Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЖИВОЙ БОГ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / ЖИВОЙ БОГ

Удивление
«И изумятся и затрепещут от всех благодеяний…» (Иер. 33:9)

В начале любой богословской мысли, любого богословского поиска, у истоков любой попытки богословского осмысления реальности находится удивление: именно оно дает жизнь каждому слову о Боге.

Природа Его загадочна. Его отсутствие превращает в карточный домик величественные мыслительные построения лучших религиозных философов; но самый незначительный богослов еще не потерян для своей задачи, если его не покинула способность удивляться.

Что мы обычно называем удивлением? Чувство, которое мы испытываем, впервые столкнувшись с чем-то незнакомым, будь то духовное или физическое явление: мы не знаем ни его происхождения, ни сути, мы не можем сразу вписать его в круг наших представлений; пока мы не поймем его, оно кажется нам странным и таит в себе угрозу.

Удивление, которое охватывает нас, когда мы задумываемся о Боге, совсем иное, хотя и оно побуждает нас к познанию. Мы знаем, что нам никогда не будет по силам постичь то, что всегда непостигаемо, привыкнуть к тому, что всегда ново, приручить то, что всегда сильнее нас. Если мы позовем на помощь науку и прогресс, то увидим, что вопросов о природе этого явления становится все больше, а удивление не покидает нас, но наоборот – все сильнее и сильнее овладевает нами. Тот, кто хоть раз ощутил всеми силами души это удивление, будет потом не таким, как прежде; он сохранит в себе это удивление, это изумление и трепет, навсегда.

 

Радость о Боге
«И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе моем» (Лк. 1:47)

Что мы имеем в виду, когда мы говорим о Боге и Его творении? Некие таинственные силы, действие которых мы ощущаем? – Нет. Судьбу, железным обручем охватывающую весь мир? – Нет. Наши собственные представления о том, что лучше всего, выше всего, ценнее всего? – Тоже нет.

Про всех этих богов мы никогда не скажем, что дух наш радуется о них. Мы радуемся только о Том, Кого называем «Бог, Спаситель мой». О Том, Кто пришел, чтобы помочь нам, и одним Своим присутствием говорит нам, что мы нуждаемся в помощи. О том, Кто несет спасение в нашу горестную жизнь.

Это Бог Спаситель. Об этом Боге мы можем – и должны – радоваться. Случается, что люди думают о других богах, горестно склоняются перед неумолимой судьбой, тешат себя своими идеями – или фанатично воплощают их в жизнь. Но они не радуются. В нашем мире почти нет радости; фанатичная серьезность, мрачное рвение в злом деле – вот этого в нашем мире слишком много. О чем это говорит? О том, что мы почти разучились верить в Бога живого и исповедовать Его. О Боге, нашем Спасителе, радуемся мы, если найдем Его – или Он нас найдет.

 

Живой Бог
«Жаждет душа моя к Богу, крепкому, живому…» (Пс. 41:3)

Живой Бог – это истинный Бог. Не пятое колесо, но то, что приводит все колеса в движение. Не отдаленное святилище, но Тот, Кто всегда в центре. Не таинственная заоблачная власть, которая побуждает человека к рабству (или от которой он убегает, как озорной школьник от злого учителя), но ясная сила, которая находится надо всем – и во всем; сила, призывающая человека одновременно к поклонению и свободе.

Не мысль, не мнение, но сила жизни, преодолевшая силу смерти, столь же реальная, как сила электричества. Не украшение мира, но рычаг, сдвигающий его с места. Не призрачное ощущение, но реальность, которая всегда с тобой. Она дает силы, как хлеб; она как крепость, в которую возвращаются после бесстрашных вылазок во враждебный мир. Вот что значит живой Бог.

Ты удивляешься, что все это возможно? Ты будешь еще многому удивляться. Мы не знаем живого Бога; все, что мы можем – это чувствовать Его присутствие. Как беспомощны все наши попытки хоть что-то сказать о Нем!

 

Бог в вышних
«Слава в вышних Богу…»

Бог христианского исповедания, в отличие от всех других богов, не был придуман людьми; в отличие от других богов, Он не был результатом напряженного духовного поиска того или иного народа, некоей ветвью духовного развития. Мы, христиане, говорим о Боге, Который утверждает, что только Он – истинный Бог, и вытесняет все то, что претендовало на это название раньше. Перед Ним обращаются в прах все другие боги; Он остается Богом единым.

Он находится над нами и надо всеми нашими чувствами, стремлениями, прозрениями, над всеми – даже самыми великими – проявлениями человеческого духа. Он не только недоказуем, но и непостижим. «Бог в вышних» - это Тот, кто обладает абсолютной реальностью; это Тот, Кто снова и снова открывается нам.

Находясь «в вышних», Он находится и с нами. «Бог в вышних» значит не «Тот, Кто бесконечно далек от нас», но «Тот, Кто спускается к нам с высоты». «Бог в вышних» - это истинный Бог. Тот, Кого мы никогда не сможем постигнуть; Тот, Кто принимает каждого из нас.

 

Его сила
«Ибо Твое есть Царство и сила» (Мф. 6:13)

Сила Божья в корне отличается от любой мирской силы, мирской власти. В то же время она совершенно чужда какому-либо бессилию (а в нашем мире присутствует и такое явление, как власть бессилия!). Богу подвластно все, чем бы Он ни пожелал; Он находится над любой иной силой, любой иной властью. Все эти «иные силы» проявляются по отношению к нам совершенно иначе, чем Его сила.

Бога нельзя назвать «самой главной силой», ибо по Своей природе Он несопоставим с другими силами. Он – Господь, над Которым ничто не властно. Однако Бог – вовсе не «сила в себе»; понятие «высшей силы» никак не поможет нам продвинуться хоть на шаг к ответу на вопрос «Кто есть Бог?».

Страшно ошибается тот, для кого всемогущество – главный атрибут Бога; ибо «всемогущ» дьявол. Где власть существует и устанавливает правила для и во имя самой себя, там можно говорить о «революции нигилизма», но не о Боге. Власть во имя власти – это зло. Власть Бога противоположна власти для себя, власти как таковой.

Сила Бога – это сила справедливости; справедливость находится в основании Его власти. Божественная сила, могущество справедливости – это могущество Бога, Который есть любовь. То, что восстает против этой любви, есть несправедливость по сути своей и поэтому не может быть истинной властью. Могущество Бога, могущество Его любви и свободы – истинное могущество; оно воплощается и открывается нам во Христе.

 

Его выбор
«Я вас избрал» (Ин. 15:16)

Величайший Божий дар, Божья милость – Его выбор; это тайна, которая определяет жизнь каждого Его создания. Создавая нас, Господь принимает нас, признает нас. Это самое важное; это то, что предшествует любому самоопределению человека – согласие Бога, которое дает нам право и силы жить в любых обстоятельствах. Оно побуждает нас к движению, к развитию, но не нарушает мира в нашей душе, не отнимает покоя.

Понятие беспокойства находится за пределами божественной милости человеку, божественного выбора: беспокойство присуще созданию, восставшему против воли Божьей. Такое восстание гибельно, ибо оно отнимает единственно возможную опору и не дает взамен ничего. Но божественный выбор, божественное согласие дает нам истинный покой: оно не знает ни условий, ни сомнения.

Верность Господа вечна, а не временна. Все заботы, тревоги, сомнения, которые проистекают от очевидной невозможности жить лишь собственными силами – все они остались для нас позади, ибо божественный выбор свершился. Его согласие – основа и причина нашей жизни, ибо Господь есть Господь наш.

Все, что требуется от нас – спокойно жить той жизнью, для которой Он нас предназначил. С восхищением, с благоговением мы должны принять этот великий дар, эту великую тайну – тайну Его выбора.

 

Его верность
«Ибо дары и призвание Божье непреложны» (Рим. 11:29)

В 70 году нашей эры евреи не исчезли из мировой истории. Еврейский народ – единственный из больших и маленьких древних народов – существует и сейчас; более того, сейчас про евреев нельзя сказать, что это народ усталый, обессиленный многовековыми испытаниями. В Священном Писании мы находим ясную причину этого: Господь пожелал избрать именно этот народ и заключить с ним завет, а воля Божья пребывает вечной и неизменной.

Евреи не всегда были верны Богу: когда-то они воспротивились своему предназначению и захотели быть такими же, как другие народы; они захотели обычного властителя и обычную историю. Однако это не повлияло на верность Бога Своему народу. Пока существуют воля Божья и завет, - не упраздненный, но исполненный Иисусом Христом! – существует в мировой истории и еврейский народ: народ, пребывающий в рассеянии, и тем не менее – благодаря этому! – народ Божий; народ, у которого нет государственной истории, но есть история общечеловеческая – история отношений человека с Богом. Слова, обращенные к евреям, «касающийся вас, касается зеницы ока Его» (Зах. 2:8), имеют силу и сейчас. Никто не может касаться зеницы ока Его.

 

Его человечность
«Явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога…»

Богу не нужно быть бесчеловечным, чтобы быть истинным Богом. Только в ложной божественности ложного бога мы не встречаемся с Его человечностью. Такие ложные боги были раз и навсегда разоблачены и повержены Христом – и во Христе. Именно в личности Христа мы видим волю Божью – волю всегда быть вместе с человеком.

Причина этого – не в том, что Бог нуждается в человеке, чтобы с его помощью стать истинным Богом; не в том, что Он всегда одобряет людей (некоторые говорят, что было бы справедливо, если бы Он был против людей). Тайна, заключенная для нас в Иисусе Христе – это то, что в Своей свободе Он хочет быть не против, но за людей – Он действительно хочет быть Спутником, Утешителем и Спасителем людей.

В Христе, Каким мы видим Его в Священном Писании, истинная божественность соединилась с истинной человечностью. Он говорит нам об отце, который простил блудного сына; о царе, который смилостивился над должниками; о самаритянине, который пожалел жертву разбойников. И если Иисус – это глас истины, «зеркало отцовского сердца Бога», то слова Ницше о том, что человек – это то, что следует преодолеть, есть наглая ложь, ибо истина Бога – это Его человечность, Его «благодать и человеколюбие».

 

Его милосердие
«Жаль мне народа…» (Мф. 15:32)

В переводе не сохраняется вся сила этого выражения: Иисус говорит о том, что нужда, страдание, страх, отчаяние и безнадежность народа не просто вызывают в Нем сочувствие, но пронизывают болью Его сердца. Он принял беды людей на Себя; они стали Его бедами, Его мучениями. Он не стал для людей доброжелателем, издали с симпатией наблюдающим за их жизнью; Он не стал для них проповедником, утешителем – и только (все эти слова слишком слабые для Него); Он стал – и был для них Надеждой, Помощью и Спасением; Творцом, подарившим им новую жизнь. Он пожалел их.

Что такое «жалость»? Это готовность сразу прийти на помощь другому и действовать. Иисус был Человеком, творящим «жалость» в этом смысле. Именно в этом – Его человечность. Он пришел к нам, был с нами, принял смерть за нас, чтобы жить для нас – так Он исполнял волю Пославшего Его Отца. Он – с нами, ибо с нами Бог. И Бог с нами, ибо с нами Человек Иисус.

В человечности Христа отражается природа Бога. Идея неразрывной общности, в которой каждый существует для другого, принадлежит Ему, Триединому Богу. Бог не просто любит – Он Сам есть Любовь. В человечности Иисуса Он являет Себя миру как Вечную Любовь.

Из книги «Мгновения»,
Библейско-богословский институт св. апостола Андрея
www.standrews.ru