Главная / Статьи / Писания / РЕАЛЬНО ЛИ ЛЮБИТЬ?
РЕАЛЬНО ЛИ ЛЮБИТЬ?
РЕАЛЬНО ЛИ ЛЮБИТЬ?
24.09.2011
508

Превосходнейший путь служения в 1 Коринфянам, 13

Как не заметить парадоксальность положения дел в христианстве. Среди верующих много талантливых и одаренных людей, активно участвующих в устроении жизни общины, однако вместе с тем поместная церковь находится в состоянии глубокого конфликта, причина которого – взаимоотношения верующих между собой. Возможно, вы никогда не наблюдали подобную картину, а вот апостолу Павлу пришлось столкнуться с такой ситуацией в коринфской общине, которая, в основном, состояла из людей, обращенных в христианство его же проповедью и учением (Деян. 18).

Верующие древнего Коринфа, к сожалению, немногим отличались от жителей города, известного в Римской империи своим материальным процветанием, развитой философией и культурой, разнообразием религиозных верований и обрядов, моральной развращенностью. Историки утверждают, что горожанами руководили желания престижа и значимости в обществе. Жители Коринфа поддавались безрассудному стремлению к погоне за прибылью и удовольствиями. Они не признавали над собой силы государственных законов и фанатично гордились своей национальной принадлежностью. Большинство из обращенных Павлом христиан все еще принадлежали в какой-то части культуре города, где, в силу вышеперечисленного, высоко ценилось все мирское.

Вполне понятно, что это повлекло за собой целый ряд проблем, проявившихся в жизни общины: 1) чрезмерный интерес к мудрости этого мира (1 Кор. 1); 2) надменность тех, кто считал себя всезнающим (1 Кор. 8); 3) конфликты по поводу власти – кто может принимать решения, кто кому должен подчиняться и почему; 4) некоторые члены общины пытались завоевать особый престиж, демонстрируя свои способности и дарования. Исходя из всего этого, апостол Павел назвал христиан Коринфа плотскими (1 Кор. 3:1-4). Атмосфера властолюбия, надменности, зависти и амбициозности разрушала единство верующих. И больше всего Павла тревожил недостаток любви, который он видел в этой общине. Поэтому главным образом его критика направлена на тех, кто упорно не желал относиться друг к другу доброжелательно.

Апостол Павел пишет в Коринф, чтобы наставить верующих на путь превосходнейший. Цель его послания – дать коринфянам правильное понимание о предназначении даров Святого Духа (1 Кор. 12-14). Павел призывает христиан любить друг друга делом и истиной. Без этой добродетели христианская деятельность – медь звенящая, кимвал звучащий, бесполезная для всех пустота.

Давайте зададимся вопросом, имеет ли современное христианство сходные черты с коринфянами того времени. Разве мало талантливых и способных к служению христиан, разве нет действующих работников, разве нет рвения в отдельных служениях. Есть общины, где кипит труд, совершается дело, но факт остается фактом – конфликты, малые и большие, продолжают терзать поместные общины. В чем причина? Диагноз прежний – отсутствие любви к Богу и к ближнему. Служение превыше любви, потому и служащих больше, чем любящих. Актуальность проблемы говорит об острой необходимости вновь обратиться к учению апостола Павла о превосходнейшем пути для нашего служения, которое запечатлено в Первом Послании к Коринфянам, главе 13.

Сконцентрируемся на главном: почему так важно взаимоуважение и братолюбие. В чем цель и секрет действующей любви? Автор послания подчеркивает бессмысленность проявления любого вида христианского служения при отсутствии любви (1 Кор. 13:1-3). Однако вопрос еще не получил исчерпывающего ответа. Что обусловливает необходимость взаимной любви в общине? Полный ответ появляется, когда автор указывает на конкретные дела любви. Павел описывает любовь не при помощи прилагательных (какая она есть), а употребляет глаголы (что любовь совершает), подчеркивая тем самым поступки и действия, которые необходимы в жизни каждого христианина. Мысль весьма понятна: побудить верующих любить делом их служения, т. е. любить служа и служить любя.

1 Коринфянам, 13 не просто возвышенное воспевание христианской любви – это учебник практической христианской жизни для каждого и, если хотите, практическое руководство для успешной жизни поместной христианской общины. Здесь любовь – это образ жизни, поведение, ориентированное для служения другим, а не себе. Любовь, о которой говорит апостол, касается в первую очередь поведения человека, а не чувств (как может показаться). Ведь именно поведение человека определяет его истинную принадлежность к ученикам Господа, Который ясно заповедал Своим последователям: «...да любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Что бы мы не делали, только взаимная любовь друг к другу по-прежнему остается истинным показателем нашей принадлежности к Иисусу Христу.

Как мы должны и можем сосуществовать в Теле Господнем? Только любя друг друга! Благосостояние поместной общины зависит только от любви, проявленной ее членами друг к другу, а не от размера поступлений в церковный бюджет, наличия транспорта и помещений и даже не от организаторских и другого рода способностей ее членов.

Только взаимная любовь обеспечивает единство! Единство Иисуса Христа с Его избранными учениками было основано на безграничной и жертвенной любви Господа. Мы имеем совершенный пример любящего Богочеловека. Прекрасно подметил немецкий богослов Карл Барт, что «лучше всего мы можем понять идею любви в 1 Коринфянам, 13, просто поставив вместо слова любовь – имя Иисус». Высший смысл Христовой любви к людям был явлен на кресте Голгофы. Вместе с тем проявление любви видится в каждом Его совершенном действии. Тот, кто называет себя христианином, должен быть человеком любящим как верующих, так и неверующих, как любящих, так и ненавидящих.

С одной стороны, характеристики любви, перечисленные в 1 Коринфянам, 13, являются действиями любви Бога и Христа. Но с другой стороны, такая любовь, представленная как абсолют, должна претворяться в жизнь каждым христианином и христианкой. В Коринфской общине, казалось, находились всевозможные формы зла и, как отметил Иоанн Златоуст, любовь, о которой говорит апостол, служит как бы противоядием против каждой из них. Это зло отражало ценности и интересы греко-римского мира, в среде которого находилась протохристианская община, и апостол Павел озабочен тем, как нейтрализовать пагубное светское влияние на верующих, проявляющееся к тому же не столько во внешнем поведении людей, а в недружелюбном отношении друг к другу. Конечно, до открытой взаимной ненависти и злодеяний дело не доходило, но Писание ясно учит, что тот, кто живет в гневе, враждует со своими ближними, тот заменяет заповедь Господню на установления человеческие, то есть подчиняется законам мира сего. Не внешняя благообразность, не фарисейское смиренномудрие, не самовольное служение и не высокомерие книжной начитанности являются истинном мерилом достигнутой человеком духовности. Это мерило, по апостолу, в постоянной, неподдельной любви к Богу и всякому человеку. Христос – освящение наше, а Он первым делом призывает нас любить.

Как строгий читатель, возможно, вы давно ожидаете конкретного слова о том, как же должно нам любить друг друга. Апостол Павел отвечает исчерпывающе в 1 Кор. 13:4-7 и, конечно же, побуждает нас к размышлению.

Часто поднимается вопрос, реально ли практически воплотить в жизнь столь прекрасно звучащие призывы о христианской любви или они – несбыточные идеи, те высокие идеалы, к которым можно лишь стремиться. Многим из нас знакома реальность жизни, которая настолько далека от условий, в которых, по-видимому, должно осуществляться проявление любви, описанной в апостольском послании. Ведь легко писать об идеальном – нелегко выполнить. Возможно, в душе многие верующие, пробовавшие жить по «законам библейской любви» и получившие малоутешительные результаты, признают: не мечтайте, никто не способен так любить!

Обратимся к Слову Божьему, еще раз к апостолу Павлу, который неоднократно в своих посланиях выражал заботу о том, чтобы верующие, могли познать превосходящую разумение любовь Христову (Ефес. 3:19), которой Он возлюбил людей (Ефес. 5:2), проявив человеколюбие (Тит. 3:4), дабы все снисходили друг к другу с любовью Христовой (Ефес. 4:2). По свидетельству апостола Павла, любовь может проявляться в жизни и служении верующего человека. Апостол практически изведал, что такое любовь Божья, не замедлил воспроизвести труд любви в своем служении и видел дело любви в жизни своих учеников (1 Фес. 1:3, Кол. 1:7-8). Сила взаимоотношений Павла с поместными церквами была не чем иным, как дыханием его любви. Его призыв подражать ему и Христу (1 Кор. 11:1) основан на предположении, что он, как и Христос, любил таким образом, что его жизнь могла послужить примером для всех верующих.

Более того, апостол Павел справедливо ожидает, что такая любовь должна быть нормативной среди коринфян, что, конечно, относится и к современной церкви.

Любовь, которую новозаветные авторы обозначают термином агапе, противоположна действиям человеческим, но все же не выходит за пределы человеческого опыта. Если же кто-то берется утверждать, что любовь, которую описывает апостол, находится за пределами возможности верующего, то тогда какой был замысел апостола писать об этом? Истина слишком очевидна: Павел воодушевляет верующих жить богоугодно, любя Бога и ближнего своего.

Учение апостола Павла о любви как на теоретическом, так и на практическом уровне, учитывает особенности коринфской общины, члены которой поступали противоположно должному. При большом упоре на проявлении даров и служения жизнь христиан была полна гнева, распрей и непочтительности друг к другу. Суть же христианской жизни определяется апостолом не в совершении разного рода деятельности, но в наличие любви.

Любовь друг к другу не только предохраняет церковь от разделения и внутренних проблем, но также позволяет созидать Тело Христово. Господь каждому из нас дал определенные способности к служению на дело созидания Тела Христа. Использование талантов и способностей – жизненно важно для каждой поместной общины, но есть только один путь, который приведет нас к настоящему успеху – это путь превосходнейшей любви. Никто не может позволить себе пренебречь делом любви. Любовь есть отличительная и ничем не заменимая черта истинного, библейского христианства.

Прислушаемся к словам древнего Сираха, который, похоже, учился на посланиях Павла.

«Какую пользу может приобрести человек, дети мои, который устраивает величайший пир, приглашая царей и правителей, и который приготавливает все, что только может потребоваться, стараясь ничего не упустить; однако, если в угощеньях нет соли, то на пиршестве нельзя ничего съесть. В этом случае человек тот не только не оправдал вложенных затрат, но и потерял благоволение в глазах своих важных гостей. Дети мои, не это ли происходит и с нами – какую пользу мы приобретем, если будет благодетельствовать, не имея любви? Всякое дело будет неверным – хранит ли человек девство или постится, молится ли он или бодрствует, устраивает ли обеды для бедных. И если кто-то приносит дар Богу или отдает первый плод от того, что имеет, строит церкви или делает все, что угодно, но... без любви – все это будет оценено Богом в ничто, ибо такие дела не приемлются Им!».