Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Рожденные свыше / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / Рожденные свыше

Рецензия на книгу Владимира Степанова “Рожденные свыше на берегах Ижоры. Том 1. История Церкви евангельских христиан-баптистов г. Колпино (1911 — 2011)”. Спб.: “Библия для всех”, 2011. - 636 с., 77 ил. 

В последние годы растет интерес как к общей истории русского протестантизма и его отдельных конфессий, так и к региональной истории. На примере отдельных общин и человеческих судеб исторический процесс предстает более ярко, конкретно и детально, а местные события при всей специфике отражают историю страны в целом. Восстанавливается полузабытый, но чрезвычайно ценный духовный опыт, список героев веры пополняется новыми именами. 

Одной из таких работ последнего времени является недавно изданная книга Владимира Степанова «Рожденные свыше на берегах Ижоры. Том 1. История Церкви евангельских христиан-баптистов г. Колпино (1911-2011)». Автор трудился над своим исследованием не один год, собрал и проанализировал огромное количество эксклюзивного исторического материала — в том числе документы государственных и ведомственных архивов (причем, не только Санкт-Петербурга, но и других городов), публикации СМИ, устные и письменные воспоминания верующих, семейные реликвии. 

Столь разнообразные источники используются в сочетании друг с другом, так что читатели могут обозреть картину с разных сторон, максимально полно и объективно: например, глазами верующих и их противников. История колпинской церкви ЕХБ развивает на фоне общей истории страны и региона, в контексте исторических событий — трех революций, гражданской и Великой Отечественной войн, Большого террора и Хрущевской антирелигиозной кампании... Подробно описана история колпинской церкви ЕХБ постсоветского периода. Книга снабжена множеством уникальных фотографий. 

Среди научных открытий В. Степанова — выяснение точной даты начала собраний евангельских христиан в Колпино: 14 апреля 1911 года. Не позднее 1913 года здесь появились и баптисты. 

Автор высказывает предположение (не доказанное, но вполне вероятное), что жители Колпино могли посещать собрания пашковцев и гораздо раньше. Степанов проделал огромную кропотливую работу по выявлению практически всех адресов собраний колпинских верующих ЕХБ за 100 лет. 

Особую ценность книги представляет обилие биографического материала и документов устной истории. В работах по общей истории ЕХБ обычно присутствуют биографии наиболее видных руководителей церковных центров, иногда упоминаются и их супруги. При этом нередко «за кадром» остается самое интересное — как создавались общины на местах, как жили «обычные» евангельские христиане и баптисты, как они своей твердой верой, терпением, любовью преодолевали трудности, побеждали предубеждение окружающих (сначала православного большинства, а потом атеистов). 

Степанов подробно рассказывает о жизни верующих Колпино и ряда соседних дружественных общин. Немало места в книге уделено истории Петербургской (Ленинградской) церкви ЕХБ, ведь долгое время верующие Колпино принадлежали именно к этой общине. 

Среди тех, о ком рассказывает Степанов, первые руководители общин евангельских христиан и баптистов в Колпино Иван Григорьев, Федор Смольников, «подпольный» пресвитер Федор Румянцев и многие другие служители, а также «простые» братья и сестры, активно участвовавшие в созидании своих церквей, — например, мещанка Татьяна Петрова, одна из первых колпинских баптистов. 

Описанные в книге биографические события — это не только исторические иллюстрации, но и яркие христианские свидетельства (благочестивые истории, основанные на реальных случаях). Интересно, что автор включил в книгу далеко не весь собранный биографический материал, планируя посвятить биографиям верующих колпинской церкви ЕХБ второй том издания. 

Особый интерес представляет небольшая глава об отношениях местных баптистов с православным обновленческим священником А.И. Боярским. Известно, что лидеры обновленчества поставили своей целью духовное обновление РПЦ, но методы, которыми они действовали (опора на большевиков в борьбе за церковную власть, публичные нападки на «реакционное» духовенство), навсегда скомпрометировали это движение в глазах большинства православных. 

На этом фоне Боярский выглядит фигурой особенной. Так, в 1922 году он отказался выступить обвинителем на «расстрельном» процессе против митрополита Петроградского Вениамина и был свидетелем защиты, хотя сам мог пострадать за это. В книге Степанова раскрываются интересные факты его взаимоотношений с колпинскими баптистами. 

Автор очень деликатно касается темы пацифизма, церковного разделения 1961 года, тайного сотрудничества служителей с властями, а также других вопросов, связанных с отношениями церкви и государства. Как относиться к этому в наши дни? Степанов не предлагает однозначного ответа, а приводит различные точки зрения современников тех событий. 

Правда, я считаю, мягко говоря, некорректным и некомпетентным одно из приведенных высказываний, будто древние евреи «не боролись, не бунтовали» (отсюда вывод, что и баптистам не следовало бороться за свои права). Евреи-то как раз бунтовали против своих поработителей и часто не без успеха (достаточно вспомнить Маккавейские войны). 

А вот Инициативная группа, выступив за созыв церковного съезда, никакого бунта не совершала: формально это разрешалось и советскими законами, и демократическими принципами баптизма. То, что на активистов движения сразу обружились репрессии, свидетельствует не об их «бунте», а о государственном произволе. 

Разумеется, каждый христианин решает сам, до каких пределов простирать свою лояльность. Но в Германии героем веры считается Дитрих Бонхёффер, пастор подпольной «Церкви верных», погибший в концлагере, а не епископ Мюллер — ярый сторонник Гитлера. 

В Польше именно твердая позиция верующих побудила коммунистические власти пойти на большие уступки, какие советским людям и не снились. Да и в СССР власти не смягчили бы политику в отношении церкви ЕХБ, если б не было движения баптистов-инициативников, а также массового духовного сопротивления других верующих. 

Никогда еще победа не приходила сама по себе, без усилий и жертв. И самое малое, чем мы можем отблагодарить героев веры, — это сохранить о них добрую память и не попрекать ошибками. А что касается «бунта», то сами гонители давно реабилитировали большинство осужденных за веру, юридически и фактически признав их невиновность. 

Наряду с несомненными достоинствами книга имеет и некоторые недоработки, которые хочется высказать в качестве пожеланий. В первую очередь это касается структуры исследования. Было бы весьма полезно в самом начале дать информационную справку о самом Колпино: когда появился этот населенный пункт, где расположен географически, как развивался, чем примечателен, как менялся его статус, каков социальный, религиозный и национальный состав населения и т. д. 

В начале книги В. Степанов ограничивается лишь весьма любопытной, но недостаточной информацией о низком моральном облике жителей (с. 11-12). Прочие данные о Колпино раскиданы по всему тексту, и пользоваться ими затруднительно, ведь при объеме 636 страниц справочный аппарат в книге отсутствует. 

Ни в тексте, ни в приложении автор не дает объяснений терминам, которые часто использует: например, «евангельское движение», «евангельское пробуждение», «евангельская вера», «рожденные свыше», «старец» и т.д. Читателям остается самим домысливать, что это значит. 

Между тем, в этих вопросах нет единства даже среди протестантов. Одни, например, считают пробуждением духовную «встряску» номинальных христиан, другие — массовое обращение атеистов, третьи — то и другое вместе... Большинство же людей, далеких от протестантизма, вовсе не слышали о таком явлении. 

Нет ясного объяснения и в книге Степанова. Например, на с. 25 свидетельством пробуждения назван факт присутствия на собрании евангельских христиан 35 человек, включая гостей-хористов (при населении Колпино около 2000 человек), а на с. 510 — появление в г. Никольское общины ЕХБ из 23 человек. А ведь пробуждения в Англии и США, откуда пошло это поняние, по описаниям свидетелей представляли собой массовые покаяния целых городов. 

Еще сложнее обстоит дело с понятием «рождение свыше», где разногласия возникают и на богословском, и на личном уровне. Чем отличаются «рожденные свыше» от «нерожденных», особенно при одинаковом внешнем поведении? Не всякий опытный пастор способен дать внятный ответ. Что же говорить о простых читателях... 

Автор пишет, что возрожденный верующий «освобождается от греховной жизни». Но при этом в книге приводятся случаи, которые не свидетельствуют об этом. Например, на с. 43 Степанов справедливо замечает, что объединения евангельских христиан и баптистов в 1920 году не вышло из-за несогласия сторон «в вопросе руководства объединенным союзом» (проще говоря, не поделили власть). 

Иам Проханов, хотя и «проповедовал красоту евангельской жизни», одновременно помогал чекистам подчинить евангельское христианство. Да и вообще в советское время враги Церкви активно использовали властолюбие, тщеславие, обиды, клевету, борьбу самолюбий среди верующих, то есть свойства, которые нельзя назвать мелкими недостатками. 

А вот как на с. 29 женщина, ставшая баптисткой, отвечает православному священнику: «Я живу по-евангельски, люблю Бога, а священнослужителей не люблю и вас слушать не хочу...» Если в документе слова женщины не искажены (что возможно), то надо ли удивляться, почему православные не понимали баптистов и обвиняли их в лицемерии? 

Словом, у читателей есть основания запутаться в смысле понятия. А ведь слова «рожденные свыше» вынесены в название, то есть являются ключевыми для понимания всей книги. 

Конечно, автор вправе пользоваться любой терминологией, но она должна быть обоснована и понятна. К сожалению, активное использование слов из баптистского лексикона при отсутствии словаря терминов усложняет чтение книги для светских историков, краеведов и просто людей, далеких от протестантских кругов (а ведь они тоже могут найти в монографии немало интересного). В результате круг потенциальных читателей существенно ограничивается. 

Замечаний по источникам практически нет. Как уже говорилось, автор собрал и проработал колоссальное количество материалов, что делает книгу уникальной. Но все же историку лучше вовсе отказаться от использования вторичных источников. Например, слова бывшего протоиерея-отреченца А. Осипова цитируются почему-то не по его публикации (которую найти несложно), а по вторичному источнику — журналу «Вестник истины» (неизвестно даже, из какой работы взята цитата). 

Сложный период Гражданской войны характеризуется только по мемуарам Проханова (с. 38-39), где, кстати, используется слово «фермеры» —видимо, адаптированное для зарубежных читателей, но совершенно нетипичное для России и русского крестьянства. А ведь о Гражданской войне, о жизни простых людей, в том числе верующих, издано много куда более ярких и объективных источников. 

Не со всеми авторскими утверждениями можно согласиться. В ряде случаев библейские комментарии способны скорее смутить читателя, чем убедить в правоте Библии. Например, на с. 208 рассказывается о гибели бригадира Толи, который издевался над верующими, в том числе и над автором приведенных воспоминаний. История сопровождается цитатой: «Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя» (Пс. 72:27). 

Можно понять реакцию обиженного человека, вдруг узнавшего о смерти обидчика, но надо ли соглашаться с этим комментарием в 2011 году? С какой стати бригадир Толя, судя по тексту, никогда не веривший в Бога, причислен к вероотступникам? 

И если цитату из Псалма допустимо применять к советским людям, то почему погиб какой-то несчастный рабочий, а не главные виновники гонений? Концы как-то не сходятся... Было бы лучше, если б автор, рассказав эту историю, позволил читателям самостоятельно сделать выводы. А вот историко-аналитической части можно было уделить больше места и внимания. 

Предубежденность видна в характеристике личности Хрущева, который «горделиво вознамерился построить коммунизм» (с. 229), хотя правильней сказать, что он «вознамерился» честно исполнить обещания своей партии. 

В отставке Хрущева и его смерти «без всяких почестей» автор видит «волю небесную», чуть ли не Божью кару (с. 230). Хотя можно на это взглянуть иначе. Впервые в новейшей истории России верховная власть сменилась мирно, без смертей, революций, арестов и расстрелов, сам Хрущев прожил остаток дней тихо и достойно, в окружении близких, похоронен на элитном Новодевичьем кладбище (и это более «по христиански», чем у кремлевской стены). Да и добро, сделанное им, люди помнят. 

Лично у меня не вызывают сочувствия «назидательные» истории, когда смерть или несчастье, постигшее атеиста, объявляется карой небесной. Веет от этого каким-то невольным злорадством... И, можно подумать, что все гонители Церкви получали прижизненное наказание, а христиане — напротив — никогда не гибли, не страдали и не закапывали их расстрелянные тела «без всяких почестей». 

Мне кажется, доработки, которые можно сделать в следующем издании, сделают книгу намного интереснее, объективнее и удобнее для изучения. Однако и теперь “История Церкви евангельских христиан-баптистов г. Колпино (1911-2011)” является самым крупным и полным исследованием по истории поместной общины ЕХБ и представляет несомненный интерес не только для протестантов Колпино и Санкт-Петербурга, но и для всех, кого интересует история российского христианства.

Еще читать