование (увы, нередко это правда), а потому, что это не просто взаимоотношения человека с человеком (они, может быть, сами и договорились бы друг с другом), но духа с духом, тьмы со светом, Бога с князем тьмы.

В мире безостановочно идет война и полем битвы является душа человека, всякого человека. Как писал Александр Солженицын, «линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца». А какая может быть «тихая и безмятежная» жизнь во время войны?

Когда мы приходим к Христу, Он не только избавляет нас от невыносимого бремени греха, но и ставит перед нами трудные и, кажется, невыполнимые задачи. Об этом хорошо пишет Т.Райт:

«Когда человек обрел новое сердце, перед ним встают иные задачи: освоить привычки, которые позволят ему избегать любых пороков, потому что станут его «второй природой». Учиться такому послушанию тяжело и мучительно.

Идя за Христом, мы должны ясно осознавать, что нас ждут тяжелая борьба, мучительные страдания, болезненные отвержения и смерть для себя.

«Иисус призывал людей участвовать в его задаче – способствовать наступлению Царства – и разделить с ним расходы на эту работу…

И в этот труд входило то, что они рисковали и подвергались гонениям, и это позволяло им нести Царство Божье и его славу в мир. Для них, как и для Иисуса, путь Царства и путь креста были одним и тем же путем» (Т.Райт).

А все-таки иногда хочется жизни «тихой и безмятежной», не правда ли? И молиться об этом надо, раз уже апостол к этому призывает…

Но будем реалистами, если сегодня у нас жизнь «тихая и безмятежная» - значит, это привал и скоро будет подъем. А если она – «тихая и безмятежная» - затянулась, - значит, надо тщательно проверить себя и свои отношения с Богом.

Кто-то сказал, что для чтобы стоять на месте, надо быстро бежать. А для того чтобы иметь жизнь «тихую и безмятежную», надо идти путем креста через труднопроходимые «долины смертной тени». Одно утешает: по этой дороге уже прошло множество учеников Христа и Он Сам обещал быть всегда рядом.