Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Появляющаяся или исчезающая церковь / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / Появляющаяся или исчезающая церковь
Появляющаяся или исчезающая церковь
Появляющаяся или исчезающая церковь

О книге Романа Соловий "Исчезающая церковь"

10.02.2015
1991

В 1944 году в своих письмах из тюрьмы Дитрих Бонхёффер сформулировал критические вопросы, важные для экклесиологии того времени. Он писал:

«...что означают церковь, община, проповедь, литургия, христианская жизнь в безрелигиозном мире? Как мы можем говорить о Боге без религии, то есть без обусловленных временем предпосылок метафизики, душевной жизни человека и т. д., и т. п.? Как можем мы говорить (или, может быть, об этом даже нельзя ˮговоритьˮ как прежде) ˮмирскимˮ языком о ˮБогеˮ, как можем мы быть ˮмирскими и безрелигиознымиˮ христианами, как мы можем быть экклесией, вызванными, не считая себя избранниками в религиозном плане, а относя себя всецело к миру? Тогда Христос уже больше не предмет религии, а нечто иное, действительно Господь мира. Но что это означает? Что в атмосфере безрелигиозности означают культ и молитва?»

Тогда казалось, что время религии подошло к концу. Сегодня многие исследователи констатируют наступление новой постсекулярной эпохи. Но сняты ли с повестки дня вопросы Бонхёффера?

Кажется, что не совсем. Ведь постсекуляризм - это не просто реванш церкви (хотя в нашей стране это может так выглядеть). Правила игры значительно изменились. Сегодня нужно лишь слегка переформулировать вопрос Бонхёффера, чтобы он сохранил актуальность. «Что означают церковь, община, проповедь, литургия, христианская жизнь в постсекулярном мире?».

Многие западные теологи пытаются ответить на этот вопрос. Ведутся напряженные дискуссии о будущности разных форм церковной жизни. И все чаще повестку дня богословских споров определяет феномен «появляющейся» церкви.

В нашей стране о «появляющейся» церкви долгое время можно было узнать только из англоязычных изданий и немногочисленных статей. Это был постыдный пробел в евангельском богословском дискурсе.

Сегодня ситуация, по крайней мере отчасти, исправлена благодаря книге Романа Соловий «Появляющаяся церковь. Евангелическое христианство перед вызовом постмодернизма». Это работа, без сомнения, станет хрестоматийной по данному предмету. Остается надеяться, что другие богословы подхватят дискуссию, и мы увидим новые исследования столь же высокого уровня.

В данном случае перед нами отличное введение в философский дискурс о постмодернизме, а также в богословскую проблематику второй половины ХХ века. Автор привлекает внушительный корпус текстов, посвященных постмодернизму и феномену «появляющейся» церкви.

Конечно, постмодернистская философия представлена в исследовании неравномерно. Некоторых мыслителей автор обходит стороной. Но ключевым фигурам континентальной философии уделено достаточно внимания.

Что же такое «появляющаяся» церковь? Это сравнительно новое движение, возникшее в рамках западного (прежде всего, протестантского) богословия. Участники движения пытаются переосмыслить задачи, методы и даже саму суть церкви, исходя из культурного контекста постмодерна.

Как отмечает автор, «появляющаяся церковь – это не иерархическая организация, а спонтанное движение, которое своими ценностями и подходами объединяет чрезвычайно разнообразные личности, церкви и целые группы церквей. Вот почему так сложно определить границы движения, ведь в нем представлен целый круг богословских позиций, а также церковных традиций».

Из этой характеристики становится понятно, что анализировать феномен «появляющейся» церкви чрезвычайно сложно. Но, так или иначе, представители этого движения действуют, учитывая контекст постмодерна. Наиболее радикальные участники предлагают пересмотреть не только формы церковного служения, но и принципы богословского дискурса, а также важнейшие богословские доктрины.

Среди отличительных черт «появляющейся» церкви можно назвать: отказ от претензий на безусловность интеллектуальных утверждений (постфаундационализм), отсутствие жестких догматических систем (великодушная ортодоксия), стремление сохранять единство при различиях, нарративное богословие, смиренную эпистемологию, акцент на органической теории спасения, радикальный инклюзивизм и т. п.

Некоторые из этих черт вызывают серьезную обеспокоенность в консервативных богословских кругах. Ведь они ставят под вопрос не только форму, но и суть христианского вероучения. Споры кипят, и оппоненты не скупятся на обвинения друг друга в ереси.

Джон Пайпер описал «появляющуюся» церковь как «отступление белого среднего класса от ортодоксии». Защитники движения, напротив, видят в нем возвращение к истокам христианства.

Так что же это за явление? Действительно ли церковь появляется в новой форме, или она просто исчезает, размываемая постмодернистской культурой?

Роман Соловий по большей части устоял перед искушением занять позицию одной из сторон в этом споре. И хотя сам автор придерживается вполне консервативной точки зрения, работа представляет взвешенный и серьезный разговор о проблеме. Чувствуется желание автора понять, прежде чем судить. В этом несомненный плюс данного исследования.

Однако академический стиль письма имеет не только достоинства, но и недостатки. Читатель, избалованный научно-популярными текстами, столкнется с трудностями при знакомстве с данной работой. Подозреваю, что обилие философских и богословских терминов может сузить потенциальную аудиторию. Как известно, количество читателей и количество сложных терминов обратно пропорциональны.

Текст исследования довольно сух и местами похож на переделанную диссертацию (по крайней мере, мне так показалось). Но в данном случае это означает только одно – книга не показана для развлекательного чтения в метро.

Библиография работы поражает своих охватом. Автор привлекает большое количество самых разнообразных источников, многие из которых доступны только на английском. Правда, при такой объемности темы любой библиографический список будет страдать избирательностью. В данном случае непонятно, почему автор обошел вниманием книги Томаса Одена, Джима Петерсена, Френсиса Шеффера.

Анализируя теологию «появляющейся» церкви, Соловий стремится, прежде всего, показать ее своеобразие. Иногда, как мне кажется, это приводит к определенному искажению картины. Ведь программа «появляющейся» церкви принципиально диалогична и экуменична. Например, при критике концепции Роба Белла полезно помнить, что в православии до сих пор не утихают дискуссии по поводу апокатастасиса.

Возможно, стоило бы более подробно остановиться на связи богословия «появляющейся» церкви и теологических программах Д. Бонхёффера, П. Тиллиха и т. д. Здесь возникает множество параллелей. А ведь эти теологи вовсе не были затронуты философией постмодернизма.

Но это мелкие шероховатости, не портящие впечатления от замечательного исследования. Уверен, что книга будет еще переиздаваться, так что у автора есть возможность дополнять и совершенствовать текст. Другим богословам и религиоведам, изучающим феномен «появляющейся» церкви, уже сейчас задан очень высокий стандарт. Теперь, чтобы убедиться в компетентности человека, рассуждающего о христианстве в эпоху постмодерна, будет достаточно спросить, читал ли он книгу Романа Соловий.