Главная / Статьи / Руководство / Христианское лидерство
Христианское лидерство
Христианское лидерство

В поисках устаревших мифов

02.02.2017
619

Истина вечна, но наше понимание Истины постоянно обновляется или, по крайней мере, должно возрастать. Мы взрослеем в нашем личном понимании Истины и как Вселенская Церковь.

Со времен Апостолов многое было забыто, но и они не знали многого. Кроме того, каждая культура имеет свои сильные и слабые стороны, которые должны быть подчинены принципам Царства Божьего.

Прожив в России уже 10 лет, я, как мне кажется, смог увидеть некоторые из этих слабых и сильных особенностей культуры, как моей собственной, так и русской. Ниже приведены мои мысли о лидерстве в России, основанные на моих наблюдениях и размышлениях о библейской истине.

Социологи (к нашему удивлению, не российские), рассматривая различные аспекты культурных ценностей, установили, что Россия может быть охарактеризована как страна, в культуре которой имеется высокая "дистанция власти".

Дистанция власти - это тенденция, когда члены организаций и институтов (в том числе семьи), имеющие меньшую власть, принимают и ожидают, что власть распределяется неравномерно. Но в то же время такое культурное мышление более коллективистское, чем в западных культурах.

На протяжении длительного времени находясь в служении различным христианским лидерам, церквям и организациям России, я был поражен, как эта тенденция проявляется и во взаимодействии россиян друг с другом. С одной стороны, они привыкли к тому, что им говорят, что нужно делать, а с другой стороны, они обычно работают сообща для достижения общей цели. Русские чрезвычайно хорошо и как будто интуитивно понимают, каким должен быть истинный коллектив, но по факту кажется, что никто не находился в коллективе, близком к идеальному.

Я пришел к заключению, что с точки зрения глобального христианства, Бог дал россиянам высокий лидерский потенциал и вызов действовать в командах для усиливающегося влияния Царства. Проблема заключается в том, как и в любой культуре, еще не преобразованной полным Евангелием, что эти способности либо скрыты, либо деформированы грехом.

 

Мы можем наблюдать подобную модель и в христианстве, которое характеризуется:

• вертикальным управлением;

• недостатком многообразия в служении;

• служением, сочетающим избыток учения и недостаток его применения;

• попытками развивать отношения с Богом, пренебрегая отношениями в Теле.

 

Управление церковью в соответствии с моделью вертикали власти естественно для культуры, которая ценит и почитает власть. Но я полагаю, что есть различие между руководством как даром и руководством как ролью. В последнем случае руководство берет на себя функции принятия решений, и сфера влияния этих решений часто очень широка. Эта модель лидерства в большей степени базируется на традициях, а также светских и политических моделях.

Библейское лидерство основано на взаимности. Некоторые люди имеют лидерский дар, который может включать определенные аспекты лидерства, например, решительность, наличие видения, инициативу, умение воодушевлять людей, способность выполнить задуманное, и т.д. Это все приемлемые библейские черты в данном контексте. Фактически, многие западные культуры стали настолько феминистичными, что потеряли вкус этих мужских характеристик. Россия не должна потерять эти существенные черты! Опасность кроется в том, когда применение этого выполняется без взаимности, которое мы можем найти в подчинении всех даров, данные Богом Телу. Важнейший вопрос лидерства: «Где помазание?»

Отсутствие многообразия в служении является результатом вертикального управления, которое сосредоточено на том, что практично. В результате этого наиболее распространенные должности служителей в большинстве малых и средних церквей - это пастор/проповедник, члены группы прославления и служения помощи (служба порядка, подготовка помещения, организация питания после служения и т.д.). Иными словами, речь идет о служениях, нацеленных на проведение воскресного служения. Это вряд ли представляет всю широту библейских служений и даров. Важнейший вопрос лидерства: «Какое сокровище сокрыто в каждом человеке?»

Твердое библейское учение является критически важным для любой церкви, но давайте будем честными: служение учительства проще, чем служения, которые сосредоточены на применении. Учить можно массово, а наставничество, консультирование, построение здоровых отношений и подотчетности занимают много времени, усилий и внимания. Важнейший вопрос лидерства: «Каков путь от знания к послушанию?»

Учение и поклонение приводят людей к более глубоким отношениям со Христом и имеют важное значение. Но, как Иаков и Иоанн учат нас, любовь к Богу без соответствующего выражения в межличностных отношениях – это мертвая вера. Служение малых групп представляет собой частичный ответ на два последних вопроса. Сложность возникает при попытке ответить на вопрос: «Чего мы хотим достичь и каким образом при помощи служения малых групп?» Обычный ответ: «Малые группы углубляют понимание воскресной проповеди». Но и здесь акцент по-прежнему ставится на обучении, возможно, допуская некоторое обсуждение применения. Важнейший вопрос лидерства «Как любовь к Богу и любовь к людям подпитывают друг друга?»

Давайте разберемся, что приводит к укоренению этих недостатков в Церкви. Мое утверждение, что лидерство приняло определенные идеи о руководстве, которые, если копнуть глубже, оказываются в лучшем случае бесполезными, а иногда приводят к разрушительным последствиям.

 

Вот, несколько современных мифов христианства:

 

1.                      Библия дает ответы на все вопросы жизни

Это только часть правды. Рискуя быть побитым камнями, я хочу оспорить логику этого мышления.

Является ли Библия абсолютно истинной? - Да.

Она полностью достоверна? - Да.

Есть ли в ней ответы на каждую ситуацию в жизни? - Да, если добавить два важных уточнения.

Во-первых, именно Святой Дух открывает и наставляет. Невероятно важно понимать это, чтобы не попасться на удочку "интеллектуального христианства", которое ограничивается тем, что может получить от чтения Библии любой неспасенный человек. Святой Дух оживляет слова Библии, применяя их к контексту реальной жизни, когда мы просим Его об этом.

Во-вторых, даже Святой Дух связал наш доступ к полноте богатства и глубины истины (в том числе, применение) с конкретным помазанием, которое Он дал каждому из нас. В 1 Ин. 2:27 написано: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте".

Сначала этот текст, кажется, прямо противоречит тому, что утверждаю я. Но на самом деле, основная мысль Иоанна в том, что Дух Истины живет в каждом спасенном человеке. Этот Дух учит и защищает нас от духа лжи (реальная озабоченность Иоанна). Источником помазания учения, то есть источником, подтверждающим истину в наших сердцах, является сам Дух. Но это вовсе не означает, что я могу знать все, что Дух говорит, не слыша, как вы и другие слышат Его. Попробуйте группой индуктивно изучить любой отрывок Писания, избегая подсказок «правильных ответов» с чьей-либо стороны. Вы будете поражены тем, насколько более глубокий смысл помазание открывает каждому в процессе того, как мы разбираем Слово вместе.

2.                      Поднимайте сильных лидеров и у вас будут сильные церкви

Еще одна часть правды. Почему?

Потому что хорошее руководство имеет важное значение для любой организации и любой работы Господа, но будет ошибкой полагать, что правильное руководство достаточно для успеха.

Павел говорит в Послании к Ефесянам в 4 гл., что основная функция лидерства "к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…" (ст. 12-13). Целая книга могла бы быть написана, чтобы раскрыть эти стихи, но нужно помнить важнейший элемент - единство Тела. Самое простое выражение нашей цели в том, что мы должны быть в состоянии созидать друг друга в любви и добрых делах, что распространяет правление Царства Бога на Земле.

Вы скажете: «Ну, хороший лидер должен быть в состоянии сделать это!» Я говорю: «Аминь». Но тогда почему мы обучаем лидеров в изоляции? То есть, почему обучение лидерству не включает в себя практику навыков:

• как научиться ободрять друг друга - 1 Фес. 5:11; Евр. 3:13; 10:25

• как поддерживать друг друга - Гал. 5:13; Римл. 15:14

• как соревноваться в почтении друг друга – Рим.12:10

• как носить бремена друг друга - Гал. 6:2

• как служить друг другу в соответствии со своим даром - Гал. 5:13; 1 Пет. 4:10

• как достичь единомыслия между собой - Рим. 12:16; 15:5

• как достичь проявления взаимности в Теле Христа разными библейскими способами?

 

3.      Создайте сильную церковь, и “мир” сам придет

 

Проблема здесь двоякая. Во-первых, как определить, что такое сильная церковь? Во-вторых, обязательно ли здоровая церковь привлечет неспасенных?

К сожалению, многие неверующие часто вполне довольны своей жизнью. Если церковь это просто "встреча людей в данном месте, в данное время", тогда она становится узким кругом людей, которые скрываются от мира. Если же церковь - это люди, которые собираются для возобновления завета и в этой силе идут в мир, зная, как быть светом, и сияют в мире, такая церковь растет. Ключ в знании, как быть этим светом. Это приводит нас к следующему мифу.

 

4.      Нужно просто больше евангелизировать

 

Если суть евангелизма в том, чтобы просто рассказывать людям о Боге, Иисусе и что было сделано для нас, то мы пытаемся "без труда вытащить рыбку из пруда". Этот метод не позволяет завоевывать сердца тех, у кого есть серьезные вопросы или кто ищет глубоких взаимоотношений. Можем ли мы построить настоящие мосты взаимоотношений, которые ведут к людям, находящимся в их жизненных ситуациях, и помогают им видеть и реагировать на текущее действие Святого Духа, ведущего их к вере?

 

5.      Мы завоевываем погибающих, ставя их перед лицом Истины

 

Были ли вы когда-то убеждены в чем-то благодаря конфронтации (дома, на работе, в каких-либо отношениях)? Когда несогласие приводит к согласию? Должен ли я отрицать необходимость говорить правду? Всегда ли? Я не отрицаю нужду говорить даже горькую правду. Проповедь Павла в Ареопаге является прекрасным примером обретения общего понимания при помощи мостов истины и вызова противникам обратиться к новым способам мышления.

 

6.      Учите хорошо, и послушание приложится

 

Существует два вида тренеров в спорте. Одни доходчиво объясняют, что должно быть сделано и насколько важно это сделать. Другие показывают, как это сделать. Кого из них вы считаете более эффективными?

Человек не поймет, какой должна быть христианская жизнь до тех пор, пока вы не станете ходить с ним, как это делал Иисус, уча на пути, показывая, как жить на собственном примере. Проблема заключается в том, что этот вид служения занимает очень много времени. Гораздо легче научить всех хорошим принципам, чем помочь лишь некоторым применять эти принципы в своей жизни.

Вывод: Процесс взращивания лидеров Церкви должен соответствовать библейским стандартам и применять современные образовательные технологии. Хорошее обучение должно включать в себя:

 

1.      Баланс между теологией и практикой. Как мы можем ожидать применения Слова, если наша образовательная модель делает акцент только на получении знания? Как мы можем смоделировать процесс послушания, если мы сами не проходили это? Богословское, как и любое другое христианское обучение, должно включать в себя возможность "совершать свое спасение" (Флп. 2:12) практическими способами.

2.      Сильный акцент на навыках общения, в том числе на умении слушать. Возможно, в прошлом было время, когда "образованные" люди, вследствие общего христианского консенсуса, хорошо разбирались в том, каким должен быть качественный разговор. Почтение должно начинаться с внимательного слушания. И то, что XX веку не удалось уничтожать, получило еще больший удар через Интернет и социальные сети. Разговор - умирающее искусство, которое имеет решающее значение для нахождения согласия, что является библейским поручением в служении во имя Иисуса.

3.      Ответственность друг перед другом, а не только перед лидером. Библейская подотчетность заключается скорее не в ответе за данное слово, а в предоставлении взаимного ободрения, поддержки и искренности для того, чтобы помочь друг другу в достижении успеха. Эти функции принадлежат всему Телу. Таким образом, становится понятно, что невозможно и не мудро ожидать от традиционной системы лидерства обеспечения такого уровня заботы о каждом в церкви.

4.      Акцент на ценностях, а не доктринах. Можно прочитать библейский отрывок, ища в нем подтверждения истины. Но также можно читать Библию с целью найти то, что ценит Бог, сравнивая с тем, что ценит человек. Это принципиально иной подход, но плоды этого не менее значимы. Такой поиск поможет задействовать не только мозг, но и сердце.

5.      Акцент на слушании Бога, а не на предъявлении требований друг ко другу. Если Бог говорит, если Святой Дух жив, то мы действительно можем доверить Ему вести нас. Вопрос: если в вашей жизни есть 100 областей, которые нуждаются в улучшении, как выбрать, над которой из них работать в первую очередь? Как Бог избирает, на что обратить внимание?

Бог, конечно, все видит и не осуждает нас за все, что мы делаем несовершенным образом. Но если источником нашего обличения всегда являются люди, указывающие нам, что делать, или озвучивающие слова Библия, то мы прекратим даже пытаться слушать Бога самостоятельно.

Читать по теме