Главная / Статьи / Рецензии / Раскаленная лестница
Раскаленная лестница
Раскаленная лестница
19.10.2015
819

«Желающие шествовать по лестнице шагают не сверху вниз, а снизу вверх, взбираясь сначала на первую ступеньку, затем на следующую и по порядку на все [остальные]. И таким образом возможно подняться от земли и вознестись на небо» (Симеон Новый Богослов)

Книга известного на Западе богослова, профессора философии Бостонского колледжа (США), очевидно, является одним из примеров католической философской рефлексии на проблемы и вопросы, стоящие перед современным обществом, состоящим из людей воцерковленных, считающих себя таковыми или противопоставляющими себя Церкви, независимо от деноминаций.

Питер Крифт продолжает традицию диалога, целью которого является доказательство того, что для автора является истинным и полемически заостренного против того, что он считает заблуждением. Традиция эта, берущая свое начало от Сократа и Платона, продолженная Цицероном, Абеляром, Сантаяной и другими, успешно используется для мысленного моделирования ситуации, в которую помещается предполагаемый оппонент, вынужденный путем ответа на специально поставленные вопросы прийти именно к тем заключениям, к которым хочет подвести его автор, зачастую скрывающийся за спиной одного из действующих лиц диалога.

Питер Крифт, как автор, ощутимо присутствует и властно направляет течение диалогов, иногда даже в ущерб естественной логике развития разговора.

Тема диалогов задана автором сразу. Еще в предисловии он говорит о христианстве, как об истине, фактах, свыше одобренной Богом данности в противовес философским теориям и даже религиозным догматам.

Для автора диалог – это не просто «две точки зрения», но разговор людей.

И хотя персонажи и вымышленные, автор стремится показать в них именно людей, их живую, ищущую душу. В образах представленных им двух собеседниц постепенно вырисовывается образ самого автора, собранный из его воззрений разного времени, но эволюционировавших к определенному христианскому, а конкретнее католическому мировоззрению.

Его оппонент представлен в образе «обычного», «нормального» человека, вобравшего в себя наиболее характерные «положительные» взгляды современного человека, но не находящегося в конкретном религиозном контексте.

Десять глав, как десять ступеней, которые должны пройти читатели книги вслед за Питером Крифтом и представленными им собеседницами. Путь от первой до десятой ступени, несмотря на то, что занимает достаточно скромный объем страниц (около 150), сложен и требует значительных усилий от идущего.

Он демонстрирует в первую очередь то, насколько непросто принимать решения человеку, находящемуся под властью доминирующих в современном обществе секулярных парадигм. Эти решения касаются не только практического нравственного выбора, диктующего, какие поступки он должен и (или) может совершать, а от каких ему нужно воздержаться, но и, прежде всего, мировоззренческого выбора, интеллектуальной честности, духовной свободы. Путь в небо, по меткому выражению Г.Х. Андерсена, идет по раскаленной лестнице.

Что же, по мнению Крифта, заставляет людей идти по пути, по которому прошли собеседники, которых он поселил в своей книге? Страсть, как начало пути, страсть к познанию, страсть к истине. «Лучше быть тем, кто убивает истину, чем тем, кто относится к ней свысока». Страсть, которая бросает вызов скептицизму и заставляет искать истину и находить ее.

Дальнейшие ступени диалога: смысл жизни, любовь, как высшее проявление смысла жизни, жизненные и религиозные принципы, а также следующие ступени, – все они, от первой до десятой, призваны по замыслу автора привести читателя к определенному нравственному выбору. То, что этот нравственный, религиозный выбор явно конфессионально окрашен, позволяет сделать вывод о глубоко личностном подходе автора к описываемым, или вернее сказать, к обсуждаемым проблемам и вызовам современности. Десять ключевых вопросов, десять болевых точек веры.

После того, как живущие в его книге собеседницы высказались, время приходит высказаться и самому автору. В заключение автор прямо говорит нам о том, что поднятые им вопросы не просто философские или религиозные рассуждения, которые помогают скоротать свободное время или призваны решать какие-то сугубо субъективные проблемы самосовершенствования.

Можно и нужно не во всем соглашаться с Питером Крифтом. Этот воображаемый диалог зачастую больше ставит вопросов, чем разрешает, но не также ли происходит и в жизни. И если помнить, что эта книга не богословская научная работа, а полемическое произведение, диалог двух вымышленных, но все же живых персонажей, становится понятным выбор способа, избранного автором для достижения своей цели, чтобы рассказать о ценностях христианской жизни людям, далеким от их понимания.

И несмотря на то, что сам автор иногда демонстрирует непонимание своих оппонентов, задавая от имени их «собирательного» представителя вопросы, которые они вряд ли бы задали, отвечая за них так, чтобы заданные им вопросы более объемно показывали именно авторскую точку зрения, а некоторые взгляды грешат необоснованным упрощением, книга не оставляет читателей равнодушной.

Что еще можно сказать? Чем подытожить все сказанное выше, чтобы точно охарактеризовать книгу, но не раскрыть прежде времени ее содержание? Наверное то, что сказал сам автор (правда о другой Книге): «Она полна сюрпризов».

 

П. Крифт. «Лестница Иакова. Десять шагов к истине», М.: Издательство ББИ, 2015

 

Читать по теме