Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
В поисках наставника / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / В поисках наставника
В поисках наставника
В поисках наставника
Культурный код Игоря Попова
06.03.2016
2305

Мы все нуждаемся в наставнике, признаем мы это или нет, но это правда. Особенно это ощущается в юности, когда нам необходим как воздух тот, кто воспримет нас всерьез, станет нашим учителем, поможет обрести уверенность, да и просто выслушает нас.

Я помню, как в юности мне тяжело было найти того, кто поймет меня, разделит мои устремления, поможет мне обрести внутреннюю уверенность в правильности выбранного пути. Среди сверстников  я такого понимания не находил и поэтому стал тянуться к взрослым людям – учителям в школе, родителям своих друзей, друзьям своей сестры. Путь на самом деле полный опасностей и разочарований. Мне просто везло на людей. Не всегда, но в большинстве своем везло.

Эту тоску по настоящему другу-наставнику я сразу же увидел в герое фильма американского режиссера Гаса Ван Сента «Найти Форрестера», талантливом подростке из неблагополучного района Джамале Уоллесе. Это очень атмосферное, глубокое, философское и доброе кино. Кино о дружбе двух людей из разных миров.

Писатель Уильям Форрестер долгие годы прожил в добровольном затворничестве от мира. Последний раз о нем слышали сорок лет назад, когда он выпустил в свет превосходный роман, завоевавший Пулитцеровскую премию. Но с тех пор никому не удалось переступить порог дома этого отшельника. Однако 16-летнему парнишке по имени Джамал Уоллес удается проникнуть в жилище живой легенды и разговорить нелюдимого старца. И эта случайная встреча оказывается судьбоносной.

Старый писатель и молодой одаренный чернокожий парень из Бронкса находят друг друга потому, что им обоим просто необходимо было обрести эту дружбу. Старый писатель учит писать и жить своего молодого друга, а его молодой друг возвращает Форрестера к жизни.

В этом кино важно все - обстановка, атмосфера элитных колледжей, куда после великолепно сданных тестов попадает Джамал. Фильм даже передает тот самый удивительный привкус писательства и творчества, после чего самому хочется открыть блокнот и писать.

Но, безусловно, главная тема фильма - это взаимоотношения Наставника и Ученика. Это фантазия режиссера Ван Сента о том, что было бы, если бы какой-нибудь из великих американских писателей-отшельников решился впустить в свою жизнь другого человека и набрался смелости стать наставником.

И тут таится одна из самых важных мыслей в этом фильме: мы не просто ищем наставников в своей жизни, цель жизни каждого человека самому реализоваться и стать чьим-то наставником. В этом смысл накопления духовного и интеллектуального опыта. И для этого режиссер в своем фильме создает целую мифологию, будто хочет зашифровать в ней философию картины.

В фильме есть все, чтобы зритель понял важность и смысл наставничества. Уильям Форрестер, которого гениально сыграл замечательный британский актер Шон Коннери, скрылся от разочарований и боли этого мира  в свой замок, не впуская туда никого. Но в глубине своей души он мечтает об ученике, которому может отдать свой опыт, передать свое мировоззрение и свое мастерство. И Джамал идеально подходит для этого.

Но чтобы точно очертить образ наставника, режиссер вводит в сюжет образ антинаставника. Это профессор Роберт Кроуфорд, роль которого блистательно исполнил (простите уж мне за обилие восторженных прилагательных в этой статье) актер Фарид Мюррэй Абрахам.

Кстати, интересно, что данный персонаж списан с реального профессора Роберта Кроуфорда, который преподает историю в Phillips Academy Andover, недалеко от Бостона. Уильям Форрестер дает очень точную характеристику Кроуфорду: «Познавший горькое разочарование учитель может быть либо очень полезным, либо очень опасным». И если задача наставника воспитать, научить и передать свой опыт, то задача антинаставника не дать раскрыться ученику, унизить его, сделать его неудачником (то есть передать ему свой негативный опыт). Борьба этих двух учителей и раскрывают всю уникальность миссии наставничества.

Сама фигура Уильяма Форрестера не возникла из фантазии сценариста и режиссера. Образ Форрестера частично списан со знаменитого американского писателя-затворника Джерома Д. Сэлинджера, автора культового романа «Над пропастью во ржи». И это опять не случайно. Ван Сент хочет показать, что на самом деле Сэлинджер – это нереализованный наставник, скрывшийся от мира, ушедший в нравственную и духовную изоляцию гений.

И тут я целиком и полностью разделяю идею режиссера. Сама фигура Сэлинджера, очень интересная и неоднозначная, до сих пор вызывает споры и спекуляции. Он родился в Нью-Йорке в 1919 году. Его отец — Соломон Сэлинджер, еврей литовского происхождения, зажиточный оптовый торговец копченостями и сырами.  Мать Джерома, Мириам Сэлинджер (до свадьбы носившая имя Мэри Джиллик) шотландско-ирландского происхождения, принявшая иудаизм. Дорис, единственная сестра Джерома, была старше его на восемь лет и два месяца.

Отец стремился дать сыну хорошее образование. В 1936 году Джером закончил военное училище в городе Вэлли-Фордж, штат Пенсильвания. Здесь состоялся его литературный дебют: Джером написал три строфы для школьного гимна, который, кстати, исполняется и по сей день.

Летом 1937 года Джером слушает лекции в Нью-Йоркском университете, в 1937—1938 едет в Австрию и Польшу (здесь в Быдгоще он по указанию отца изучает производство колбас). Вернувшись на родину в 1938 году, посещает лекции в Урсинус-колледже (Пенсильвания).

В 1939 году поступает в Колумбийский университет, где слушает курс лекций о коротком рассказе, который читал редактор журнала «Story» У. Бернетт. Ни одно из высших учебных заведений Джером так и не закончил, не проявив ни особых успехов, ни карьерных устремлений, чем вызвал недовольство отца, с которым он, в конце концов, рассорился навсегда.

Когда началась война, Сэлинджер добровольцем пошел на фронт. По состоянию здоровья его не брали, но он начал писать во все инстанции и добился своего. Уже будучи на фронте, он написал в своем дневнике: «Я чувствую, что я нахожусь в нужное время в нужном месте, потому что здесь идет война за будущее всего человечества».

Война изменила и сделала из него того писателя, которого теперь знает весь мир.  В 1942 году он  закончил офицерско-сержантскую школу войск связи, в 1943 году в чине сержанта был переведен в контрразведку и направлен в город Нешвилл (Теннесси). 6 июня 1944 года сержант Сэлинджер в составе отдела контрразведки 12-го пехотного полка 4-й пехотной дивизии участвовал в высадке десанта в Нормандии. Работал с военнопленными, принимал участие в освобождении нескольких концлагерей.

Писательская карьера Сэлинджера началась с публикации коротких рассказов в нью-йоркских журналах. Его первый рассказ «Молодые люди» (The Young Folks) был опубликован в 1940 году в журнале «Story», основанном Уитом Бернеттом. Первую серьезную известность Сэлинджеру принес короткий рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» (A Perfect Day for Bananafish, 1948) — история одного дня из жизни молодого человека Симора Гласса и его жены.

Спустя одиннадцать лет после первой публикации, 16 июля 1951 года, выходит из печати единственный роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye, 1951), над которым писатель работал с 1941 года. Роман встретил дружное одобрение критики и до сих пор сохраняет популярность среди старшеклассников и студентов, находящих во взглядах и поведении главного героя, Холдена Колфилда, близкий отзвук собственным настроениям.

После того как роман «Над пропастью во ржи» завоевал популярность, Сэлинджер начал вести жизнь затворника, отказываясь давать интервью. После 1965 года он прекратил печататься, сочиняя только для себя. Наложил запрет на переиздание ранних сочинений (до рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка») и пресек несколько попыток издать его письма. В последние годы жизни он практически никак не общался с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке в городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир и занимаясь разнообразными духовными практиками.

Главные герои большинства произведений Сэлинджера — дети и подростки до 17 лет. Однако его нельзя назвать «детским» писателем. В своих произведениях (в первую очередь в романе «Над пропастью во ржи») Сэлинджер поднимает тему противостояния героя-подростка с его идеалами и максимализмом жестокости и подлости окружающего его «взрослого» мира. 

В рассказах и повестях, посвященных семейству Глассов («Хорошо ловится рыбка-бананка», «Фрэнни и Зуи», «Выше стропила, плотники», «Симор: Введение» и др.) тема бескомпромиссного противостояния талантливой личности и мира развивается и углубляется. Братья и сестры Гласс, даже повзрослев, сохраняют верность своим идеалам. В этом их психологически поддерживают собственные дети (рассказ «В лодке»), общий дух семьи Гласс («Выше стропила, плотники»), а также разнообразные духовные практики, в первую очередь дзэн-буддизм («Фрэнни и Зуи»). Тема мистицизма, буддизма и общего ухода от мира с целью сохранить свою духовную сущность явно просматривается уже в «Девяти рассказах» и усиливается в поздних произведениях Сэлинджера.

Сэлинджер умер естественной смертью в своем доме в Нью-Гэмпшире 27 января 2010 года в возрасте 91 года. Информацию о смерти предоставил сын писателя, информация также была подтверждена его литературным агентом.

Всю жизнь Сэлинджер искал наставника и искал возможности  быть таким наставником, но когда дело доходило до самого важного момента – когда учитель должен становится другом, готовым к открытости и доверительным отношениям, он просто сбегал.

Что так страшило его в этом? По сути, Сэлинджер так и остался Холденом Колфилдом, героем своего романа, он остался подростком, который не обрел своего наставника и который не смог стать наставником для своих детей.

Его дочь Маргарет Сэлинджер написала и выпустила книгу «Над пропастью во сне: Мой отец Дж. Д. Сэлинджер». Это удивительно грустный гимн той тоске по настоящему наставнику, которого ребенок хочет видеть в своем отце. Эту книгу я бы посоветовал прочитать, наравне с «Над пропастью во ржи», всем родителям, чтобы понять, как много добра и как много зла мы можем сделать своим детям, и как мы, первые наставники своих детей, формируем их мировосприятие и их жизнь.

В книге Маргарет вспоминает, как отец, в соответствии со своим «монастырским уставом», наставлял ее: в ней не должно быть изъяна и она не должна становиться взрослой. Отец запомнился ей вечно пишущим мечтателем, не способным толком завязать шнурки на ботинках. Он обитал в своем особом мире, и многие его представления о действительности были сформированы голливудскими фильмами 20-40-х годов.

При этом культивируемая им самодисциплина оборачивалась жестокостью по отношению к близким. В нем удивительно сочетались «гений и злодей». Главный вывод, вынесенный Мэгги из детского опыта: «Есть что-то страшное в человеческом существе, которое хочет быть богом».

В отличие от своего реального прототипа, Уильям Форрестер находит в себе силы стать настоящим наставником и другом Джамалу. Он выходит из своей изоляции и помогает мальчику осознать настоящую ценность и миссию наставничества: иногда, чтобы быть сильным, нужно научиться быть… ранимым, быть открытым и честным с тем, кто тебе близок  и кем ты дорожишь. Это непросто.

Когда я читаю Евангелия, то удивляюсь, каким наставником был Иисус Христос. Он всегда видел нужды своих учеников, правда, они сами не всегда осознавали  свои истинные нужды, именно поэтому Христос был впереди, вырывая своих учеников из мира своего эго, своих представлений и своих устремлений, а главное – представлений о Нем. Но главное Христос сформулировал четко и ясно в притче о потерянной овце: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся» (Мф. 18 глава).

Я все время вспоминаю моего тренера в спортивной секции. Однажды в раздевалке, куда мы в прямом смысле доползли после тех, на наш взгляд, нечеловеческих нагрузок, которые тренер дал нам на тренировке, мы возопили к нему и спросили, почему он так издевается над нами. На что получили прямой ответ: «Вы сами всегда будете себя жалеть. Моя же задача помочь вам дойти до грани своих возможностей и сил и помочь попробовать переступить за эту грань. Без меня вы этого сделать не сможете».

Сейчас очень много говорится и пишется о наставничестве и лидерстве. Это модное поветрие. Есть даже философия наставничества, нацеленная на воспитание эффективного лидера (ох, уж мне эти формулировки из терминологии бизнес-коучинга). Но мне кажется, что истинное наставничество идет гораздо глубже и оно важнее формирования лидеров и победителей.

Наставник должен подняться до своей вершины и стать другом, который умеет и, главное, желает принять и понять своего ученика тогда, когда тот в нем отчаянно нуждается. Иногда нужен не просто опыт, мудрость или знание, а возможность и силы открыться и быть ранимым, беззащитным, честным.

Все обстоятельства нашей жизни говорят нам о том, что это опасно и для таких отношений нужна смелость. Смелость быть собой, смелость расстаться с тем, что не является твоей жизнью и твоими ценностями, и смелость обрести настоящую любовь, которую на самом деле большинство людей боятся и избегают. Тогда мы научимся быть учениками и сможем стать наставниками, а не будем найтивсю жизнь бегать от правды о самих себе, прикрываясь чужими цитатами, общими фразами и страхом снова почувствовать боль.

Еще читать