Размышления над книгой Эрика Метаксаса «Дитрих Бонхёффер. Праведник мира против Третьего Рейха»
Актуальное размышление – 1
Труд Эрика Метаксаса предваряет вводное слово Тимоти Келлера. Это автор книги с примечательным названием «Разум за Бога: Почему среди умных так много верующих» (М: Эксмо, 2012).
Он пишет: «Наследие Бонхёффера невозможно справедливо оценить, не зная о чудовищной капитуляции немецкой Церкви перед Гитлером. Как могли «преемники Лютера», величайшего проповедника Евангелия, дойти до такого позора?»
И здесь же называет несколько предпосылок совершившегося падения. Если их сгруппировать и прописать с графической отчетливостью, то вырисовываются следующие факторы:
- нежелание жертвовать собственной безопасностью и противиться наступлению нацизма;
- выработка фарисейской системы хитроумной аргументации, позволяющей во всём поддерживать позицию фюрера, осуждать другие народы, превозносить немцев, уклоняться от прямых обвинений а измене делу Христа;
- чрезмерно легковесное, профанированное толкование Божьей любви и благодати: мол, Бог прощает всех, такая у Него работа; и нас Он примет такими, какие мы есть, никуда не денется;
- формализм, в котором погрязла церковная жизнь;
- готовность подчиняться идеям легализма и морализма, убеждающим, будто Бог особо благоволит к тем, кто законопослушен, дисциплинирован и активен в совершении малых добрых дел социального служения.
Наспех сконструированный блок этих защитных сооружений позволял забыть о христианском долге «стояния в проломе», требующем духовной отваги, о принципах бескомпромиссной духовной войны. Он обеспечивал атмосферу попустительства злу, наступавшему по всем направлениям, становившемуся всё сильнее и наглее.
Катастрофическое расширение пространства роковых перемен уже почти не беспокоило большую часть немецких протестантов. Они, как будто, оглохли и ослепли, замуровав наглухо все дверные и оконные проёмы, запечатав все воздуховоды, соединявшие их с миром библейских истин, Божьих Откровений. Приняв в себя яд агрессивной нацистской пропаганды, они убили внутри себя зародыши чувств вины, стыда, ответственности, заглушили в себе голос совести. Страх Божий почти исчез из их душ, вытесненный животным ужасом перед угрозами насилия со стороны циничного и беспощадного режима.