Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧТО В «ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ»? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Руководство / ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧТО В «ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ»?
ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧТО В «ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ»?
ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧТО В «ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ»?
12.10.2012
1697

В силу своего призвания и деятельности мне часто приходится общаться со служителями евангельских церквей на тему управления в церкви. Решил написать об этом, потому что меня серьезно волнует сложившаяся ситуация и существующие подходы в решении церковных вопросов, связанных с управлением. И беспокоит меня не столько недостаток здравого учения и зрелых христианских служителей-руководителей, сколько суеверия и двойные стандарты. 

Радикальность некоторых верующих в искренней борьбе с «поднимающим голову либерализмом», с проникновением в церковь «мирских» подходов и ценностей крайне редко сопровождается осмыслением практики своей собственной жизни и служения. При близком и непредвзятом рассмотрении видно, что многие научились пользоваться разными ценностями и подходами в зонах "житейской" логики и "церковной" практики.

Порой просто возмущают управленческие суеверия в евангельских церквях. Да-да, именно суеверия, ведь суеверие (буквально «напрасное верование») по определению — это предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. И предрассудок здесь заключается не в вере в Бога и Евангелие, а в том, в какие принципы, механизмы и действия в практическом управлении церковью мы верим. 

Проблема. Начнем с однозначного и недвусмысленного заявления: «Церковью управляет Бог!» Согласен, полностью разделяю. 

Только, что именно каждый из нас под этим понимает? Что в «черном ящике»? (Конечно, хотелось бы сказать в «белом», но, уж извините, общеупотребительное выражение.) 

А там внутри много всего: Библия, служение Христа и апостолов, богословские труды, споры, соборы, гонения, мученические смерти, чудеса, божественные вмешательства… Казалось бы, вполне понятный набор, в котором евангельский верующий более или менее разбирается, так почему тогда этот ящик я считаю «черным»? 

Надеюсь, вы помните передачу «Что, где, когда?», где знатокам необходимо определить, что находится в черном ящике. Главная интрига в том, что вопрос телезрителя конкретен и в ящике лежит ответ в виде какого-то конкретного предмета. Искомое содержимое осязаемо, и не является набором каких-то версий или идей. В продолжение аналогии с передачей, попробую пояснить в виде воображаемого диалога:

 - Итак, вопрос прихожанина («телезрителя»): «В таком-то году в городе N в течение n-го количества лет существовала церковь (или служение) такая-то с пастором (служителем) таким-то. Сейчас этой церкви (служения) не существует. Что стало причиной закрытия церкви»? 
- Подсказка: пастор (служитель) был любящий Бога, не грешил и был хорошим семьянином. 
- Ваш вариант ответа, служители («знатоки»)? 

Вопрос может и радикален для христианского восприятия, варианты ответа не придумываю специально, думаю, у вас возникли свои. К чему это я вообще? К тому, что ситуация реальная, и не задай я этот вопрос, наши правильные ответы из серии: «Церковью управляет Бог», так бы и оставались абстрактными. 

Вы сталкивались с закрытием поместных церквей, с прекращением функционирования служений, с остановкой деятельности миссий? Это происходило по конкретным причинам? Это делал Бог? Или фактически это делали конкретные верующие люди, которые в конкретных ситуациях принимали конкретные решения (или просто решения кто-то принимал за них)? Я имею в виду не какие-то крайние случаи и явные грехопадения. 

Суеверие говорит, что этот черный ящик открывать не надо. Вера говорит: «Не бойся, открой»! И правильно ответить, и ошибиться в этом вопросе может быть одинаково полезно. 

Вредно, иногда просто катастрофично для церкви может быть именно нежелание открыть этот ящик. Отодвинуть его в дальний угол и обычно не до лучших, а до худших времен - разрушительно. Когда эти худшие времена настают, то, как показывает практика, там уже бывает не до правильных решений по вере, а стоит вопрос, как выжить, не потерять свое «христианское» лицо или просто выкрутиться… 

В изложенном контексте суеверие – это вера в «черный ящик» сам по себе, в некую теорию его содержания, в собственное представление о том, что там внутри. Она напрасна и не приносит плода и устройства в церкви. «Ящик» нужно открывать, и делать это предстоит каждый день при решении каждого важного вопроса, исследуя его содержимое. Это и есть вера в действии и власть для этого дана нам во Христе. Научитесь отличать ее от суеверий

Цели. А что у нас с целями поместных церквей? Из моего опыта могу сказать, что при прямом вопросе церковной аудитории по этому поводу обычно оглашается следующий список: спасение людей, евангелизация, прославление Бога, свидетельство миру, рост числа верующих, возрастание во Христе, воспитание учеников и служителей и т.д. 

Ответы, конечно же, правильные и такие сходу называются в том или ином порядке и интерпретации в любой церкви (хоть у баптистов, хоть у пятидесятников). Тогда сразу задаем следующий вопрос прихожанам: «Что можно сказать об этой церкви и верующих, исходя из этих ответов, если посмотреть на них как бы со стороны? Чтобы не смущаться, представьте, что не вы их написали, а верующие из другой церкви». 

В первой волне позитивных высказываний и суждений будут: это церковь, любящая Бога, исполняющая Его заповеди и призвание, молящаяся и т. д. Но, немного подумав, обязательно из зала робко пробивается: «Абстрактные какие-то у нас цели, общее представление только, что значит спасать людей, каких людей, сколько, как?» Кто-то тут же скажет: «Всех!»; кто-то: «Родных хотя бы…».

А если проблематизировать дальше, то видно, что мало конкретики, реальных представлений, размышлений и планов. Говорит это, конечно, о том, что на вопрос отвечаем сходу, а может и о том, что серьезно не размышляем, верим и служим «по течению», ходим в церковь уже по сложившейся традиции, в жизни церкви участвуем номинально. При этом, нисколько не сомневаясь, скажу, что большинство в церкви – это искренне верующие люди, готовые на многое ради Христа. Парадокс, однако! 

Ответы и ответственность. Есть ли правильные ответы на сегодняшние острые (или для кого-то не острые?) вопросы по поводу управления церковью (миссией, служением)? Нужны ли церкви целеполагание, стратегия, видение или можно просто молиться? 

Нужно ли образование или можно спокойно жить по Духу (хотя из Писания же понятно, что эта жизнь очень неспокойная)? Как взращивать профессиональных служителей или Господь сам призовет и научит кого надо? Молиться ли за новое поколение верующих, за пробуждение или служить тем и с теми, кто есть в церкви сейчас? 

Регулярно рекрутировать в служение молодежь, у которой вроде время и желание служить есть? Но уж настораживающе периодично этот состав в церкви меняется и выглядит это просто как определенный этап в жизни молодых людей. После начала семейной жизни молодежь расставляет приоритеты, исходя из реально сформированной веры, в которую, по печальной статистике, служение чаще всего не входит и призвание забывается. 

А может надо показать молодым пример жертвенности, веры, профессионализма, помогая вставать в служение «среднему классу» церкви? Ведь есть верующие в церквях с высшим, богословским образованием или прошедшим другие серьезные «жизненные университеты», понимающие цену вопроса призвания, имеющие опыт, воспитывающие детей. 

Эта прослойка заметно выросла, но в церковных служениях этих людей особо не видно, то ли из-за отсутствия веры и охладевания, то ли из-за отсутствия живых церковных отношений, недоверия церковным лидерам, материальной незащищённости служителей, непрофессионализма и дефицита зрелых служителей-руководителей, с которыми и за которыми можно идти и понятно куда... 

Универсальных ответов на эти вопросы у меня нет, каждая жизнь и судьба уникальны. Ответы приходят и проблемы разрешаются, когда мы без страха открываем эти черные ящики и начинаем исследовать их содержимое. 

Не буду распределять ответственность между служителями и прихожанами. Все же это не по-евангельски, ведь верующий Нового завета априори является служителем (если он ученик своего Учителя, конечно). При этом надо признать, что ответственность и степень исполнения призвания верующим, конечно же, сильно отличается. 

Так кто отвечает за открытие черного ящика? Тот «знаток», которого выберет команда? Или смельчак, предложивший свою кандидатуру и взявший на себя ответственность? А ведь бывает "капитаном" утверждаются и ошибочные версии при наличии правильной… 

Думаю, самого процесса и ошибок бояться не стоит. Проблема чаще в том, что мы не хотим брать эту ответственность, перекладывая все либо на «старших братьев», либо «умывая руки» правильными ответами в проповедях, которые не знаем, как практически воплотить в церковную жизнь. 

Так все же кто управляет церковью? Как это происходит, посредством кого и чего? Каковы инструменты и механизмы этого управления? Есть ли настоящее управление у вас в церкви? Или это похоже на изучение инструкции по эксплуатации механизма, который давно не используется по назначению, и с него только регулярно протирают пыль, а где-то он наполирован и блестит, но звука мотора все равно не слышно... 

Относительность. Хорошо, решили, с Божьей помощью открываем! Но с чем сравнивать содержимое «черного ящика»? Каковы эталоны, стандарты? Показатели церковной посещаемости, качество проповеди, верность в десятине, несение какого-то служения по воскресеньям относительны (к примеру, во времена преследований верующих в СССР эти показатели имели намного больший вес, ведь каждое посещение собрания было показателем серьезности намерений). 

Относительны эти показатели не в смысле отсутствия веры, а в смысле масштаба проявления личной веры в контексте жизни верующего. Две лепты, пожертвованные вдовой, были сравнимы с ее дневным достатком, и в глазах Христа это стало абсолютом веры. 

Думаю, сегодняшние аналогии большинство верующих видит и может провести самостоятельно. Сейчас я делаю акцент на регулярном применении этого принципа относительности, который может помочь увидеть ситуацию со стороны, осмыслить собственный опыт, опыт служения. Как верующие, мы любим говорить об абсолютных истинах, но в наших жизнях и служении они ведь проявляются относительно. Поэтому Христос указал на относительное сравнение. Только отталкиваясь от конкретной системы координат, мы можем видеть и понимать масштаб веры, размеры явлений в ней. 

У одного пастора с регулярностью раз в пять лет меняется команда, у другого все те же у «церковного руля», меняются только прихожане, у третьего неизменный состав «вечных» учеников и чужакам здесь не место. 

Один поначалу верит в большую церковь и имеет глобальное видение, а потом годами занимается душепопечением максимум 20 человек. В одной церкви решения принимаются голосованием членов, в другой - пресвитерским советом, в третьей по результатам церковного совета решение принимает единолично пастор. 

Кому-то нравятся и близки «простые церкви», кому-то только G12. Причем выбор системы координат, конечно, зависит от богословской школы, духовных авторитетов, образования, характера, зрелости и опыта служителя. 

Многим близки крайние позиции (харизматия или фундаментализм), либо мудрая и выигрышная (в краткосрочной перспективе) позиция библейского цитирования, чтобы не согрешить ненароком, либо после неудачного опыта опробования с настороженностью рассматривают опыт других. Так как же выбрать систему координат? Конечно же, начинается все с  личной веры!  При этом "богословский" вопрос качества и фундамента этой веры всегда остается открытым, как и вопрос, в какой степени эта вера "личная".

Следующий ориентир – это оценка и очерчивание границ своего призвания служителем и честное измерение своего потолка. Этот процесс волнителен, иногда кажется разрушающим веру и неприятным, но на самом деле оценка, выполненная по совести, позволит действовать Богу через понимающий свои ограничения и нужды «сосуд». 

Стоит исследовать свою веру, стоит понять, сколько и какие решения были приняты хотя бы за прошедший год. Это поможет. 

Масштаб прикинули. Теперь надо бы с кем-то этот масштаб согласовать и составить «карту движения», согласившись по принципиальным вопросам видения и служения с соработниками, служителями, лидерами, прихожанами. Попробуйте прийти к согласию по важным вопросам хотя бы вдвоем! 

Это наиболее непростой и часто болезненный процесс, ведь даже у мужа с женой, живущих под одной крышей, согласие не всегда приходит автоматически, бывает и до битья посуды доходит у некоторых. Только настоящее согласие принесет умножение и усиление, без него все ограничивается потолком служителя, который, конечно, тоже бывает немаленький, но чтобы увидеть славу Бога в церкви этого недостаточно. 

Инструменты. И тут подстерегает непростая для христианина дилемма, какие практические инструменты управления можно использовать в церкви? Они же, как оказывается, есть «святые» и «несвятые», «угодные Богу» и «мирские», и что бы что-то использовать, конечно же, надо получить «откровение»! Видите, сколько «контейнеров» предстоит еще открыть? 

Насколько я понимаю, проблема применения или неприменения тех или иных инструментов и подходов начинается с имеющегося у многих верующих собственных принципов разделения жизни на как бы «церковную» и как бы «нецерковную». У многих получается это с «легким» сердцем, когда на церковном совете одни принципы и предложения, а на работе, в магазине, больнице, школе - другие. Мы сами проводим границы зоны действия «церковных» и «мирских» принципов. Делается это чаще всего искренне и без злого умысла, конечно, но последствия бывают тяжелыми. 

Давайте пристальнее взглянем на практику христианской жизни «в миру». Если взглянуть на количество детей у среднестатистической евангельской семьи, то можно предположить, что большинство супругов рождаемость планирует (конечно, есть исключения, но сейчас не об этом). Детей верующие отдают в «мирские» садики, школы, кружки (избранные попадают в «христианские», но опять же сейчас не об исключениях). Одежду, продукты, компьютеры мы выбираем, исходя из качества, бюджета, желаний; даже кредиты и квартиры в ипотеку уже берем помолившись. 

Получается, что ставить какие-то цели, рамки и следовать им в повседневной жизни у большинства получается. А в «церковной» жизни почему с этим полный завал? Мы же любим образ «церковь–семья»! И где тогда разговоры и обсуждения «родителей-служителей»? Какими они хотят видеть «детей-прихожан»? 

Где продуктивные споры братьев и сестер, которые обязательно должны закончиться примирением, ведь живем-то вместе? Во что одевать и кормить детей? Чему учить и куда отправлять получать «высшее церковное» образование? 

И я сейчас опять не о «правильных» ответах, их у меня нет, до них каждая семья доходит по-своему, а последствия «неправильных» ответов пожинает самостоятельно. Я к тому, чтобы мы не жили суевериями и двойными стандартами… в церковном управлении! 

Решение. Ну, вот добрались до «правильных» и «универсальных» ответов. 

Во-первых, нужно начать избавляться от двойных стандартов, подрывающих веру и жизнь церкви. 

Во-вторых, обсуждайте цели «церковной семьи», мечтайте, стройте планы, следуйте им, корректируйте. Попробуйте перевести общецерковные цели на уровень конкретных служений и служителей, распределите вклад и роль каждого в реализации этих целей. Честно и детально обсудите церковный бюджет, подходы к его формированию и принципы распределения. 

Учитесь, не бойтесь ошибок. Задавайте вопросы своим пасторам, лидерам, соработникам, братьям и сестрам в церкви. В семье же дети задают вопросы, причем иногда вопросы заставляют родителей серьезно поломать голову в поисках ответа. 

Обсуждайте их. Представьте свою церковь через 10-20 лет, пусть в условных границах, подумайте, какой вы ее хотите видеть. 

А через 5 лет? Они пролетят быстро. 

А конкретный план на год, слабо? Или Бог сделает все за нас? К сентябрю все готовят детей к школе, к июню уже надо знать, куда поступать. Или по осени (весне) планируем в армию? 

Пройти техосмотр, получить паспорт, подготовить отчет о проделанной работе начальнику: на все есть свои времена и сроки, и хотим мы этого или нет, но эти вопросы приходится решать. В налоговую инспекцию мы не приносим декларацию позже установленного срока (если, конечно, не хотим проблем), а в церкви решение серьезных вопросов порой может откладываться до следующего совета…через месяц. 

Или в церкви не такие серьезные вопросы решаются, как текущие житейские? Всего лишь вопросы жизни или смерти для кого-то… 

Ежедневно мы думаем, чем накормить, во что одеть детей и даже научились делать это уже не как «язычники». А что с нашей ежедневной жизнью в церкви или мы давно ограничили ее воскресеньями? И заглядываем ли мы в этот большой черный ящик под названием «церковная жизнь»? Я предлагаю заглядывать туда почаще, чтобы жить одной, настоящей жизнью во Христе. 

В следующих публикациях постараюсь более детально рассмотреть соответствующий практический управленческий инструментарий применительно к поместной церкви: проведение организационной диагностики; формирование образа желаемого будущего (видения); постановку стратегического управления, формирование служебных функций и мотивацию их исполнения, работу с практическими организационными ценностями и нововведениям. 

Конечно же, мы не удивим мир, используя профессиональные управленческие подходы и инструменты в служении, он с успехом использует эти инструменты для достижения своих целей. Мы сможем удивить этот мир делами практического достижения целей Его Царства. Удивить уверенностью в невидимом, отсутствием двойных стандартов и суеверий. Удивить верой из дел. Как думаете, в этом есть нужда? 

P.S. Библейские цитаты не приводились по ходу текста с умыслом, чтобы не создать дополнительных «черных ящиков» и не уйти в трактование понимания (проблем у нас больше все же не в понимании Слова, а в Его воплощении в собственной жизни). Думаю, соответствующие места Писания по ходу чтения у вас всплывали, и, надеюсь, мы друг друга поняли.