Главная / Статьи / Руководство / Духовность и лидерство
Духовность и лидерство
Духовность и лидерство
26.03.2014
629
В основе понимания христианской духовности лежит истина о том, что Бог-Творец преображает человека. Всемогущий Спаситель проявляет милость к каждому грешному человеку, приходящему к Богу с раскаянием.

Вместе с прощением человек обретает новый смысл жизни. Бог преображает разных людей для достижения общих высоких целей – Боголюбия и человеколюбия. Бог дает людям духовную крепость делать добро и противостоять злу себялюбия, распутства, алчности, стремления к власти и т. д.

Духовное единство с Богом через веру в Христа помогает людям жить в правде, смирении, незлобии, простоте, терпении, милосердии и подлинной радости. Христианство помогает людям находить творческие решения, чтобы решать межгрупповые конфликты и использовать социокультурные различия людей всем во благо.

Я родился и вырос в семье глубоковерующих родителей. Мое детство и школьные годы я провел в многонациональном Крыму. Армейская служба связала меня с Киевом и Москвой. Университетское образование я получил здесь в Санкт-Петербурге. Я обучался за рубежом (в Канаде, США, ЮАР, Великобритании). Мне приходилось работать и читать лекции в Южной Корее, Англии, США, Канаде, Армении, Украине, Голландии.

Я тружусь вместе с людьми из разных культур. В различных уголках мира, где я оказывался, я встречался с христианами различных конфессий, для которых я становился братом во Христе, близким человеком, а не чужаком или врагом.

Я благодарю Бога за ВСЕХ людей, которые, независимо от их религиозных убеждений, принимали меня и служили мне. В свою очередь, я прошу у Бога свободу от стереотипов мышления или иллюзий. Я прошу у Бога сохранять способность видеть многогранность Божьего образа в человеке, творить добро всем, кто окружает меня, проявлять уважение к человеческой личности.

На прошлой неделе я посетил Москву и Киев, где встречался с евангельскими христианами из разных регионов России и Украины. Язык, национальность, земное гражданство, культурные особенности и денаминационная принадлежность отличают нас друг от друга. Однако я могу с уверенностью сказать, что ХРИСТОС, вера в Бога помогают нам преодолевать наши различия. Со многими христианами из разных стран я нахожу прекрасное взаимопонимание. Нам удается, как пишет Некрасов, – «сеять разумное, доброе, вечное».

Однако, я также осознаю, что когда у нас, христиан, не хватает духовных сил, тогда мы начинаем вести диалог между собой в первую очередь как русские, украинцы или итальянцы, во вторую очередь, как православные, католики или евангельские христиане, и уже только в третью очередь, как братья и сестры во Христе.

Без Христа у нас нет прочной основы для взаимопонимания и сотрудничества. Если между нами нет искреннего партнёрства, нет братского общения, то стоит задуматься — верно ли мы понимаем Христа?

Российские аналитики признают, что, несмотря на определенную степень воцерковленности людей, все еще наблюдается явная и скрытая их бездуховность. Кто-то сказал, что в нашем обществе много безбожников. Печально то, что безбожниками названы люди, которые признают существование Бога, но при этом они живут, словно Бог не существует для них. Эти безбожники и Бога не боятся, и людей не стыдятся.

Очень мерзко и бездуховно, когда люди, называя себя христианами, продолжают говорить ложь, приворовывают народное и государственное, нагло лицемерят, в переговорах скрывают истину, используют сомнительные средства для достижения корыстных целей, пользуются слабостью ближнего, чтобы нажиться. Когда попирается истина и справедливость во взаимодействии между христианами из различных культур и народов, то стоит задуматься — верно ли люди понимают Христа? Судя по тому, как некоторые поступают, – они не знают Христа! Это враги Христа!

Для России, как верно подмечает российский философ Алла Глинчикова, необходимо верное социальное, экономическое и политическое ориентирование, без которого она «напоминает собою путника, который шел в определенном направлении и вдруг оказался в совершенно незнакомой местности, - и теперь ему нужно определить, как отличить движение вперед от движения назад, вбок, в сторону, по кругу». К словам Глинчиковой стоит добавить, что России, как впрочем и другим странам (!), нужно, главным образом, духовное ориентирование, движение к Богу.

С богословской точки зрения, духовность – это процесс трансформирующих взаимоотношений Бога с человечеством. Духовность – это когда человек, научаясь из Евангелия, долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истинe, верит правде, надеется на лучшее, терпеливо сносит обиды и тяготы жизни.

Бездуховный человек не может объективно оценить идеи и поступки людей из другой культуры, уловить и понять отличительные и положительные стороны других людей с присущими для них культурными традициями и практиками. Бездуховность, наоборот, порождает предвзятость по отношению к представителям другой культуры и грубый этноцентризм.

При бездуховности людей патриотизм может стать национализмом. Бывший федеральный президент Германии Йоханнес Рау хорошо сказал, что «патриот — это человек, любящий свою родину, а националист — ненавидящий другие народы и страны».

Для христиан сейчас важно проявлять лучшие лидерские качества и компетенции. Нам важно жить и поступать в соответствии со своими глубокими убеждениями; видеть ситуацию, отношения и взаимосвязи в целом; осознавать свою сопричастность обществу. Нести ответственность за то, каким образом мы оказываем влияние на наше окружение. Наше духовное кросс-культурное лидерство должно выражаться в способности ценить разнообразие — ценить в людях то, что их отличает от других; в способности не смешиваться с толпой и отстаивать собственные убеждения; в осознании своего истинного положения и предназначения в этом мире.

В условиях секуляризации общества Церковь может и должна взять на себя лидерскую роль. Духовное лидерство Церкви – в проповеди Христа. Сущность духовного лидерства Церкви − в явлении правды, любви, сострадания и всевозможной добродетели.

Многообразие прекрасно, единство необходимо, а во Христе, единство – возможно!

 

Из выступления на 5-м Молитвенном затраке в Санкт-Петербурге
(в сокращении)