Главная / Статьи / Писания / Исполнение Духом
Исполнение Духом
Исполнение Духом
02.10.2018
221

Представьте, что вы собираете очень красивый пазл. Из множества кусочков вам предстоит воссоздать пастораль. Зеленые луга, стадо овечек, речка, синее небо – все дышит миром и покоем. Небо из-за одноцветности фона собирать сложнее всего. Однако вы запаслись терпением, и дело постепенно движется.

Когда вы уже близки к завершению, оказывается, что нескольких синих, небесных кусочков пазла не хватает. Вероятно, это заводской брак, но пейзаж так и остается незавершенным... Здесь легко пройти все пять стадий горя: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.

В каком-то смысле жизнь многих из нас похожа на подобное собирание пазла. Мы ведь тоже стремимся воссоздать прекрасную картину, полную счастья и безмятежности, и зачастую для ее полноты не хватает всего нескольких кусочков неба.

Тема целостности, завершенности важна не только для гештальт-терапии. Библия полна призывов к обретению полноты, к духовному исцелению. Один из наиболее ярких отрывков можно найти в Послании апостола Павла к Ефесянам.

Он пишет: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:18-21).

Само понятие «исполненности» содержит в себе несколько важных подсказок.

Во-первых, призыв исполниться Духа указывает на нашу неполноту или даже пустоту. Дух Святой дополняет нас, и только так возможна христианская жизнь.

Во-вторых, исполнение – это то, что происходит внутри. Действие Духа связано с изменениями в нашей жизни, но начинаются они с нас самих, с нашего внутреннего мира.

На этом очевидные смыслы метафоры заканчиваются и начинаются неочевидные. Каково, например, действие Духа на нашу жизнь?

Обычно слово «исполненность» в своем переносном значении используется в Новом Завете применительно к эмоциям. Люди в синагоге, услышав слово Христа, исполнились ярости (Лк .4:28), а сердца учеников исполнились печалью при известии о Его исходе (Ин. 16:6).

Применительно к эмоциям слово «исполненность», очевидно, предполагает доминирование. Ни о чем другом человек и думать не может. Он захвачен неким переживанием. Но что же с Духом? Жан Кальвин в своих комментариях пишет: «Дух означает здесь радость во Святом Духе».

Это, безусловно, верный, но недостаточный ответ. Вряд ли можно свести все к одной или нескольким эмоциям. Возможно, нам будет понятнее, что имеет в виду Павел, если мы обратимся к конкретному примеру.

Варнава в Деяниях удостоился характеристики: «…муж добрый и исполненный Духа Святого и веры…» (Деян. 11:24).

Речь, очевидно, идет не о том, что Варнава постоянно был в приподнятом настроении. Скорее, имеется в виду особое отношение к жизни, преображенный взгляд на мир, способность принести в любую ситуацию милость и любовь Бога. Не зря Павел в том же Послании к Ефесянам пишет, что «…плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:9).

Исполненность Духом, вероятно, означает то, насколько глубоко, насколько повсеместно присутствие Божье в нашей жизни.

Призыв Павла к исполнению Духом содержит пару важных лингвистических нюансов. В греческом использовано настоящее время глагола и пассивный залог (πληροῦσθε ἐν πνεύματι).

Как это должно звучать по-русски? Приблизительная форма такова: «будьте исполняемыми Духом». В данном случае грамматика, как кажется, имеет богословское значение.

Во-первых, мы видим, что исполнение – это постоянный процесс. Нельзя запастись Духом впрок. Каждый день, каждая ситуация обнаруживают нашу нужду в Боге.

Во-вторых, мы действительно не способны сами себя наполнить. Как и в случае с чудом Елисея, мы можем лишь предоставить пустые сосуды (4 Цар. 4:1-6).

За призывом «быть исполняемыми» в тексте Павла следует несколько причастий: назидая, поя, воспевая, благодаря, повинуясь. Все они связаны с процессом исполнения. Однако среди толкователей нет единого мнения, как именно.

Описывают ли эти причастия способ исполнения Духом?

Иоанн Златоуст писал: «Учись петь псалмы, и увидишь сладость этого дела, – потому что поющие псалмы исполняются Духа Святого, а поющие сатанинские песни – духа нечистого». Речь действительно может идти о духовных практиках, помогающих нам открыться для Бога.

Зачем нам пение? Зачем музыка? Как она связана с духовностью?

Здесь может быть много разных объяснений: от психологических до метафизических. Ясно одно — пение занимало важное место в жизни первых христиан. Сам Христос поет с учениками после Тайной вечери. Павел и Сила поют в темнице.

В некоторых посланиях Павел даже цитирует строчки из первых христианских гимнов. Например, в том же Послании к Ефесянам: «...встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14).

Пение, благодарение, подчинение можно рассматривать как средства благодати. Они не гарантируют нам Духа, но помещают нас в ситуацию, когда Его обретение возможно.

Однако есть серьезные причины взглянуть на отрывок об исполнении Духом и под другим углом.

Даниел Уоллас в «Углубленном курсе грамматики греческого языка» пишет: «…было бы почти невообразимо рассматривать данный текст, как предполагающий, что способ, которым можно стать исполненным посредством Духа, состоит из этих пяти почти механических шагов!».

Так уж устроен греческий язык (и русский, кстати, тоже), что причастия после глагола в повелительном наклонении могут описывать как средство, так и результат. Приведем примеры, чтобы было понятнее.

Учитель предупреждает своих студентов: «Готовьтесь к экзамену, тщательно повторяя материал». Ясно, что в данном случае повторение материала средство подготовки.

Можно перефразировать предложение, используя проверочное слово «посредством». Тот же учитель может сказать, например, следующее: «Учитесь хорошо, радуя родителей».

Здесь «радость родителей» не средство для хорошей учебы, а результат. Мы могли бы подставить проверочное словосочетание «таким образом».

Что же с отрывком из Послания?

Оба проверочных слова вполне подходят к призыву Павла грамматически. Однако, как сильно меняется смысл!

Обретаем ли мы полноту Духа благодаря пению или, наоборот, обретаем способность петь благодаря полноте Духа?

Речь, конечно, не только о пении, но и о благодарности Господу, а также повиновении друг другу.

Здесь стоит задуматься, способны ли мы без помощи Духа совершать эти действия.

Некоторые англоязычные переводы особо поэтично передают призыв Павла: «…making melody with your heart to the Lord» (Еф.5:19 ASV). Буквально: «…сердцами своими создавая мелодию для Бога».

Здесь, пожалуй, становится очевидно, что без Духа нам этой внутренней мелодии не обрести. Но тогда остается открытым вопрос — как стяжать Дух?

Удивительно, но Писание не предлагает нам какого-то метода или программы. Напротив, Иисус говорит:

 «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13).

Правда в том, что мы полностью зависимы от Дающего. Мы никак не контролируем процесс. Мы ничего или почти ничего не можем сделать. Все наше участие сводится к нескольким простым вещам:

  • Нуждаться,
  • Просить,
  • Зависеть,
  • Доверять,
  • Оставаться открытыми для Бога,
  • Принимать Его благодать.

Каждый из этих элементов требует мужества веры. Мы должны, как блудный сын, «прийти в себя», обрести честный взгляд на собственную жизнь, ходить во свете. Конечно, уже здесь Дух Святой помогает нам, так что мы никогда не путешествуем в одиночку на пути к Его истине и любви.

 

http://sukhovskiy.blogspot.com

 "Мирт" в Телеграм - https://t.me/gazetaMirt​

 

 

Читать по теме