Главная / Статьи / От редактора / «Человеческие установления»
«Человеческие установления»
«Человеческие установления»
02.09.2016
333

Все мы с вами когда-то учились в школе и с тех самых школьных пор лето прочно ассоциируется с отдыхом, перерывом, каким-то особенным временем. Как поется в одной песне: лето – это маленькая жизнь. А в Питере, не будучи избалованными хорошей погодой, мы ждем лета, как соловей из известной поговорки.

Но это лето, благодаря нашему парламенту, оказалось довольно нервным для евангельских верующих. Вышел закон, - закон Озерова-Яровой, - который существенно ограничил закрепленное в нашей Конституции право верующих людей распространять свою веру.

Возможно, еще рано говорить о том, что лето 2016 года стало каким-то рубежом, или началом нового периода в отношениях церкви и государства. Будем смотреть дальше.

Возможно, как это часто бывало, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения, но за месяц с небольшим в разных местах России уже вынесено несколько приговоров за нарушение данного закона. Есть, правда, и оправдательные приговоры, но есть и оштрафованные на приличные суммы за проведение детских площадок и совместное изучение Библии.

Если бросить краткий взгляд на место религии в нашем государстве после революции 1917 года, то можно увидеть, что практически с самого начала верующие были поставлены в неравное положение с атеистами в деле распространения своей веры.

Статья 52 Конституции СССР гласила, что

«Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду» (курсив мой. – Р.Н.).

То есть верить можно было в душе, а говорить о Боге, распространять свою веру, свидетельствовать о спасении можно было лишь в стенах своих церквей или молитвенных домов.

Более того, законодательно накладывались серьезные ограничения и на внутреннюю жизнь церкви. Постановление СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года (утратило силу в конце 1990 года) религиозным объединениям запрещалось:

«в) организовывать как специально детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т.п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь».

Сегодня все это осталось в прошлом. Конституция Российской Федерации в статье 28 говорит, что

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбрать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (курсив мой. – Р.Н.).

Сравнивая возможности, которыми обладают сегодня наши церкви, с теми условиями, в которых они жили в советских условиях, можно лишь благодарить Бога за имеющуюся свободу. Можно даже сказать, что в чем-то мы не можем в полной мере воспользоваться открывшимися возможностями.

И хотя в наших общинах произошла смена поколений, в девяностые годы пришло много новых людей, подросли родившиеся уже после распада СССР, те давние времена не забыты. Не забыты расстрелянные, сосланные, загнанные в подполье, лишенные возможности свободно поклоняться Богу, читать Библию, свидетельствовать о своей вере. И потому всякое сегодняшнее действие государства по ограничению деятельности церкви вызывает опасение и воспринимается как возврат к былым временам.

Как евангельским верующим вести себя в такой ситуации?

В первую очередь необходимо понять, что хотя закон Озерова-Яровой и противоречит статье 28 нашей Конституции, он уже вступил в силу и используется против церкви. Это значит, что нам необходимо это учитывать при планировании наших служений и мероприятий, которые будут проходить за стенами церквей и молитвенных домов.

А это значит, что служителям, пасторам, ответственным за такие служения необходимо тщательно изучить сам закон, чтобы быть готовыми защитить свое служение, используя те возможности, которыми сегодня мы обладаем.

Большую работу провели и продолжают вести юристы Славянского правового центра, которые выпустили первые рекомендации по реагированию на новый закон. Эти рекомендации можно скачать с их сайта www.sclj.ru и следовать им при взаимодействии с власть имущими.

Но если отойти от юридических и законотворческих моментов, то нам вновь необходимо более внимательно посмотреть, что Библия говорит о взаимодействии последователя Христа и государственных органов, под властью которых он живет.

С одной стороны, евангельские верующие в массе своей всегда были законопослушными гражданами своих государств. Соглашаясь с библейским принципом подчинения, который установлен в этом мире, - будь то семья, школа, работа, государство, - мы стараемся следовать словам Петра:

«Подчиняйтесь, ради Господа, всем человеческим установлениям: власти императора, потому что он верховная власть, правителям, потому что их посылают карать преступников и награждать тех, кто делаем добро… Всех уважайте, любите братьев, бойтесь Бога, чтите императора» (2 Пет. 2:13,17; РБО).

С другой стороны, та же Библия учит нас на примере пророков, апостолов, других мужей Божьих, что есть некоторая линия, граница, за которой юрисдикция «императора» или «правителя» заканчивается и начинается сфера, в которой царствует Бог.

И в таких ситуациях мы стоим перед выбором, какому «царю» повиноваться. И в определенных ситуациях нам необходимо повторить вслед за тем же Петром:

«Мы должны повиноваться прежде всего Богу, а не людям… Мы не можем не говорить о том, что видели и слышали!» (Деян. 5:26; 4:19).

Какой выбор нам необходимо будет сделать, зависит от каждой конкретной ситуации, от нашей мудрости, в том числе юридической грамотности, от нашей зрелости и готовности платить определенную цену за свой выбор. И выбор этот нам необходимо делать не под давлением страха, горечи или раздражения, но из желания быть верными своему Царю царей.

 

Читать по теме