Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
РАЗУМ И РАССУДОК / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / РАЗУМ И РАССУДОК

Не так давно в издательстве "Мирт" вышла небольшая, но чрезвычайно интересная книга Нигеля Камерона "Совершенство во Христе". Автор рассматривает человеческую сущность Иисуса Христа и в связи с этим обращает наше внимание на те стороны нашей человеческой природы, которые вложил в нас наш Творец и которые нам необходимо в полной мере использовать и развивать, поскольку они несут на себе "отсвет славы образа Божьего". Ниже мы приводим отрывок из главы "Разум и вера".


Евангельских христиан нередко обвиняют в антиинтеллектуализме, и, видимо, не без основания. Но те, кто делает это, ошибочно полагают, что это качество характеризует само существо евангельского вероисповедания. Бытует мнение, будто эта религия подразумевает полный отказ от интеллектуальной жизни. Такая позиция очень удобна, поскольку она не требует серьезного подхода к изучению вопросов доктрины. Вот почему многие ругают требование представителей евангельских церквей "принести в жертву разум" ради веры. Неискушенный в вопросах религии мыслящий человек даже не успеет сделать робкую попытку вдуматься, во что верят эти люди, как перед ним уже вырастет стена подобных обвинений.

Мы вынуждены признать, что такое отношение основывается прежде всего на представлениях самих евангельских христиан о месте и роли разума. Слишком часто слышим мы из уст верующих, что их "вера" выше, чем разум, рассудок, интеллект, как будто она представляет собой нечто самостоятельное и независимое, отдельное от всего остального в христианине. Такое представление во многом родилось (как среди части христиан, так и среди светских критиков) как следствие неверного подхода к понятию "рассудок".

Человеческий рассудок помогает нам правильно воспринимать и оценивать реальность и тем самым играет скромную, но незаменимую роль в жизни каждого. Это касается не только тех, кто глубоко задумывается над окружающей действительностью, — ни один человек не может существовать без рассудка. Терминологическая путаница начинается тогда, когда рассудок представляется как нечто большее, чем он является на самом деле, и мы переходим из области рациональности (рассудительности) в область рационализма. Последнее явление уже никоим образом не относится к разуму человека, скорее это теоретическая спекуляция, основанная на мыслительной функции разума и утверждающая, что у человека вообще ничего нет, кроме этой функции. Такая концепция действительно противоречит всем религиозным убеждениям.

Вот почему быть человеком "рациональным" (или "рассудительным") — совсем не то же самое, что быть "рационалистом". Кстати говоря, сам рационализм совсем не рационален, поскольку не допускает даже предположения, что есть Бог. И поэтому данное течение можно обвинять в антиинтеллектуализме. Но и мы делаем большую ошибку, если, отмежевываясь от него, утверждаем, что мы вообще против рассудка.

Итак, смешение понятий "рассудок" и "рационализм" послужило одной из причин, заставивших многих христиан принизить значение собственного разума. Другой причиной стал способ защиты, которая была отличительной чертой консервативного крыла христианства в прошлом столетии. Неожиданно эти люди обнаружили, что они составляют абсолютное меньшинство среди других верующих. И вынужденные выслушивать резкие обвинения — наподобие: "То, во что вы верите по такому-то вопросу, нерационально", — многие христиане, которые придерживались консервативных взглядов, находили простой ответ: "Причем здесь рациональность, такова моя вера!"

Во времена, когда исторически сложившиеся христианские верования все крепче сжимались в тисках новейших интеллектуальных теорий, возможно, люди прибегали к такой форме защиты от безысходности. Чтобы отвергнуть подобные обвинения, требуется вести спор на языке оппонента, то есть использовать факты и логику. И будет большой ошибкой утверждать, что таких доводов не существует или же что противопоставление рассудка и веры — неотъемлемая черта евангельского христианства.

Однако же негативное отношение к рассудку заложено в нем гораздо глубже, чем может показаться из приведенного примера, поскольку речь идет не просто об отдельных случаях, когда складывалась такая ситуация. Можно утверждать, что подозрительное отношение к разуму является причиной общей слабости современной евангельской мысли как в представлениях о Боге, так и об окружающем мире. Мы еще вернемся к этой проблеме позднее. 

Решающее значение имеет признание того, что у человека есть рассудок. Так или иначе, мы будем пользоваться этим обстоятельством. У нас нет другого пути познания — в равной мере Творца и Его творения — и мы только обманываем себя, если не видим рационального в духовной жизни. Откровение Бога может и должно быть осознано нашим разумом, потому что умственная деятельность — столь же ценный Его дар, как и все остальное, и так же несет на себе отсвет славы образа Божьего.

РАЗУМ И БОГОСЛОВИЕ

Необычная и вызывающая сожаление черта современного евангельского христианства — это отход от серьезных богословских исследований Бога и Его откровения, доступных нашему пониманию. Конечно, богословие как академическая дисциплина оказалось безнадежно скомпрометировано в наши дни благодаря тем "ученым", которые сделали себе имя и стали широко известны, создав очередную еретическую религиозную систему. Курсы богословия при университетах редко возглавляют люди, с сочувствием относящиеся к евангельской церкви.

Однако засилье второсортных богословских работ совершенно не говорит о необходимости для евангельского христианства вообще отказаться от богословия. Напротив, такая ситуация должна стать сильнейшим стимулом для образованных верующих людей к заполнению богословского вакуума. Мы должны достойно ответить на вызов всех философских спекуляций о Боге, отвергающих Библию и церковный уклад, и иметь мужество вступить, опираясь на непреложные истины догматов, в спор, касающийся любых аспектов нашей веры, пытаться ответить на самый сложный вопрос, веря, что Бог вознаградит нас за труды.

Несомненно, "академическое" богословие не может быть достоянием каждого из нас, но всякий христианин должен обязательно стремиться к такой глубине теоретического понимания веры, которая доступна для него. Если вы слишком стары для того, чтобы учиться плавать, вы можете погрузиться в воду хотя бы там, где достаете ногами до дна. Мы призваны совершенствовать свои знания благодаря тому, что открывает нам Бог, но часто конец совершенствования человека наступает в тот момент, когда он успокаивается, сделав только первые шаги. При этом теряется понимание, что данный процесс включает в себя не только самостоятельные попытки постигнуть какие-то истины, исходя из личного опыта, но и глубокое доверие к мудрости познания тех людей, которых церковь призвала использовать свои дарования в высших областях богословия. Мы должны полагаться на силы тех, кто занимает особое место в евангельской общине, посвящая свое время и энергию изучению существа веры.